Решение по делу № 33-1239/2021 от 25.03.2021

Судья Тимохина Н.А. № 33-1239/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2-1-4479/2020

26 апреля 2021 года                                город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Матвеевой Н.Н.,

судей Романовой Е.А., Силаевой Т.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Плиевой З.Г.,

с участием прокурора Тарченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Романовой Е.А.

дело по апелляционной жалобе Ильичева Михаила Валерьевича на решение Калужского районного суда Калужской области от 16 июля 2020 года по иску Ильичева Михаила Валерьевича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Калужской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Калужской области о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Ильичев М.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Калужской области, уточнив исковые требования, просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации денежные средства в счет компенсации морального вреда в размере 140 000 руб.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что в период с 18 октября 2018 года по 8 февраля 2019 года он содержался в камере ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области, в которой не были созданы надлежащие условия, а именно: в камере отсутствовали шкаф для хранения одежды, места для сушки белья и для курения, прием пищи осуществлялся в антисанитарных условиях, пища была ненадлежащего качества. В камере, где он содержался, содержались курящие, однако принудительная вентиляция не включалась, на окнах установлены «глухие» решетки. Вследствие ненадлежащих условий содержания он испытал физические и нравственные страдания.

Определением суда от 25 мая 2020 года на основании статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России, Министерство финансов Российской Федерации, УФК по Калужской области, в качестве третьего лица привлечено ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области.

Истец Ильичев М.В. в судебном заседании, проведенном с использованием видео-конференц-связи, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Калужской области - Богатырев А.А. возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН по Калужской области - Токарева Л.В. возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области - Пузанкова А.И. возражала против удовлетворения иска.

Прокурор Анташкевич А.В. возражала против удовлетворения иска.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 16 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

    В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, поданных на нее представителем УФСИН России по Калужской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Калужской области, выслушав Ильичева М.В., принимавшего участие в судебном заседании посредством видео-конференц-связи, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН по Калужской области - Токареву Л.В., представителя третьего лица ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области - Пузанкову А.И., возражавших против удовлетворения жалобы, прокурора Тарченко Н.Е., давшего заключение о законности решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Порядок и содержание под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Как следует из материалов дела, истец Ильичев М.В. приговором Можайского городского суда Московской области от 26 июля 2018 года осужден за совершение преступлений, предусмотренных частью <данные изъяты> УК РФ с применением части 3 статьи 69 УК РФ к наказанию в виде <данные изъяты> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Приговор вступил в законную силу 18 декабря 2018 года.

В ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области Ильичев М.В. прибыл 18 октября 2018 года из ФКУ СИЗО-10 УФСИН России по <адрес>.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждены Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16 ФЗ №103-ФЗ от 15 июля 1995 года).

Пунктом 5 Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года №189, установлено, что прием подозреваемых и обвиняемых в СИЗО производится круглосуточно дежурным помощником начальника СИЗО или его заместителем, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в СИЗО, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в личном деле.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

Положения статьи 33 указанного Федерального закона не носят императивного характера, а ставят размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах курящих отдельно от некурящих в зависимость от имеющихся возможностей.

Судом установлено, что по прибытии в следственный изолятор Ильичев М.В. был опрошен, каких-либо предпочтений относительно камеры с некурящими при распределении, истец не высказал. Напротив, в камерной карточке истца содержатся сведения, что последний курит. Истец был размещен в режимный корпус в камеру , в которой в период времени с 18 октября 2018 года по 22 ноября 2018 года он содержался один. В дальнейшем в период с 23 ноября 2018 года по 8 февраля 2019 года (до убытия), истец содержался совместно с Шишовым С.С., в камерной карточке которого содержатся сведения, что последний также употребляет табак.

Согласно справкам начальника отдела специального учета ФИО11, старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФИО12, заведующей канцелярией ФИО13, в ходе содержания под стражей истец с заявлениями, обращениями и жалобами на табачный дым в камере, конфликтами с другими лицами по вопросу курения, не обращался.

В указанной связи, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав Ильичева М.В. в связи с его размещением в одной камере с курящим гражданином.

Довод истца о том, что в камере он содержался с лицами, которые курили, чем нарушали его права, сам по себе не содержит оснований для вывода о нарушении прав истца, являясь по своей сути выводами о нарушении собственного представления истца об условиях содержания в учреждении. Законодатель не предусматривает обязательного раздельного содержания курящих и некурящих лиц, содержащихся под стражей. Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, курение в камерах допускается.

Положениями статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

В соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы установлены требования к оборудованию камер СИЗО, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.

Из акта комиссионного обследования камеры от 1 июня 2020 года следует, что общая площадь камеры составляет 26,6 кв.м, в том числе жилая площадь 25 кв.м, санузел 1,6 кв.м. Камера предназначена для содержания 6 человек, приватность санузла обеспечена. Камера оборудована двухъярусными кроватями - 3 шт.; столом и скамейками из расчета на 6 человек; шкафом для продуктов - 2 шт. из расчета на 6 человек; вешалкой для верхней одежды - 1 шт. из расчета на 6 человек; полкой для туалетных принадлежностей 1 шт. из расчета на 6 человек; зеркалом, вмонтированным в стену - 1 шт.; бачком с питьевой водой 1 шт.; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы - 1 шт.; урной для мусора - 1 шт.; тазами для гигиенических целей и стирки одежды - 1 шт.; светильниками дневного - 2 шт. и ночного - 1 шт. освещения; тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора - 1 шт.; унитазом - 1 шт.; умывальником - 1 шт.; радиаторы системы водяного отопления - 2 шт.; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов - 2 шт.; вызывной сигнализацией - 1 шт. Все необходимое оборудование в наличии и в исправном состоянии. Уборочный инвентарь в наличии. Санитарное состояние «удовлетворительное». Камера оборудована подводкой питьевой воды, путем трубопровода, с запорной арматурой (кран). Сантехника находится в исправном состоянии. Имеется 2 радиатора отопления, что позволяет производить сушку белья. Замечаний по водоснабжению в камере не выявлено. В камерном помещении имеется 2 оконных проема, форточки и рамы застеклены. На окнах установлены отсекающие решетки типа РОК-4, которые предусмотрены требованиями п. 3.1.4. приказа ФСИН России от 26.07.2007 №407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России». Решетчатое полотно выполнено из стального прутка диаметром 10 мм. Размер ячеек решетчатого полотна («в свету») - 50x50 мм, которые не препятствует доступу естественной освещенности в камерное помещение. В камере система кондиционирования воздуха осуществляется за счет вытяжной и естественной вентиляции. Система вытяжной вентиляции находится в исправном состоянии, полностью обеспечивает необходимый объем работы в соответствии с требованиями СНиП 41-01-2003 Свод правил: отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха.

Кроме того, проветривание помещения камер осуществлялось также при выводе обвиняемых и подозреваемых ежедневно на прогулку в течение не менее одного часа.

В соответствии с требованиями статьи 22 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил. Нормы питания определены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время».

Качество приготовления пищи в период нахождения истца в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Калужской области, соответствовало стандартам, утвержденным Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 125, ежедневно контролировалось руководителем подразделения и медицинским работником с отбором суточных проб приготовленных блюд на каждый прием пищи, контроль раздачи пищи в камерные помещения осуществлял сотрудник отдела режима, что подтверждается справкой заместителя начальника учреждения ФКУ СИЗО-2 ФИО14 об организации питания подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 от 03 июня 2020 года, контрактом от 27 сентября 2018 года №48 на оказание услуг по лабораторно - инструментальным исследованиям, протоколами лабораторных испытаний, данными журнала Санитарного состояния столовой , согласно которым нарушений в области организации питания не выявлено.

Согласно справкам начальника отдела специального учета ФИО11, старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФИО12, заведующей канцелярией ФИО13, в период содержания Ильичева М.В. в ФКУ СИЗО-2 с 18 октября 2018 года по 08 февраля 2019 года жалобы о нарушении прав и законных интересов, в том числе о применении недозволенных мер воздействия, угрозе жизни и здоровью, поступающие от кого-либо в его адрес, моральное и физическое давление, неудовлетворительные условия содержания и материально-бытовое обеспечение, от Ильичева М.В. не поступали. При проведении ежедневных обходов камер сотрудниками следственного изолятора истец с жалобами и заявлениями не обращался.

Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что доводы Ильичева М.В. о содержании его в ненадлежащих условиях не нашли подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 16 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильичева Михаила Валерьевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1239/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ильичев М.В.
Ответчики
УФК по Калужской области
ФСИН России
УФСИН России по Калужской области
Суд
Калужский областной суд
Судья
Романова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.klg.sudrf.ru
25.03.2021Передача дела судье
26.04.2021Судебное заседание
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021Передано в экспедицию
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее