УИД: 66RS0009-01-2024-001767-74 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.07.2024 город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Горюшкиной Н.В.,
при секретаре судебного заседания Бородиной Т.А.,
с участием: помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Савенквовой Д.Л.,
представителя ответчика ООО УК «Тепло-НТ» Алексеевой М.В., действующей на основании доверенности 01/2024 от 09.01.2024,
представителя третьего лица ООО «Тагилтеплосбыт» Никитченко А.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-1468/2024 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Тепло-НТ» о возложении обязанности по оснащению многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета потребления коммунальных ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
11.04.2024 прокурор Ленинского района города Нижнего Тагила, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском в котором с учетом уточнения заявленных исковых требований (л.д.176) в порядке ст. 39 ГПК РФ просит, возложить на ООО «Тепло-НТ», в срок до 31.12.2024 установить общедомовой прибор учёта тепловой энергии в многоквартирном <адрес>.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Ленинского района города Нижний Тагил совместно с должностными лицами Департамента государственного жилищного и строительного надзора проведены надзорные мероприятия в отношении ООО Управляющая компания «Тепло-НТ» на предмет соблюдения лицензионных требований при оказании услуг управления собственникам (нанимателям) помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>.
В ходе проведения надзорных мероприятий установлено, что многоквартирный <адрес> находится в управлении ООО УК «Тепло-НТ».
МКД введен в эксплуатацию в 1985 году.
В указанном МКД согласно информации территориального отдела контроля и надзора № 2 Департамента государственного жилищного и строительного надзора по Свердловской области отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Таким образом, если собственники не исполнили обязанность установить коллективный (общедомовой) прибор учета, то такой прибор учета устанавливает ресурсоснабжающая организация, а собственники помещений МКД должны оплатить ее расходы равными долями в течение пяти лет с даты установки (ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка и т.д.) входит в содержание общего имущества в МКД (пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества)) и обеспечивается силами управляющей организации.
В судебном заседании помощник прокурора Савенкова Д.Л. заявленные исковые требования поддержала по доводам и основания, указанным в исковом заявлении с учетом уточнения. Суду пояснила, что несмотря на наличие технической возможности до настоящего времени прибор учета в многоквартирном доме не установлен.
Представитель ответчика ООО УК «Тепло-НТ» Алексеевой М.В., действующая на основании доверенности 01/2024 от 09.01.2024,в удовлетворении требований просила отказать подводам письменным возражений, которые приобщены судом к материалам дела, указав, что управляющая организация является ненадлежащим ответчиком по спору, а прибор учета должен быть установлен силами ресурсоснабжающей организации «Тагилтеплосбыт».
Представитель третьего лица ООО «Тагилтеплосбыт» Никитченко А.И., действующий на основании доверенности от 01.01.2023 (л.д.96) требования прокурора поддержал.
Представитель третьего лица МУП «Тагилэнерго» в судебное заседание не явился. извещен надлежащим образом.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено при установленной явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению домов коллективными приборами учета, установка таких приборов должна быть произведена соответствующими исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями) за счет собственников помещений указанных домов в срок до 01.07.2013.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона № 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учёта используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённые в утверждённый в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем, должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключённого договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом установлено, что многоквартирный <адрес> находится в управлении ООО УК «Тепло-НТ», что подтверждается копией протокола очередного общего собрания собственником помещений МКД, копией договора управления от 26.11.2019 (л.д.12-16).
Согласно информации, предоставленной Департаментом государственного жилищного и строительного надзора СО от 17.01.2024 в МКД отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии, исполнителем коммунальной услуги ГВС в МКД является ООО «Тагилтеплосбыт» (л.д.9).
Данный факт ответчиком в судебном заседании не оспаривался.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что при наличии технической возможности установки общедомовых приборов учета многоквартирный дом общедомовым прибором учета тепловой энергии не оснащен, ответчиком обратного не представлено.
В соответствии с договором управления управляющая организация взяла на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Коллективные (общедомовые) приборы учета теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома, о чем указано в пункте 6 Правил N 491.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В Правилах N 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, к которым в соответствии с пунктом 1 данных Правил относится ООО «ГРАНТ», по обеспечению установки и вводу в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт «с» пункта 31 Правил N 354).
Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета, отнесено приведенными выше нормами к числу обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что собственники многоквартирных домов, введенные в эксплуатацию до 27.11.2009 (день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ) обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае не выполнения данной обязанности собственниками многоквартирного дома, выполнение указанных действий возлагается в обязательном порядке на организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика, как соответствующую организацию, обязанность оснастить данный многоквартирный жилой дом коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Доводы жалобы о том, что обязанность по установке приборов учета возникла у ресурсоснабжающей организации, судом отклоняются.
Действительно, в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Вместе с тем, как следует из ч. 12 вышеназванной статьи, организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. ч. 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. ч. 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, оснащение многоквартирного дома приборами учета, в том числе путем заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на установку приборов учета, обеспечение доступа ресурсоснабжающей организации к месту установки приборов учета, а также обеспечение ввода приборов учета в эксплуатацию, как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации. В последующем же управляющая организация не лишена права на возмещение расходов по установке общедомового прибора учета.
Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Предложенный прокурором срок продолжительностью до 31.12.2024, суд считает разумным.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Требования прокурора по делу удовлетворены, ответчик от уплаты судебных расходов не освобожден.
При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания « Тепло-НТ» (ИНН: №) в срок до 31.12.2024 установить общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном <адрес>, в городе Нижнем Тагиле.
Взыскать с общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания « Тепло-НТ» (ИНН: №)в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 06.08.2024 года.
<...> – ФИО7
Копия верна. Судья- Н.В. Горюшкина