Дело № 2-2386/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2019 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Индриковой М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Никитиной О.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Киркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Терминал» о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Терминал» о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: <адрес> В обоснование заявленных требований указал, что по результатам прокурорской проверки на обеспечение равных с другими гражданами возможностей, предусмотренных действующим законодательством, выявлены факты нарушения данных прав со стороны ООО «Терминал», выразившиеся в том, что в указанном здании, находящемся в собственности ответчика, отсутствует пандус (наклонная поверхность) для передвижения маломобильных групп населения.
В судебном заседании представитель истца Киркина Н.В. исковые требования поддержала, по изложенным в иске основаниям, и вновь привела их суду.
Представитель ответчик ООО «Терминал» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Третье лицо Калининская районная организация Чувашской Республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Суд с согласия представителя истца рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права двухэтажное панельно-кирпичное здание с двухэтажным кирпичным пристроем, одноэтажным кирпичным пристроем, общей площадью 2105,08 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчику ООО «Териминал».
В результате проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, прокуратурой Калининского района г. Чебоксары выявлены факты нарушения прав инвалидов, выразившиеся в том, что вход в здание, принадлежащее ООО «Терминал», используемое для оказание услуг в сфере торговли и реализации товаров, не оборудован специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом (наклонной поверхностью).
Отсутствие пандуса свидетельствует о нарушении требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры на территории г. Чебоксар, соответственно, это нарушение подлежит устранению путем оборудования пандуса при входе в здание нежилого помещения «Рандеву», что прямо следует из норм закона.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).
Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры.
Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 01.07.2010 (ст.ст3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"), где в части общих требований к зданиям, сооружениям предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Указанная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 13.05.2010 года N 689-О-О.
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений.
В связи с этим, учитывая, что вход в здание не оборудован специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, как того требуют положения вышеизложенных норм закона, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Ответчик ООО «Терминал», будучи собственником здания, относится к субъектам, на которых законодателем возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в целях реализации их прав.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета, исходя из размера удовлетворенных требований 6000 руб., поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197,235 ГПК РФ суд
р е ш и л
Возложить на ООО «Терминал» обязанность по созданию условий инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в помещение торговой точки ООО «Терминал» по адресу: <адрес>, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016.
Взыскать с ООО «Терминал» в доход местного бюджета г. Чебоксары государственную пошлину в размере 6000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение составлено 24 июля 2019 года.
Судья М.Ю. Индрикова