№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Калининский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ереминой О.М.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «УСТЭК» к ФИО2 о понуждении к заключению договора теплоснабжения,
у с т а н о в и л :
Истец АО «УСТЭК» обратилось в суд с иском к ФИО2 о понуждении к заключению договора теплоснабжения. Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении АО «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания» статуса единой теплоснабжающей организации в <адрес>», АО «УСТЭК» назначено единой теплоснабжающей организацией на территории <адрес> в зоне деятельности с ко<адрес>. Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям <адрес>. Руководствуясь Правилами организации теплоснабжения в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, АО «УСТЭК» направило в адрес ФИО2 подписанный со своей стороны проект договора теплоснабжения № Т-33406-17 от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени подписанный ответчиком проект договора теплоснабжения возвращен не был, равно, как и не был направлен протокол разногласий к договору. Истец с ДД.ММ.ГГГГ поставлял на объект ответчика тепловую энергию и теплоноситель, ответчик принимал и потреблял энергоресурсы, между сторонами фактически сложились отношения по теплоснабжению. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать как акцепт оферты, отношения сторон являются договорными вне зависимости от наличия между ними заключенного договора теплоснабжения. Заключение договора теплоснабжения с ной ресурсоснабжающей организацией в зоне деятельности АО «УСТЭК» невозможно, в связи с чем заключение договора теплоснабжения с АО «УСТЭК» является для ответчика обязательным. В связи с указанным, истец просит понудить ФИО2 заключить договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «УСТЭК» на условиях оферты истца, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000,00 рублей.
В судебном заседании представитель истца АО «УСТЭК» ФИО4 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО2, его представитель ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, ссылаясь на организацию в объекте недвижимости, принадлежащем ответчику, индивидуальной системы отопления и неполучение услуг по теплоснабжению от АО «УСТЭК».
Представитель третьего лица ТСЖ «Контакт» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
Приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ № АО «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания» присвоен статус единой теплоснабжающей организации в <адрес> в зоне деятельности с ко<адрес>, указанной в актуализированной схеме теплоснабжения муниципального образования городской округ <адрес> на период 2017-2032 гг., утвержденной приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
ФИО2 является собственником нежилого помещения (парикмахерская) площадью 53,1 кв.м, расположенного на первом этаже по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.46-48). Как следует из плана, нежилое помещение находится в контуре многоквартирного жилого дома (л.д.48).
Управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> осуществляет ТСЖ «Контакт», которым с АО «УСТЭК» заключен договор теплоснабжения № Т-56050-17 с учетом соглашения о передаче прав и обязанностей по договору от АО «УТСК» к АО «УСТЭК».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ПАО «Сибирско-Уральская энергетическая компания» филиал «Тепло Тюмени» с заявлением об отключении теплоснабжения в связи с переходом на электроотопление (л.д.51).
ДД.ММ.ГГГГ Тепло Тюмени составлен акт обследования нежилого помещения по адресу: <адрес>, в соответствии с которым приборы отопления обрезаны, горячее водоснабжение от электронагревателя, общедомовые стояки отопления изолированы теплоизоляцией (л.д.50). Акт аналогичного содержания составлен представителем АО «УСТЭК» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49).
ДД.ММ.ГГГГ АО «УСТЭК» направило в адрес ФИО2 проект договора теплоснабжении № Т-33406-ДД.ММ.ГГГГ год с просьбой рассмотреть договор и в течение 15 дней с даты его получения подписать и отправить 1 экземпляр в адрес истца, при наличии разногласий оформить их в виде протокола разногласий (л.д.16-18).
По условиям договора теплоснабжения № Т-33406-17 от ДД.ММ.ГГГГ АО «УСТЭК» обязуется поставлять потребителю тепловую энергию и теплоноситель на объекты потребителя, указанные в приложении №.1 к договору, в объеме, с качеством, определенными условиями договора, а потребитель обязуется принимать тепловую энергию и возвращать теплоноситель, соблюдать режим потребления, оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроках и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя по настоящему договору.
Приложением №.1 к договору определены договорные нагрузки по отоплению и горячему водоснабжению нежилого помещения по адресу: <адрес>, приложением №.2 определены договорные объемы потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Договор теплоснабжения № Т-33406-17 от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО2 не подписан.
В соответствии с ч.1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Исходя из положений ч. 1, ч. 4 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Отношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения регулируются Федеральным законом «О теплоснабжении», который также определяет права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно ч. 1 ч.2 ст. 15 Федерального Закона «О теплоснабжении», потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.
Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения (ч. 7 ст. 15 закона).
По смыслу п. п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ, а также п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
Учитывая, что обязанной стороной публичного договора – договора теплоснабжения является теплоснабжающая организация, с требованием о понуждении к заключению публичного договора в соответствии со ст. 426 ГК РФ может собственник жилого или нежилого помещения, АО «УСТЭК» по отношению к потребителю таким правом не наделено.
Ни Гражданский Кодекс РФ, ни федеральный закон не содержит обязанности собственника нежилого помещения по заключению в письменной форме договора теплоснабжения.
При разрешении спора суд не применяет пунктыункты 113, 114 Правил N 808, которыми фактически установлена обязанность потребителей по заключению договоров теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией, так как Правила являются подзаконным нормативным правовым актом, тогда как положения ст. 421 ГК РФ устанавливает возможность понуждения к заключению договора только в случаях, установленных Гражданским Кодексом, законом и добровольно принятым обязательством.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор в принятии искового заявления о понуждении заключить договор не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске.
Также суд пришел к выводу, что отсутствие в нежилом помещении ответчика централизованной системы отопления и горячего водоснабжения, точки технологического присоединения делает неисполнимым договор теплоснабжения, проект которого представлен истцом, поскольку теплоноситель на объект потребителя непосредственно не поставляется и возможность поставлять и принимать тепловую энергию и теплоноситель, возвращать теплоноситель у сторон отсутствует.
Доводы представителя истца о фактическом пользовании ответчиком услугами по теплоснабжению вследствие потребления услуги через перекрытия и перегородки многоквартирного жилого дома направлены на доказывание наличия обязанности ФИО2 по внесению платы за теплоснабжение, тогда как вопрос оплаты потребителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения предметом настоящего дела не является.
При таких обстоятельствах, оснований для понуждения ответчика к заключению договора теплоснабжения № т№ от ДД.ММ.ГГГГ с АО «УСТЭК» не имеется, в удовлетворении исковых требований АО «УСТЭК» к ФИО2 надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 12, 421, 426, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О теплоснабжении», ст.ст. ст.ст.3, 56, 67, 191-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░» ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.