Дело №2-3529/20 11 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Малининой Н.А.,
при секретаре Сафоновой Г.В.,
с участием представителя истца Сергеевой Е.К., представителя ответчика Мацейко В.В., третьего лица ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «РОСМОРПОРТ» о признании недействительным акта о несчастном случае на производстве,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее –СПб РО ФСС Российской Федерации, Фонд) обратилось в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «РОСМОРПОРТ» (далее – ФГУП «РОСМОРПОРТ», Предприятие) о признании недействительным акта о несчастном случае на производстве.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ с ФИО4 произошёл несчастный случай, имевший место в результате драки на фоне личной неприязни с Новиковой С.Н. На момент несчастного случая ФИО10 являлась сотрудником Северо-Западного бассейного филиала ФГУП «РОСМОРПОРТ». Несчастный случай произошёл на лоцманском судне «Санкт-Петербург», где ФИО10 работала буфетчиком.
Как следует из материалов расследования, драка произошла в каюте ФИО10 в 23 часа 45 минут. При этом рабочая смена буфетчицы была закончена в 20 часов 00 минут.
В результате драки, согласно медицинскому заключению СПб ГБУЗ ГП № от ДД.ММ.ГГГГ, полученные ФИО10 повреждения <данные изъяты>
По результатам расследования несчастного случая комиссией, созданной работодателем, несчастный случай квалифицирован как несчастный случай, связанный с производством. 26 декабря 2019 года утверждён акт №12 о несчастном случае на производстве по форме Н-1.
Из материалов расследования следует, что несчастный случай с ФИО10 произошёл вне рабочего времени, когда последняя не находилась на своём рабочем месте и не исполняла трудовые обязанности. У комиссии, созданной работодателем, отсутствовали основания для квалификации несчастного случая с ФИО10 как связанного с производством и оформления такого случая актом по форме Н-1.
Наличие трудовых отношений между работником и работодателем само по себе не может иметь определяющего значения при квалификации несчастного случая и определять его связь с производством.
Поскольку несчастный случай с ФИО10 произошёл при обстоятельствах, не указанных в части 3 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации, наличие либо отсутствие событий, перечисленных в части 6 статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, по мнению истца, не имеют правового значения.
Как следует из материалов расследования, несчастный случай с ФИО10 произошёл на территории работодателя, но не в рабочее время и не на рабочем месте пострадавшей. Конфликт, возникший между сотрудниками на территории работодателя, в ходе которого ФИО10 были причинены телесные повреждения и травмы, нельзя связать с производством и трудовой деятельностью пострадавшей.
Травмы, полученные ФИО10, не могут быть расценены как несчастный случай на производстве, поскольку были получены в драке между работниками предприятия, то есть нарушения ими трудовой дисциплины, а не при исполнении пострадавшей трудовых обязанностей.
Таким образом, событие, произошедшее ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 45 минут на лоцманском судне «Санкт-Петербург» с ФИО10, не является несчастным случаем на производстве, поскольку произошло не при исполнении пострадавшим трудовых обязанностей или работы по заданию организации, в связи с чем событие не отвечает признакам несчастного случая на производстве, соответственно, акт по форме Н-1 от 26 декабря 2019 года составлен в нарушение законодательства, а именно Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утверждённых Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года №73 (далее – Положение).
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, настаивая на удовлетворении заявленных требований, Государственное учреждение – Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просило признать недействительным с момента составления акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 26 декабря 2019 года №12 в отношении ФИО10
Представитель истца Сергеева Е.К. в судебное заседание явилась, на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Мацейко В.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала отзыв на исковое заявление.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что на основании трудового договора №5944 от 2 июля 2018 года ФИО10 принят на работу в ФГУП «РОСМОРПОРТ» на должность буфетчика на ледокол «Капитан Измайлов».
В соответствии с дополнительным соглашением от 26 сентября 2018 года к вышеуказанному трудовому договору с 1 октября 2018 года ФИО10 переведена на должность буфетчика на лоцманское судно «Санкт-Петербурга».
Приказом капитана лоцманского судна «Санкт-Петербург» №21 от 1 ноября 2019 года ФИО10 установлен разрывный график работы в следующем порядке: с 7.00 до 9.00 – обеспечение завтрака, уборка столовой, кают-компании, с 9.00 до 11.00 – работы с заведованием: бельевое имущество, посуда, с 11.00 до 13.00 – обеспечение обеда, с 13.48 до 15.00 – уборка в каютах комсостава, лоцманских каютах, с 15.00 до 17.00 – обеспечение вечернего чая, с 18.00 до 20.00 – обеспечение ужина, уборка столовой и кают-компании. Работа осуществляется в режиме «две недели работа – две недели отдых».
В соответствии с графиком работы на декабрь 2019 года ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 исполняла обязанности буфетчика на лоцманском судне «Санкт-Петербург».
Согласно акту № о несчастном случае на производстве, ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 45 минут произошёл несчастный случай при следующих обстоятельствах. В 20.00 ДД.ММ.ГГГГ закончилась рабочая смена буфетчика лоцманского судна «Санкт-Петербург» ФИО10, она отправилась в свою каюту отдыхать. В 23 часа 45 минут в её каюту постучала повар лоцманского судна «Санкт-Петербург» ФИО7 с требованием открыть дверь. ФИО10 открыла дверь, получила удар кулаком в лицо и упала на пол каюты. После этого ФИО7 схватила офисный металлический стул, находившийся в каюте, и замахнулась на ФИО10, намереваясь нанести удар. ФИО10 отбила стул ногой и упала на диван. ФИО7 повторно замахнулась на ФИО10 стулом. ФИО10 перехватила стул, вырвала его у ФИО7 и спросила, что случилось. ФИО7 снова ударила ФИО10 вскользь и вцепилась ей в волосы. ФИО10 тоже вцепилась ФИО7 в волосы. После этого ФИО7 отпустила ФИО10 и покинула каюту. Все действия ФИО7 сопровождались нецензурными словами.
ФИО10 пришла в себя, пошла на ходовой мостик и доложила о происшествии капитану ФИО8 После этого ФИО10 с капитаном пошли к ФИО7 и стали стучать с требованием открыть дверь. Дверь ФИО7 не открыла, ФИО10 ушла в свою каюту, капитан вернулся на ходовой мостик.
Около 8.00 капитан вызвал лоцманский катер «Лоцман Федоров». В 8.15 ФИО10 пересела на лоцманский катер «Лоцман Федоров», который отвёз её к причалу МСР <адрес>. После этого ФИО10 на попутной машине добралась до Санкт-Петербурга и с помощью ДМС обратилась в СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №».
Согласно пункту 8.1. названного акта, вид происшествия – повреждения в результате противоправных действий других лиц, причины несчастного случая – несоблюдение работником (ФИО7) дисциплины, чем нарушены требования пункта 2 и подпункта 07 пункта 39 Устава службы на судах Министерства морского флота СССР (пункт 9 названного акта).
В результате несчастного случая на производстве ФИО11 причинены: <адрес>
В ходе судебного разбирательства и представитель ответчика, и третье лицо ФИО10 полностью подтвердили изложенные в акте обстоятельства.
В соответствии с медицинским заключением о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести повреждения здоровья пострадавшей ФИО10 в результате несчастного случая на производстве, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ, относятся к лёгкой степени тяжести.
Как указывалось ранее, обращаясь с настоящим иском, Фонд просил признать недействительным с момента составления акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 26 декабря 2019 года №12 в отношении ФИО10, поскольку событие, произошедшее 5 декабря 2019 года в 23 часа 45 минут на лоцманском судне «Санкт-Петербург» с ФИО10, не является несчастным случаем на производстве ввиду того, что произошло не при исполнении пострадавшим трудовых обязанностей или работы по заданию организации. Травмы, полученные ФИО10, не могут быть расценены как несчастный случай на производстве, поскольку были получены в драке между работниками предприятия, то есть нарушения ими трудовой дисциплины, а не при исполнении пострадавшей трудовых обязанностей.
Разрешая по существу заявленные Фондом требования, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несчастный случай на производстве – событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Согласно положениям статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли, в том числе при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время.
В соответствии с пунктом 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года №73, расследованию в порядке, установленном статьями 228 и 229 Кодекса и настоящим Положением (далее - установленный порядок расследования), подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены увечья или иные телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другими лицами, включая: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током (в том числе молнией); укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, и иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего опасных факторов, повлекшие за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть (далее - несчастный случай), происшедшие:
а) при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), в том числе во время служебной командировки, а также при совершении иных правомерных действий в интересах работодателя, в том числе направленных на предотвращение несчастных случаев, аварий, катастроф и иных ситуаций чрезвычайного характера;
б) на территории организации, других объектах и площадях, закрепленных за организацией на правах владения либо аренды (далее - территория организации), либо в ином месте работы в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), в том числе во время следования на рабочее место (с рабочего места), а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом и после окончания работы, либо при выполнении работ за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
в) при следовании к месту работы или с работы на транспортном средстве работодателя или сторонней организации, предоставившей его на основании договора с работодателем, а также на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с документально оформленным соглашением сторон трудового договора или объективно подтвержденным распоряжением работодателя (его представителя) либо с его ведома;
г) во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя (его представителя) к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;
д) при следовании к месту служебной командировки и обратно;
е) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, бригада почтового вагона и другие);
ж) во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном и др.) в свободное от вахты и судовых работ время;
з) при привлечении в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастроф, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминогенного и иного характера.
В установленном порядке расследуются также несчастные случаи, происшедшие с работодателями - физическими лицами и их полномочными представителями при непосредственном осуществлении ими трудовой деятельности либо иных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работниками.
Расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются в соответствии с требованиями статьи 230 Кодекса и настоящего Положения как связанные с производством несчастные случаи, происшедшие с работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя), а также осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать, указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (часть 3 статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации).
Буквальное толкование приведённых правовых норм позволяет сделать вывод о том, что для учёта несчастного случая как произошедшего на производстве необходимо, чтобы травма была получена работником на территории организации в рабочее время либо во время следования работника на работу или с работы на транспортном средстве, предоставляемом работодателем либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях, либо при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время.
Значимым обстоятельством для определения несчастного случая на производстве является не только нахождение работника на рабочем месте во время рабочего времени, но и исполнение работником обязанностей по трудовому договору или выполнение какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или совершаемых в его интересах.
Однако, как указано ранее, в силу статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом, если указанные события произошли при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время.
В ходе судебного разбирательства установлено, истцом не оспаривается, что травмы в виде ЗЧМТ<данные изъяты> пострадавшей ФИО10 поваром ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 45 минут, то есть в период работы ФИО10 вахтовым методом при нахождении на лоцманском судне в свободное от вахты и судовых работ время.
Вопреки доводам истца, с учётом приведённых положений статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации, изложенные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что полученные ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 травмы являются травмами, полученными при событиях, квалифицируемых как несчастный случай на производстве.
Обстоятельств, исчерпывающий перечень которых закреплён в части 6 статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, позволяющих квалифицировать несчастные случаи как несчастные случаи, не связанные с производством, в ходе судебного разбирательства не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1 от 26 декабря 2019 года №12 в отношении ФИО10 недействительным, следовательно, к выводу об отказе в удовлетворении заявленных СПб РО ФСС Российской Федерации требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Государственного учреждения – Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию «РОСМОРПОРТ» о признании недействительным акта о несчастном случае на производстве отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Н.А. Малинина