Судья Бабанина О.М.
Дело №7-40/2019 / 12-40/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 28 января 2019 года
Судья Пермского краевого суда Филатовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» в лице законного представителя – директора Сунцевой Надежды Борисовны на постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 11.12.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Пермского районного суда Пермского края от 11.12.2018 Федеральное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее – ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявителем поставлен вопрос об отмене постановления судьи районного суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения, также указывает на нарушение порядка проведения проверки.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» Сунцева Н.Б., защитник Куляшова А.А. поддержали доводы жалобы.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, прокурора прокуратуры Пермского края Журавлеву Н.В., полагавшую жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения на основании возражений, представленных в материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение), устанавливающее порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность) – п.1.
Согласно пп. «з» п. 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Одним из таких условий является соответствие объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (пп. «ж» п.10, пп. «г» п.15, пп. «ж» п.16 Положения о лицензировании образовательной деятельности).
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пункт 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относит нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «з» п. 6 данного Положения.
Как усматривается из материалов дела, ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 07.12.2016 № 5673, выданной Государственной инспекцией по надзору в сфере образования Пермского края, в приложении которой указано место нахождение юридического лица: **** (второй и третий этажи здания).
В ходе проводившейся прокуратурой Пермского края с привлечением специалистов, в том числе, Министерства образования и науки Пермского края проверки 11.10.2018 выявлено, что ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» осуществляет образовательную деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, а именно в отсутствие заключения о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности на помещение, расположенное по адресу: ****, в котором реализуются образовательные программы, то есть без подтверждения создания безопасных условий обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Привлекая ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» к административной ответственности, судья районного суда обоснованно исходил из доказанности факта осуществления образовательной деятельности указанным юридическим лицом с грубыми нарушениями лицензионных требований.
Факт совершения ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ. Судья районного суда в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ всесторонне, полно и объективно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку доказательствам, и пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, мотивировав свои выводы. Нарушений положений ст. 1.5 КоАП РФ судьей районного суда допущено не было.
Отсутствие у ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» заключения о соответствии объекта образовательного учреждения обязательным требованиям пожарной безопасности в помещении, расположенного по адресу: ****, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, исходя из того, что деятельность школы подразумевает нахождение в помещении школы детей разного возраста, их родителей и педагогов, соответственно такое нарушение может быть расценено как грубое нарушение лицензионных требований. То обстоятельство, что в ходе проведенной в октябре 2018 года проверки непосредственно нарушения требований пожарной безопасности в эксплуатируемых помещениях ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» выявлены не были, для квалификации деяния значения не имеет, поскольку юридическое лицо привлекается к административной ответственности за конкретные нарушения лицензионных требований.
Действия ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ квалифицированы верно.
Доводы жалобы отмену постановления судьи районного суда не влекут, поскольку не влияют на правильность выводов о наличии в действиях ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» состава вмененного административного правонарушения и не свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.
Указание законного представителя ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» на отсутствие вины юридического лица в совершении административного правонарушения, со ссылкой на то, что Учреждение осуществляло деятельность на основании лицензии полученной в 2012 году, в 2016 году была получена лицензия в связи с переименованием юридического лица, при этом заключение о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности не требовалось, является несостоятельной.
В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, утратившим силу связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (временной лицензии) или переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии или лицензиатом, осуществляет взаимодействие с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности (подпункт «б» пункт 26 Положения).
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 также предусмотрено наличие у образовательного учреждения заключения о соответствии объекта недвижимости обязательным требованиям пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела лицензия на осуществление образовательной деятельности ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» № 2435 от 26.12.2012 выдана Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, на основании, представленного юридическим лицом копии акта № 28/6 от 25.12.2012 об отсутствии нарушений требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» за подписью старшего инспектора 28 ОНД по Пермскому муниципальному району.
Вместе с тем, подлинник заключения о соответствии учреждения обязательным требованиям пожарной безопасности у ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» отсутствует, то есть фактически у юридического лица не имеется документа в подтверждение соблюдения требований пп. «з» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Довод заявителя жалобы на нарушение порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не принимается, поскольку положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (п.3 ч.3 ст.1 названного Федерального закона).
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления судьи районного суда в жалобе не приведено, оснований для отмены постановления судьи районного суда при рассмотрении жалобы не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судьей районного суда не допущено.
Административное наказание назначено судом в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.2, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в минимальном размере.
Постановление о привлечении ФКОУ «СОШ ГУФСИН по Пермскому краю» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 11.12.2018 оставить без изменения, жалобу Федерального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья - подпись