Решение по делу № 2а-344/2018 от 17.08.2018

Дело № 2а-344/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2018 г. р.п. Знаменка, Тамбовская область

Знаменский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Нишуковой Е.Ю.,

с участием помощника прокурора Знаменского района Киреевой Н.В.,

при секретаре Евсикове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Подкуйко С.А. к территориальной избирательной комиссии Знаменского района Тамбовской области и избирательной комиссии Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии от 27 июля 2018 г. «Об отказе Подкуйко С.А. в регистрации кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области»; возложении обязанности по регистрации кандидатом на должность главы сельсовета,

установил:

Подкуйко С.А. обратился в Знаменский районный суд Тамбовской области с административным иском к территориальной избирательной комиссии Знаменского района Тамбовской области о признании незаконным и отмене решения от 27 июля 2018 г. «Об отказе Подкуйко С.А. в регистрации кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области»; возложении обязанности по регистрации его кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области.

В обоснование заявленных требований указал, что выдвинул свою кандидатуру на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области, дав избирательному объединению «Региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России»в Тамбовской области свое согласие баллотироваться. После чего он представил в ТИК Знаменского района Тамбовской области все необходимые документы для выдвижения и регистрации его кандидатуры. 27 июля 2018 г. ТИК Знаменского района Тамбовской области приняла вышеназванное решение со ссылкой на нарушение избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской областипроцедуры уведомления.

Считая данное решение незаконным, административный истец указывает, что 9.07.2018 г. юристы центрального аппарата Партии связались с ТИК Знаменского района Тамбовской области по номеру телефона

на предмет выяснения следующих вопросов: какая комиссия является организующей, так как в системе ГАС "Выборы" указана избирательная комиссия Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области; на какой адрес электронной почты можно отправить уведомление о предстоящем выдвижении кандидата на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области, так как на сайте Избирательной комиссии Тамбовской области отсутствует адрес электронной почты ТИК Знаменского района. На первый вопрос представители ТИК ответа не дали. По второму вопросу представители ТИК продиктовали адрес электронной почты <данные изъяты> и рекомендовали отправить уведомление на указанный адрес электронной почты. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> на вышеуказанный электронный адрес было отправлено электронное письмо с уведомлением.

Ссылку ТИК в оспариваемом решении на то, что рабочее время избирательной комиссии истекло в <данные изъяты>, считает необоснованной, поскольку согласно электронному документообороту надлежащим является отправление ДД.ММ.ГГГГ вплоть до <данные изъяты> минут. При этом, на официальном сайте Администрации Знаменского района Тамбовской области отсутствует страница ТИК Знаменского района, а также официальный интернет-сайт ТИК Знаменского района Тамбовской области. Следовательно, административным ответчиком были грубо нарушены его права как кандидата, а также права избирательного объединения.

Кроме того, при проверке документов кандидата Подкуйко С.А. избирательная комиссия нарушила требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67 - ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не известив его за три дня до дня заседания комиссии о недостоверности сведений о кандидате, необходимых для регистрации. Тем самым он был лишён законного права за один день до заседания комиссии по вопросу о регистрации или об отказе в регистрации кандидата внести изменения в указанные сведения в порядке, предусмотренном вышеуказанной нормой Федерального закона. В связи с этим довод избирательной комиссии Знаменского района Тамбовской области о неверном указании отчества кандидата в документах о выдвижении не мог быть положен в основу оспариваемого решения как основание для отказа в регистрации кандидата.

Ссылаясь на ст. 124-126, 239-244 КАС РФ, п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", просит суд признать незаконным и отменить решение ТИК Знаменского района Тамбовской области от 27 июля 2018 г. «Об отказе Подкуйко С.А. в регистрации кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области»; возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области; обратить решение к немедленному исполнению.

Определением судьи от 20 августа 2018 г. к участию в административном деле в качестве соответчика привлечена избирательная комиссия Сухотинского сельсовета Тамбовской области; в качестве заинтересованного лица – Региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России», принимавшее решение о выдвижении кандидата на должность главы Сухотинского сельсовета.

В судебное заседание административный истец Подкуйко С.А. не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещён надлежащим образом (посредством телефонограммы и телеграммы), направил представителя по доверенности. Со слов представителя административного истца Дадашова Э.Г., Подкуйко С.А. знает о дне и времени судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по адресу: <адрес>, посредством телеграммы, которая возвращена в суд в связи с отсутствием такого учреждения (л.д. 102). Также извещение было направлено и доставлено на электронный адрес pvr@p-v-ros.ru, указанный на официальном сайте политической партии «Партия Возрождения России» (л.д. 98-100). Со слов представителя административного истца Дадашова Э.Г., политической партии «Партия Возрождения России» известно о рассмотрении Знаменским районным судом вышеназванного административного дела.

Поскольку участие вышеназванных лиц не было признано судом обязательным, и имеются сведения об их надлежащем уведомлении, то на основании ч. 3 ст. 243 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Дадашов Э.Г. поддержал требования своего доверителя. Пояснил, что перед принятием политической партией решения о выдвижении кандидата Подкуйко С.А. началась процедура поиска избирательной комиссии, которая организует выборы. Поскольку на сайте избирательной комиссии Тамбовской областной никакой информации об избирательной комиссии не было, то представители партии нашли сайт Центральной избирательной комиссии (ГАС «Выборы»), на котором содержалась информация о том, что выборы главы Сухотинского сельсовета организует избирательная комиссия Сухотинского поселения. Соответственно, юристы политической партии попытались связаться с ТИК Знаменского района по указанному в исковом заявлении номеру телефона, чтобы выяснить, кто организует выборы. Как он понимает, сотрудник администрации ответила на звонок и пояснила, что председатель избирательной комиссии находится на каком-то совещании и подойти к телефону не может. При этом, она дала электронный адрес для отправки уведомления, уверив, что всё будет нормально, что она передаст полученную информацию. После чего уведомление было направлено по указанному электронному адресу. Насколько ему известно, на следующий день юристы позвонили по тому же телефону, и им сказали, что всё хорошо. Из имеющегося в материалах дела скриншота усматривается, что данное уведомление было прочитано на следующий день после его отправки. После этого произошло выдвижение кандидата, при котором присутствовал представитель избирательной комиссии Тамбовской области. Сотрудники ТИК Знаменского района на процедуре выдвижения связывались с представителем избирательной комиссии Тамбовской области и спрашивали, всё ли там нормально. После чего представитель ЦИК также подошёл к представителям партии и задал им вопрос, все ли у них нормально с выдвижением, просил посмотреть уведомление избирательной комиссии. Ему показали скриншот об отправке электронного письма и само уведомление. Далее представитель ИК Тамбовской области сообщил в ТИК Знаменского района, что все нормально, и выдвижение произошло. Далее Подкуйко А.С. представил в ТИК Знаменского района документы на регистрацию. В материалах дела имеется уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ТИК сообщает кандидату Подкуйко А.С., что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов, по адресу: <адрес>, запланировано проведение заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации гражданина Подкуйко А.С. В данном уведомлении избирательная комиссия не указала на наличие каких-либо нарушений со стороны Подкуйко или избирательного объединения. Из чего они поняли, что все документы были в порядке. Однако на заседании избирательной комиссии было принято решение об отказе в регистрации Подкуйко С.А. ввиду наличия двух обстоятельств: нарушения процедуры уведомления избирательной комиссии; неправильного отчества Подкуйко (вместо А. написали В.) в протоколе собрания партии. Полагает, что избирательная комиссия нарушила п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не исполнив свою обязанность по извещению кандидата об имеющихся неточностях (недостоверности).

Отвечая на вопросы суда, представитель административного истца пояснил, что ему неизвестно, кто именно сообщал сотрудникам партии адрес электронной почты в тот момент, когда они звонили в ТИК Знаменского района; это была женщина, какую должность она занимает, ему не известно. Доказательств этого телефонного разговора у него нет. Телефон, по которому они звонили в ТИК Знаменского района, они узнали на сайте избирательной комиссии Тамбовской области. Почему сотрудники партии не воспользовались другими средствами связи для доставки уведомления, он не знает. Было принято решение направить уведомление посредством электронной почты. Аппарата для направления уведомления факсом в здании партии нет. Он не видел, какие документы публикуются на сайте избирательной комиссии Тамбовской области.

В судебном заседании представитель административных ответчиков территориальной избирательной комиссии Знаменского района Тамбовской области и избирательной комиссии Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области по доверенностям Черкасов А.В. административные исковые требования Подкуйко С.А. не признал. Пояснил, что в соответствии с Законом Тамбовской области № 228-ФЗ "О выборах глав муниципальных образований в Тамбовской области" выборы главы организуют избирательная комиссия муниципального образования и участковая избирательная комиссия. В соответствии с тем же законом на территориальную избирательную комиссию Знаменского района были возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования – Сухотинского сельсовета. Постановление избирательной комиссии Тамбовской области о возложении полномочий на ТИК Знаменского района, так же как и информация о работе избирательной комиссии Сухотинского сельсовета, размещено на сайте избирательной комиссии Тамбовской области. На сайте содержатся контакты, по которым любой желающий может связаться с работниками избирательной комиссии и получить информацию, необходимую для отправки корреспонденции, в частности, телефон секретаря комиссии – ФИО11 В данном случае, телефонный разговор, о котором идёт речь, происходил не с работником ТИК Знаменского района, а с главным бухгалтером Администрации Сухотинского сельсовета, которая подтвердила электронный адрес, на который впоследствии было направлено уведомление регионального отделения политической партии. То есть в избирательную комиссию Сухотинского сельсовета такое уведомление не направлялось. О нём стало известно комиссии только на следующий день – ДД.ММ.ГГГГ

Кандидат по закону должен выдвигать свою кандидатуру и представлять свои документы лично, тем более, что в данном случае он проживает на территории Тамбовской области. В п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях…» и в ст. 24 Закона Тамбовской области № 228-ФЗ четко указаны основания, при которых избирательная комиссия должна уведомить кандидата (а не партию): при выявлении неполноты сведений (например, не указаны ИНН или реквизиты документов об образовании); при отсутствии каких-либо документов (паспорта, справки с места работы, сведений о доходах); несоблюдении требований закона к оформлению документов. Таких оснований избирательная комиссия не выявила, то есть всё соответствовало. Представленные протокол общего собрания и выписка из заседания соответствовали требованиям закона: содержали все необходимые реквизиты; решения на них приняты на коллегиальном собрании, где присутствовал представитель ЦИК; была соблюдена процедура выдвижения (тайное голосование, кворум). То есть, уточнять в этих документах было нечего. Но и в случае уведомления кандидата о недостоверной информации в документах партии (о чём указал истец), кандидат не смог бы внести в них изменения, поскольку не имеет к ним никакого отношения. Для внесения изменений в эти документы требуется проведение коллегиального собрания партии, чего сделать за ограниченное время невозможно. Сам кандидат вправе вносить уточнения и дополнения только в документы, содержащие сведения о нем (заявление о согласии баллотироваться, сведения о доходах).

Обратил внимание на то, что на заседании политического Центрального совета о предварительном согласовании кандидатуры (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ) отчество кандидата – В., называлось несколько раз, следовательно, всё делалось в отношении другого лица. Кроме того, в протоколе общего собрания партии по вопросу выдвижения Подкуйко С.В. имеется ссылка на ст. 29 Закона Тамбовской области № 229-ФЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Тамбовской области», следовательно, партия не совсем понимала, на каких выборах выдвигается кандидат.

В судебном заседании представитель административных ответчиков территориальной избирательной комиссии Знаменского района Тамбовской области и избирательной комиссии Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области по доверенностям Манжос М.Н. административные исковые требования не признала, поддержав объяснения Черкасова А.В., а также доводы, изложенные в письменных возражениях избирательной комиссии Сухотинского сельсовета (л.д. 75-82). В указанных возражениях председатель избирательной комиссии сельсовета Семилетов Ю.М. просит отказать Подкуйко С.А. в удовлетворении его исковых требований; повторяет нормы закона и обоснование, которые изложены в постановлении избирательной комиссией Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области было вынесено постановление 27 июля 2018 г. «Об отказе Подкуйко С.А. в регистрации кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области».

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение помощника прокурора Знаменского района Тамбовской области Киреевой Н.В., полагавшей административные исковые требования Подкуйко С.А. не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Тамбовской области от 25 декабря 2012 г. № 228-ФЗ "О выборах глав муниципальных образований в Тамбовской области" полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам главы муниципального образования устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, уставами муниципальных образований.

В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" одним из принципов проведения в Российской Федерации выборов является открытое и гласное осуществление избирательной комиссией деятельности при подготовке и проведении выборов.

С целью реализации данного принципа пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено размещение на едином портале, создаваемом по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, официальных сайтов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Пунктом 2 статьи 8 Закона Тамбовской области от 25 декабря 2012 г. № 228-ФЗ также предусмотрено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона Тамбовской области № 228-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов главы муниципального образования может быть выдвинут кандидатом на должность главы муниципального образования избирательным объединением либо может выдвинуть свою кандидатуру на должность главы муниципального образования в порядке самовыдвижения.

Выдвижение кандидата может производиться со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (пункт 2 статьи 22 Закона).

О выдвижении кандидата избирательная комиссия муниципального образования уведомляется в установленном законом порядке (пункт 3 статьи 22 Закона).

Из материалов дела следует, что постановлением избирательной комиссии Тамбовской области от 14 сентября 2017 г. № 78/511-6 на территориальную избирательную комиссию Знаменского района Тамбовской области (ТИК Знаменского района) были возложены полномочия, в том числе избирательной комиссии Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области (л.д. 29-30).

Факт размещения названного постановления на сайте избирательной комиссии Тамбовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а, следовательно, его нахождение в общем доступе, никем не оспаривался. Доказательств обратного со стороны административного истца не представлено.

Решением Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от 16 июня 2018 г. № 168, опубликованным в выпуске газеты «Сельская Новь» от 20.06.2018 г., на 9 сентября 2018 г. были назначены выборы главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области (л.д. 106, 107).

ДД.ММ.ГГГГ Подкуйко С.А. подал в избирательную комиссию Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области заявление, в котором указал, что даёт согласие избирательному объединению Региональное отделение Политической партии "Партия Возрождения России" в Тамбовской области баллотироваться кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области (л.д. 31).

Помимо заявления и рекомендуемого перечня документов, Подкуйко С.А. представил в избирательную комиссию выписку из протокола заседания Президиума Центрального Совета Политической партии "Партия Возрождения России" № 5-ПЦС от 27 июня 2018 г., на котором предварительно была согласована кандидатура Подкуйко С.А., выдвигаемого кандидатом на должность Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области (л.д. 42);

протокол общего собрания Регионального отделения Политической партии "Партия Возрождения России" в Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, на котором было принято решение выдвинуть Подкуйко С.А. кандидатом на должность Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области на выборах, назначенных на 9 сентября 2018 г. (л.д. 41).

По результатам рассмотрения поданных документов 27 июля 2018 г. избирательной комиссией Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области было вынесено постановление «Об отказе Подкуйко С.А. в регистрации кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области» (л.д. 111-113).

Решение мотивировано неизвещением избирательной комиссии Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области в установленный федеральным законом срок о проведении Региональным отделением Политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской области общего собрания по вопросу выдвижения Подкуйко С.В. кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета. Кроме того, представленный Подкуйко С.А. протокол общего собрания Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ содержит сведения о выдвижении кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета другого лица - Подкуйко С.А..

Не согласившись с данным решением, Подкуйко С.А. обратился с вышеназванным административным иском в суд.

Оценив в совокупности имеющиеся в административном деле доказательства, а также показания свидетеля ФИО14, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Подкуйко С.А. по следующим основаниям.

Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".

Пунктом 2 статьи 24 Закона Тамбовской области от 25 декабря 2012 г. № 228-ФЗ "О выборах глав муниципальных образований в Тамбовской области" предусмотрено, что выдвижение кандидатов политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях".

В свою очередь, подпунктом "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 11 июля 2001 г. N95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрена обязанность политической партии, её регионального отделения извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также подпунктом 4 пункта 2 статьи 28 Закона Тамбовской области от 25 декабря 2012 г. № 228-ФЗ "О выборах глав муниципальных образований в Тамбовской области" несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N95-ФЗ, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Судом установлено, что 27 июня 2018 г. на заседании Президиума Центрального Совета Политической партии "Партия Возрождения России" № 5-ПЦС предварительно был согласован выдвигаемый партией кандидат на должность Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области (протокол заседания - л.д. 42).

На ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, региональное отделение Политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской области запланировало мероприятие (собрание) по выдвижению кандидата на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области.

Поскольку проведение данного мероприятия было запланировано за пределами населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия Сухотинского сельсовета в лице ТИК Знаменского района, то в силу подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона N95-ФЗ Региональное отделение партии должно было известить избирательную комиссию о проведении собрания не позднее чем за три дня до его проведения. Следовательно, в соответствии с порядком исчисления сроков, предусмотренным пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ, последним днём уведомления избирательной комиссии Сухотинского сельсовета, полномочия которой возложены на территориальную избирательную комиссию Знаменского района Тамбовской области, о предстоящем собрании был ДД.ММ.ГГГГ Что никем не оспаривалось в судебном заседании.

В материалы дела представлено уведомление председателя регионального отделения политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он сообщает избирательной комиссии Сухотинского сельсовета о дне запланированного собрания (л.д. 54).

Представитель административного истца Дадашов Э.Г. в судебном заседании не оспаривал, и это следует из распечатки электронного отправления, что вышеназванное уведомление было отправлено на адрес электронной почты ss02@r52.tambov.gov.ru, принадлежащий администрации Сухотинского сельсовета Знаменского района (л.д. 13).

В связи с этим представитель административного истца по доверенности Дадашов Э.Г. пояснил (и об этом указано в административном исковом заявлении), что ДД.ММ.ГГГГ юристы центрального аппарата партии связались с ТИК Знаменского района Тамбовской области по телефону <данные изъяты> (предварительно увидев данный номер на сайте избирательной комиссии Тамбовской области) с намерением узнать адрес электронной почты, на который можно направить уведомление о предстоящем собрании. И некой женщиной, чью фамилию и должность представитель административного истца назвать не смог, было рекомендовано отправить уведомление на адрес электронной почты <данные изъяты>.

Однако доказательств данного телефонного разговора ни со стороны административного истца, ни со стороны заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской области, суду представлено не было.

При этом из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля бухгалтера Администрации Сухотинского сельсовета ФИО14 следует, что именно ей ДД.ММ.ГГГГ на телефон сельсовета – 6-41-45, поступил звонок от представителей какой-то партии (название не помнит) с просьбой подтвердить, можно ли направить срочное уведомление на адрес электронной почты <данные изъяты>. Она подтвердила им, что данный электронный адрес принадлежит администрации Сухотинского сельсовета, пояснив, что контактных телефонов и адреса электронной почты избирательной комиссии Сухотинского сельсовета она не знает.

Из вышеизложенного следует, что оснований для направления уведомления на электронную почту Сухотинского сельсовета, учитывая, что избирательная комиссия муниципального образования не входит в структуру органов местного самоуправления (в силу п. 2 ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ), у Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской области не имелось.

Вместе с тем на сайте избирательной комиссии Тамбовской области в сети "Интернет" размещена информация об адресе территориальной избирательной комиссии Знаменского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии Сухотинского сельсовета; её контактном телефоне и факсе; а также информация об отсутствии у комиссии электронной почты. Что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного истца, и подтверждается приложенным к административному исковому заявлению (то есть самим Подкуйко С.А.) скриншотом с сайта избирательной комиссии Тамбовской области (раздел ГАС «Выборы») - л.д. 12.

Пояснить, по какой причине представители регионального отделения партии не попытались воспользоваться иными, доступными способами информирования избирательной комиссии о предстоящем собрании (телефонограммой либо через отделение связи - почтовой, телеграфной связью и т.д.), кроме как электронной почтой, представитель административного истца не смог. Пояснил лишь, что было принято решение воспользоваться только таким способом отправки, а факсимильного аппарата у партии нет. Вместе с тем он фактически признал, что уведомление действительно было направлено не тому адресату.

Сведений о том, что региональное отделение политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской области предпринимало попытки известить и известило в установленный законом срок непосредственно территориальную избирательную комиссию Знаменского района, на которую возложены полномочия избирательной комиссии Сухотинского сельсовета, о запланированном собрании по вопросу выдвижения кандидата на должность главы Сухотинского сельсовета, в материалы административного дела не представлено.

При таких обстоятельствах, предусмотренный Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N95-ФЗ порядок выдвижения Подкуйко С.А. кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области следует признать не соблюдённым. Что явилось законным основанием для принятия решения об отказе в его регистрации кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области.

Отказывая Подкуйко С.А. в регистрации в качестве кандидата, избирательная комиссия, кроме того, указала, что согласно представленному протоколу общего собрания Регионального отделения Политической партии «Партия Возрождения России» в Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета был выдвинут не Подкуйко С.А., обратившийся в комиссию с документами для регистрации, а Подкуйко С.А..

В свою очередь, административный истец и его представитель полагают, что, установив данное обстоятельство, избирательная комиссия должна была в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ известить его за три дня до заседания о недостоверности сведений о кандидате (в протоколе общего собрания и решении ПЦС о согласовании выдвижения кандидата). Чего не сделала, лишив его законного права на внесение изменений в указанные сведения за один день до заседания.

Так, пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом3.1) статьи33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

В пункте 14 статьи 27 Закона Тамбовской области от № 228-ФЗ указано, что при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с частями4 и 7 (при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с частью7.1) статьи 22 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В данном случае, поскольку избирательная комиссия не выявила неполноты сведений о кандидате Подкуйко С.А. либо отсутствие каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию предусмотрено законом, а также несоблюдение требований закона к оформлению представленных им документов, то оснований для направления ему вышеназванного извещения не имелось.

Наличие вышеперечисленных обстоятельств суд также не усматривает, поскольку Подкуйко С.А. представил о себе все сведения и документы, предусмотренные Законом Тамбовской области № 228-ФЗ и Федеральным законом № 67-ФЗ, которые были оформлены с соблюдением требований закона. Указание в протоколе собрания партии иного лица, выдвинутого кандидатом на должность главы сельсовета, не может расцениваться как неполнота или недостоверность сведений о кандидате, которые необходимо было уточнить либо дополнить.

Кроме того, вышеприведенными нормами закона не предусмотрено право кандидата на внесение уточнений и дополнений в документы политической партии, содержащие сведения о его выдвижении. А его право на замену представленного документа предоставляется лишь в случае оформления документа с нарушением требований закона. Чего в данном случае не установлено.

Таким образом, нарушений прав Подкуйко С.А. при принятии избирательной комиссией Сухотинского сельсовета оспариваемого решения судом не установлено.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе Подкуйко С.А. в удовлетворении его административных исковых требованиях в полном объеме.

Руководствуясь ст. 176-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Подкуйко С.А. в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Знаменского района Тамбовской области от 27 июля 2018 г. «Об отказе Подкуйко С.А. в регистрации кандидатом на должность главы Сухотинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области»; возложении обязанности по его регистрации кандидатом на должность главы сельсовета Сухотинского сельсовета Знаменского района отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение пяти дней со дня его принятия.

Председательствующий Е.Ю. Нишукова

Решение в окончательной форме принято 22 августа 2018 г.

2а-344/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Подкуйко Сергей Александрович
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Знаменского района Тамбовской области
Другие
Избирательная комиссия Тамбовской области
Политическая партия «Партия возрождения России» в Тамбовской области
Региональное отделение политической партии «Партия возрождения России» в Тамбовской области
Суд
Знаменский районный суд Тамбовской области
Дело на странице суда
sud4.tmb.sudrf.ru
14.04.2020Регистрация административного искового заявления
14.04.2020Передача материалов судье
14.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2020Подготовка дела (собеседование)
14.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
14.04.2020Подготовка дела (собеседование)
14.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2020Судебное заседание
14.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2020Дело оформлено
14.04.2020Дело передано в архив
22.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее