Решение по делу № 2-3567/2018 от 30.07.2018

Дело № 2-3567/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2018 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Аксаметовой Ю.Я.,

с участием прокурора Меньтиной А.С.,

истца Кацуба Д.Н.,

представителей ответчика – Министерства здравоохранения Пермского края Северова М.Ю., Струевой Е.Н., Шутылова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г.Перми, Кацубы Д.Н. к Министерству здравоохранения Пермского края, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю о признании отказа и бездействия незаконными, взыскании денежных средств,

установил:

Прокурор Мотовилихинского района г.Перми, действуя в интересах Кацуба Д.Н., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края (далее – Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатного лекарственного препарата «Ибрутиниб»; взыскании 2 414 000 руб. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственного препарата «Ибрутиниб» в соответствии с медицинскими показаниями.

В обоснование заявленных требований указал, что Кацуба Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом II группы, в ДД.ММ.ГГГГ. ему поставлен диагноз хроничекий лимфолейкоз. Согласно консультативному заключению ФГБУ «<данные изъяты>» Минздрава России Институт гематологии от ДД.ММ.ГГГГ. Кацуба Д.Н. нуждается в лечении лекарственного препарата «Ибрутиниб» по жизненным показаниям. ДД.ММ.ГГГГ. Кацуба Д.Н. обратился в МУЗ «Городская клиническая больница » для получения необходимого препарата. ДД.ММ.ГГГГ из МУЗ «Городская клиническая больница » поступил ответ о том, что в адрес Министерства направлено обращение об обеспечении необходимым лекарственным препаратом, однако из Министерства ответ до конца ДД.ММ.ГГГГ. не поступил. ДД.ММ.ГГГГ. Кацукба Д.Н. вновь получил консультативное заключение ФГБУ «<данные изъяты>», согласно которому по жизненным показаниям показано назначение «Ибрутиниба» в дозе 420 мг/сутки постоянно в течение года с последующей оценкой эффективности лечения. В связи со сложившейся ситуацией Кацуба Д.Н. самостоятельно приобрел лекарственный препарат для применения в течение 4 месяцев на сумму <данные изъяты> руб. Таким образом, считает, что Министерство в нарушение положений Федерального закона №323-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. №890, не обеспечило Кацубу Д.Н. лекарственным препаратом, тем самым причинив ему убытки, в связи с чем просит заявленные требования удовлетворить.

Истец Кацуба Д.Н. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края (далее – Министерство) о признании бездействия за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ незаконным; взыскании <данные изъяты> руб. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственного препарата «Ибрутиниб» в соответствии с медицинскими показаниями (л. д. 94-95).

Определением суда от 11.10.2018г. гражданские дела объединены в одно производство (л.д.93).

Прокурор и истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам исковых заявлений, истец поддержал письменные пояснении по делу (л.д.130-134).

Представители ответчика в судебном заседании с заявленным иском не согласились, поддержав доводы письменного отзыва (л.д.77-78), также пояснили, что по поступившему из МУЗ «Городская клиническая больница » ДД.ММ.ГГГГ. обращению, обеспечить Кацуба Д.Н. лекарственным препаратом не представлялось возможным, поскольку не было всех необходимых документов, предусмотренных Приказом Минситерства от ДД.ММ.ГГГГ. . В связи с этим, а также учитывая, что на тот период времени Клиническими рекомендациями по лечению больных хроническим лимфолейкозом, лечение ибрутинибом на тот период времени не было предусмотрено, в больницу был направлен запрос о предоставлении полного пакета документов и после их поступления ДД.ММ.ГГГГ., на заседании комиссии 04.02.2016г. вопрос об обеспечении Кацуба Д.Н. лекарственным препаратом был решен положительно.

Определением суда от 29.08.2018г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление федерального казначейства по Пермскому краю (л.д. 71-72), которое о месте и времени рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом, представило письменные возражения (л.д.)

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона РФ от 21.12.2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 18.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощи, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с приложением № 1 к этому Постановлению, онкологические заболевания относятся к категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона;

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 Закона № 323-ФЗ).

В соответствии с п.2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, в который препарат «Ибрутиниб» не входит.

Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год, в который включен «Ибрутинб», указанный перечень действует с 01.03.2016г.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Кацуба Д.Н. страдает хроническим лимфолейкозом. Диагноз поставлен в конце ДД.ММ.ГГГГ года.

Кацуба Д.Н. установлена II группы инвалидности бессрочно (л.д. 10).

В соответствии с консультативным заключением ФГУ «<данные изъяты>» Институт гематологии от ДД.ММ.ГГГГ. с учетом крайне неблагоприятного прогноза – ранний рецидив заболевания после первой линии терапии флударабин – содержащими режимами, возможности стандартных химиотерапевтических комбинаций исчерпаны. По жизненным показаниям пациенту показано назначение ибрутиниба в дозе 420 мг/сутки per os постоянно в течение года с последующей оценкой эффективности лечения и решением вопроса о дальнейшей тактике ведения. Препарат рекомендуется применять в комбинации с бендамустином и ритуксимабом. После окончания курсового лечения продолжить принимать ибрутиниб в монорежиме (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ лечебно контрольной комиссией ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника » принято решение о том, что пациенту по жизненным показаниям показано назначение ибрутиниба в дозе 420 мг/сутки per os постоянно в течение года с последующей оценкой эффективности лечения и решением вопроса о дальнейшей тактике лечения (л.д. 91)

Рецепт на лекарственный препарат Кацуба Д.Н. не выдавался.

ДД.ММ.ГГГГ. ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника » в Министерство здравоохранения направлено письмо с просьбой обеспечить Кацуба Д.Н. Ибрутинибом, потребность в месяц: 140 мг по 3 капсулы в день (л.д. 89-90).

К обращению приложен протокол лечебно контрольной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., а также консультативное заключение ФГУ «<данные изъяты>» Институт гематологии от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 91, 92).

ДД.ММ.ГГГГ. Кацуба Д.Н. приобретен препарат «Имбрувика» 140 мг капс. в количестве 4 упаковки на сумму <данные изъяты> руб., что подтверждается товарным и кассовым чеком (л.д.11, 12).

ДД.ММ.ГГГГ. ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника » в Министерство здравоохранения вновь направлено письмо с просьбой обеспечить Кацуба Д.Н. Ибрутинибом, потребность в месяц: 140 мг по 3 капсулы в день (л.д. 137-138).

К обращению приложен протокол лечебно контрольной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым пациенту по жизненным показаниям показано назначение ибрутиниба в дозе 420 мг/сутки per os постоянно в течение года с последующей оценкой эффективности лечения и решением вопроса о дальнейшей тактике лечения; консультативное заключение ФГУ «<данные изъяты>» Институт гематологии от ДД.ММ.ГГГГ.; выписка из истории болезни ГБУЗ ПК «КМСЧ »; выписной эпикриз ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника », согласие на обработку персональных данных (л.д. 139-146).

ДД.ММ.ГГГГ. Комиссия по рассмотрению вопросов индивидуального обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания граждан, проживающих в Пермском крае, имеющих право на получение государственной социальной помощи приняла решение об обеспечении Кацуба Д.Н. лекарственным препаратом «Ибрутиниб, капсулы 140 мг » за счет средств бюджета Пермского края, после регистрации государственной цены, до конца года с последующей оценкой эффективности лечения и решением вопроса о дальнейшей тактике лечения (л.д.84).

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что решения об отказе в обеспечении Кацуба Д.Н. лекарственным препаратом «Ибрутиниб» ответчиком не принималось, доказательств в подтверждение этого, прокурором в судебное заседание не представлено.

Суд также полагает, что в данном случае отсутствует незаконное бездействие ответчика в силу следующего.

Приказом Министерства от 17.11.2015г. №СЭД-31-01-06-984 утвержден Порядок рассмотрения вопросов индивидуального обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания граждан, проживающих в Пермском крае, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – Порядок)(л.д.82-83).

Как следует из п.2 Порядка, данный порядок применяется в случае определения врачебной комиссией медицинской организации и (или) главным внештатным специалистом Министерства необходимости обеспечения гражданина лекарственным препаратом в индивидуальном порядке по жизненным показаниям.

Медицинские организации предоставляют в Комиссию: заявление медицинской организации, решение врачебной комиссии, копию заключения внештатного специалиста Министерства о целесообразности назначения лекарственного препарата по жизненным показаниям, выписку из медицинской карты амбулаторного больного, копию уведомления о побочных действиях, нежелательных реакциях, согласие гражданина на обработку персональных данных (п.4 Порядка).

Однако к заявлению ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ. об обеспечении Кацуба Д.Н. Ибрутинибом, были приложены лишь протокол врачебной комиссии медицинского учреждения и консультативное заключение ФГУ «<данные изъяты>» Институт гематологии. Полный пакет документов, предусмотренный п.4 Порядка, был представлен медицинским учреждением в Министерство ДД.ММ.ГГГГ., решение об обеспечении лекарственным препаратом принято Комиссией было принято ДД.ММ.ГГГГ., т.е. через 3 дня после представления полного пакета документов, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны ответчика.

Доводы истца о том, что на момент поступления первого обращения медицинского учреждения – ДД.ММ.ГГГГ., приказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ. еще не был принят, не свидетельствует о том, что данный приказ не подлежит применению к данным правоотношениям.

Суд полагает, что поскольку в период рассмотрения обращения ГБУЗ ПК «Городская клиническая поликлиника », был принят вышеуказанный приказ, Министерство обязано было руководствоваться его положениями.

Поскольку незаконных действий (бездействия) Министерством допущено не было, отсутствует вина ответчика в возникновении у истца убытков, в связи с чем требования о возмещении денежных средств, удовлетворению не подлежат.

Доводы о неправильно выбранном способе закупки лекарственного препарата, что привело к затягиванию его предоставлению истцу, судом отклоняются, поскольку Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять закупку только тем или иным способом. Решение о выборе способа закупки, принимается заказчиком, с учетом установленных законом условий, что не свидетельствует о незаконности действий Министерства. При этом, указанные обстоятельства не находятся в какой-либо причинно-следственной связи с возникшими у истца убытками, поскольку приобретение лекарственного препарата было произведено истцом еще до начала проведения процедур по закупке лекарства.

Кроме того, действующими нормативными правовыми актами установлено, что обеспечение граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

В соответствии с п. 2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г.N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Как установлено судом, рецепт на лекарственный препарат Ибрутиниб в спорный период Кацуба Д.Н. не выдавался, в то время как обязанность по бесплатному обеспечению инвалида лекарственными препаратами возникает у Министерства я только при наличии у инвалида выписанного в установленном законом порядке лечащим врачом рецепта на получение лекарственного препарата бесплатно.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований прокурора Мотовилихинсокго района г.Перми, Кацуба Д.Н. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований прокурора Мотовилихинского района г.Перми, Кацубы Д.Н. к Министерству здравоохранения Пермского края, Управлению федерального казначейства по Пермскому краю о признании отказа и бездействия незаконными, взыскании денежных средств – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

     Председательствующий:     подпись            (Л.Ю. Дульцева)

     Копия верна. Судья:                    (Л.Ю. Дульцева)

                    

2-3567/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее