Дело № 2-611/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 6 июля 2017 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Лёвине Е.В., с участием истца Довбня И.А., представителя истца Косцова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Довбня И.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя об установлении факта проживания, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд, с вышеуказанным иском (с учетом уточнений) мотивируя следующим.
Истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно проживает по адресу: <адрес>, ком.415,417, зарегистрирован по данному адресу, ДД.ММ.ГГГГ на спорое жилое помещение заключен договор социального найма. В 2017 г. истец обратился в Департамент капитального строительства о передаче государственного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении государственной услуги отказано в связи с непредставлением сведений о месте жительства заявителя и участия либо неучастия в приватизации государственного жилого фонда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считает данный отказ нарушает его право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован по адресу: <адрес>, ком.321, с 1973 г. по 1995 г. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, в период с 1995 г. по ДД.ММ.ГГГГ он проживал без регистрации по <адрес>, ком.321, где впоследствии был зарегистрирован.
Просит установить факт проживания на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городе Севастополе, признать за истцом право собственности в порядке приватизации на комнату 415,417 в <адрес> в <адрес>.
В судебном заседание истец Довбня И.А., представитель истца Косцов А.В. исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента капитального строительства г.Севастополя в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Выслушав истца, представителя истца, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11).
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. ст.25, 40Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", граждане РФ, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ.
В соответствии со ст. 11 этого же закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 г. N "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" разъяснил (п. 5), что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность (долевую или совместную).
В соответствии с п.п. 21 п.3.1.2.7. Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утвержденным Постановлением Правительства города Севастополя от 8 сентября 2016 г. N 840-ПП, Департамент в соответствии с основными задачами наделяется следующими полномочиями: заключении с собственниками жилых помещений договоров мены, передачи в собственность жилых помещений, в том числе в порядке приватизации и передачи в собственность города Севастополя свободных от обязательств жилых помещений, приватизированных гражданам.
Судом установлено, что 3 августа 2016 года между истцом и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя заключен договор социального найма № УЖП/ДСН-550, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное помещение, находящееся в государственной собственности <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, ком. 415,417.
Решением Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договор о передаче в собственность граждан жилых помещения государственного фонда Севастополя (приватизация)» в связи с не предоставлением сведений о месте жительства заявителя и участия либо неучастия в приватизации государственного жилого фонда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 16 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещения государственного фонда Севастополя (приватизация)», утвержденного распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 09.09.2015 N 56, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги: заявление о предоставлении государственной услуги по форме согласно приложению N 1 к настоящему Административному регламенту; паспорт Заявителя, всех членов его семьи и прочих лиц, зарегистрированных в квартире. Если в паспорте Заявителя указаны несовершеннолетние дети, не зарегистрированные по данному адресу, необходимо представить справку о месте жительства этих детей из организации, осуществляющей регистрационный учет. Родители (один из родителей) несовершеннолетнего ребенка, зарегистрированные(ый) по другому адресу, представляют(ет) справку с места жительства из организации, осуществляющей регистрационный учет; Свидетельство о рождении (для лиц в возрасте до 14 лет); документы о гражданстве лиц до 14 лет. Не требуется подтверждать гражданство ребенка, если его родители являются гражданами РФ и зарегистрированы в приватизируемой квартире; заявления об отказе от участия в приватизации (заявление об отказе от участия в приватизации от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, должны быть заверены начальником исправительного учреждения) по форме согласно приложению N 3 или заявление о согласии на участие в приватизации по форме согласно приложению N 4; документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя, в том числе: соответствующие документы и ксерокопии этих документов (постановление о назначении опекуна), выданные органами опеки и попечительства (в случае подачи заявления опекуном от имени несовершеннолетнего до 14 лет или недееспособного гражданина); нотариально заверенные доверенности на совершение действий по участию в приватизации с указанием доли в праве долевой собственности в случае, если граждане не могут явиться лично; паспорт доверенного лица; вступившие в законную силу судебные акты; в случае если в жилом помещении проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет - заявление родителей (усыновителей), опекунов и разрешение органов опеки; справки о регистрации по месту жительства из всех мест проживания после ДД.ММ.ГГГГ - для граждан, изменивших место жительства после ДД.ММ.ГГГГ; в случае если Заявитель(ли) изменял(ли) место жительства с ДД.ММ.ГГГГ - справка, подтверждающая, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано, из всех мест проживания, по которым он (они) проживал(ли) с ДД.ММ.ГГГГ Документ (сведения), подтверждающий факт неиспользования права приватизации жилых помещений на территории города Севастополя, не требуется; свидетельство о перемене имени, отчества, фамилии (при отличии личных данных Заявителя от данных, содержащихся в документах о праве пользования жилым помещением); справка о регистрации в общежитии - для учащихся и студентов, снятых с регистрационного учета на время учебы; справка об освобождении, выданная после срока отбывания наказания, - для граждан, отбывавших срок наказания в местах лишения свободы после ДД.ММ.ГГГГ; справка организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, о составе семьи (с указанием фамилии, имени, отчества, степени родства, возраста), домовая книга; договор социального найма или ордер на вселение в жилое помещение (в случае его отсутствия в органе, предоставляющем государственную услугу); заявление о согласии на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 5 к настоящему Административному регламенту.
Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Пунктом 20 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещения государственного фонда Севастополя (приватизация)», утвержденного распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 09.09.2015 N 56, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
1) не предоставлены документы либо представлен неполный пакет документов, необходимых для предоставления государственной услуги, указанных в пункте 16 настоящего Административного регламента;
2) с заявлением обратился гражданин, который уже использовал право на приобретение в собственность жилого помещения государственного (муниципального) жилищного фонда в порядке приватизации, за исключением граждан, которые стали собственниками жилого помещения государственного (муниципального) жилищного фонда в порядке его приватизации в период своего несовершеннолетия;
3) на жилое помещение государственного жилищного фонда в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке наложен арест или ограничение на приватизацию;
4) отсутствие документа, подтверждающего, что право на приватизацию жилого помещения не было использовано ранее;
5) невключение в состав участников приватизации жилого помещения несовершеннолетних, имеющих право пользования данным жилым помещением и проживающих совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетним собственность, или несовершеннолетних, проживающих отдельно от указанных лиц, но не утративших право пользования данным жилым помещением;
6) жилое помещение находится в аварийном состоянии, в общежитии или является служебным жилым помещением;
7) жилое помещение отсутствует в реестре государственной собственности города Севастополя;
8) в жилом помещении произведена незаконная перепланировка, реконструкция;
9) наличие разночтений в площади и адресе занимаемого жилого помещения в представленных документах;
10) предоставление Заявителем недостоверных сведений: поддельных документов, документов, утративших силу, документов, не соответствующих действительности;
11) наличие определений, постановлений, решений суда, вступивших в законную силу, препятствующих исполнению государственной услуги;
12) обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося Заявителем на предоставление государственной услуги в соответствии с пунктом 2 настоящего Административного регламента (в случае если указанное основание было выявлено при процедуре принятия решения о предоставлении государственной услуги);
13) текст в запросе на предоставление государственной услуги не поддается прочтению либо отсутствует;
14) заявление о предоставлении государственной услуги подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание, либо полномочия по подписанию и подаче заявления не подтверждены доверенностью;
15) Заявителем подано заявление о прекращении делопроизводства по предоставлению государственной услуги.
Пунктом 17 Регламента установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих услугу, иных государственных органов либо подведомственных государственным органам организаций и которые Заявитель вправе представить самостоятельно, в том числе сведения о неучастии в приватизации с 1991 года. Орган, предоставляющий государственную услугу, запрашивает с использованием межведомственного информационного взаимодействия сведения об использовании гражданами, участвующими в приватизации жилого помещения, права на приватизацию на территории города Севастополя из государственного унитарного предприятия города Севастополя "Бюро технической инвентаризации" (далее - ГУП "БТИ") и Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр); выписку о включении жилого помещения в реестр государственной собственности из Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, если указанные документы не представлены гражданином по собственной инициативе.
Приведенные выше основания для отказа в передачи жилого помещения в собственность, суд находит надуманными, так как согласно Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов необходимых для передачи квартиры в собственность граждан, документ (сведения), подтверждающий факт неиспользования права приватизации жилых помещений на территории города Севастополя, не требуется.
Кроме того, ответчик при предоставлении государственной услуги не лишен был права запросить с использованием межведомственного информационного взаимодействия сведения о неучастии гражданина в приватизации с 1991 года.
Из представленных суду доказательств усматривается, что истец ранее право на бесплатную приватизацию не использовал, прав собственности на жилье не имеет.
Таким образом, истец имеет право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно, согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Тот факт, что истец в спорной комнате был зарегистрирован лишь с 27 декабря 1996 г. не имеет юридического значения для разрешения заявленного спора, поскольку регистрация является административным актом, носит уведомительный характер и не влияет на возникновение, изменение или прекращения жилищных правоотношений. При этом юридическое значение в рассматриваемой ситуации имеют факты вселения в спорную комнату на основании договора найма жилого помещения, проживания в спорной комнате и исполнения обязанностей, вытекающих из договора найма жилого помещения, которые по данному делу установлены.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственник жилого помещения и уполномоченные им органы на осуществление функций собственника, в том числе передать в собственность квартиры в порядке приватизации, устранились от исполнения своих обязанностей, что нарушает конституционное право истца, предусмотренное ст.2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» на получение квартиры в собственность в порядке приватизации, в котором им не может быть отказано в силу закона.
Учитывая, что истец занимает спорную комнату на условиях договора социального найма с августа 2016 года, ранее истец не принимал участия в приватизации жилья, то он имеет право на бесплатную передачу спорной комнаты в собственность на основании Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Следовательно, при изложенных обстоятельствах заявленные Довбня И.А. исковые требования о признании за ним права собственности в порядке приватизации на спорную комнату являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Требования истца об установлении факта проживания на территории города Севастополя с 1995 года по 27.12.1996 года подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридической значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
Факты, изложенные в заявлении подтверждаются показаниями письменными доказательствами: справкой отдела кадров Севморпорт, согласно которой Довбня И.А. работал в должности моториста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и проживал по адресу: <адрес>, ком.321; согласно справки ЕИРЦ истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, ком.321 с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт проживания заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в городе Севастополе.
В ином, внесудебном порядке установить данный факт не представляется возможным. Факт, об установлении которого просит заявитель, имеет для него юридическое значение,На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Довбня И.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя об установлении факта проживания, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить в полном объеме.
Установить факт проживания Довбня И.А. в городе Севастополе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Довбней И.А. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, ком. 415,417.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме составлено 10 июля 2017 года.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В.Калганова