Решение по делу № 2-510/2024 (2-4426/2023;) от 22.11.2023

Гражданское дело № 2-510/2024

УИД 09RS0001-01-2023-005895-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Черкесск 12 января 2024 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Джанибекова Р.М.,

при секретаре судебного заседания Казиевой А.А.,

с участием представителя истца – Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска Киикова Т.Т., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика – Территориального Управления Росимущества Шовгеновой С.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Кукаеву Мураду Магомедовичу о признании права собственности на торгово-остановочный комплекс,

установил:

Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Кукаеву Мураду Магомедовичу о признании права собственности на торгово-остановочный комплекс.

Исковое заявление мотивировано, тем, что в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, среди которых: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с Решение Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2018 № 68 "Об утверждении Положения Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска" Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (правопреемник Комитета по управлению имуществом города Черкесска) является уполномоченным органом, осуществляющим управление объектами муниципальной собственности.

Согласно пп. 2.4.7. настоящего положения Управление осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, учет муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования города Черкесска на это имущество, ведение реестра муниципального имущества (за исключением земельных участков), учет уставов (положений) муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты внешнего благоустройства, городского пассажирского транспорта относятся к муниципальной собственности.

Остановочный комплекс входит в число сооружений - остановок общественного транспорта города Черкесска, находящихся в муниципальной собственности. Остановки общественного транспорта расположены на землях общего пользования, предназначенных для целевого использования.

В целях упорядочения оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта, 26 ноября 2001 года постановлением Главы города Черкесска № 4392 утвержден «Порядок оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта».

В соответствии с приложением № 2 Порядка, реконструкция остановки должна быть осуществлена за счет гражданин с последующей передачей в собственность Муниципальному образованию г. Черкесска и заключением договора аренды муниципального имущества.

В соответствии с Постановлением главы города Черкесска КЧР от 14.09.2001 г. № 3370 было разрешено строительство гр. Кукаеву М.М. торгово-остановочного комплекса, расположенному по адресу: <адрес>.

04.07.2003 г. Постановлением главы города Черкесска № 2903 были утверждены акты приемки в эксплуатацию законченного строительства, путем преобразования остановки общественного транспорта в торгово-остановочный комплекс, по <адрес>.

Проведение государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.1998 по делу А25-1115/98 за Администрацией города Черкесска было признано право собственности на 162 бесхозяйных объекта - остановки общественного транспорта, расположенные на территории города Черкесска, в том числе, в отношении крытой остановки п. 93 Магазин «Универсам» (южная сторона).

Управлением, были сданы документы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР на проведение государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием г. Черкесска объект недвижимого имущества, в виде торгово- остановочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

18.08.2023 г. отделом регистрации прав было выдано уведомление об отказе в государственной регистрации на спорный объект.

Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН на земельный участок от 18.08.2023 г.

Соглашение о сотрудничестве, заключенное между Кукаевым М.М. и администрацией города Черкесска, является по смыслу и содержанию концессионным соглашением (статья 3 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Истец просит суд:

- признать право собственности за муниципальным образованием г. Черкесска на объект недвижимого имущества, в виде торгово- остановочного комплекса, площадью 94,5 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 09:04:01011299:348 по адресу: Карачаево-Черкесская республика, <адрес>а;

- признать данное решение основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР

Представитель истца Кииков Т.Т. в судебном заседании заявленный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика - Территориального Управления Росимущества Шовгенова С.М. исковые требования признала и не возражала против их удовлетворения.

Ответчик Кукаев М.М. в судебное заседание не явился, представил суду заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия. Возражений против иска не представил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Управление Россреестра по КЧР в судебное заседание своего представителя не направил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражении.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно пп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков из исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

Судом установлено, что в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, среди которых: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с Решение Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2018 № 68 "Об утверждении Положения Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска" Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (правопреемник Комитета по управлению имуществом города Черкесска) является уполномоченным органом, осуществляющим управление объектами муниципальной собственности.

Согласно пп. 2.4.7. настоящего положения Управление осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, учет муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования города Черкесска на это имущество, ведение реестра муниципального имущества (за исключением земельных участков), учет уставов (положений) муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты внешнего благоустройства, городского пассажирского транспорта относятся к муниципальной собственности.

Остановочный комплекс входит в число сооружений - остановок общественного транспорта города Черкесска, находящихся в муниципальной собственности. Остановки общественного транспорта расположены на землях общего пользования, предназначенных для целевого использования.

В целях упорядочения оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта, 26 ноября 2001 года постановлением Главы города Черкесска № 4392 утвержден «Порядок оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта».

В соответствии с приложением № 2 Порядка, реконструкция остановки должна быть осуществлена за счет гражданин с последующей передачей в собственность Муниципальному образованию г. Черкесска и заключением договора аренды муниципального имущества.

Согласно установленному Порядку заказчик подает заявление в администрацию города, в котором ходатайствует о выдаче разрешения на проведение благоустройства и реконструкцию остановки общественного транспорта, и дает гарантию о том, что не будет предъявлять претензий по затратам на реконструкцию и проведет её за собственные средства. После чего администрация города заключает с заказчиком договор об условиях выдачи разрешения на реконструкцию остановки общественного транспорта. После утверждения и согласования проекта на реконструкцию остановки общественного транспорта, выдается разрешение администрации города на проведение работ благоустройства и реконструкции остановки общественного транспорта. По окончании реконструкции остановки, объект принимается администрацией актом приемки малых архитектурных форм. После приемки в эксплуатацию, законченной после реконструкции остановки общественного транспорта, передается в аренду заказчику, выполнившему работы по реконструкции, о чем заключается договор аренды.

Строительство спорного объекта было осуществлено в рамках раннее предоставленного договора о сотрудничестве и Постановления главы города Черкесска без передачи его в собственность гражданину или предпринимателю, для последующего заключения договора аренды на торгово-остановочный комплекс.

В соответствии с Постановлением главы города Черкесска КЧР от 14.09.2001 г. № 3370 было разрешено строительство гр. Кукаеву М.М. торгово-остановочного комплекса, расположенному по адресу: <адрес>.

04.07.2003 г. Постановлением главы города Черкесска № 2903 были утверждены акты приемки в эксплуатацию законченного строительства, путем преобразования остановки общественного транспорта в торгово-остановочный комплекс, по <адрес>.

Проведение государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.1998 по делу А25-1115/98 за Администрацией города Черкесска было признано право собственности на 162 бесхозяйных объекта - остановки общественного транспорта, расположенные на территории города Черкесска, в том числе, в отношении крытой остановки п. 93 Магазин «Универсам» (южная сторона).

Управлением, были сданы документы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР на проведение государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием г. Черкесска объект недвижимого имущества, в виде торгово - остановочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

18.08.2023 г. отделом регистрации прав было выдано уведомление об отказе в государственной регистрации на спорный объект.

Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН на земельный участок от 18.08.2023 г.

Настоящие требования о признании права собственности относятся к вещно-правовым средствам защиты нарушенного права и представляют собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности субъекту абсолютного права на имущество.

Соглашение о сотрудничестве, заключенное между Кукаевым М.М. и администрацией города Черкесска, является по смыслу и содержанию концессионным соглашением (статья 3 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружение и другое создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

При таких обстоятельствах исковые требования Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Кукаеву Мураду Магомедовичу о признании права собственности на торгово-остановочный комплекс - удовлетворить.

Признать право собственности за муниципальным образованием г. Черкесска на объект недвижимого имущества, в виде торгово-остановочного комплекса, площадью 94,5 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 09:04:01011299:348 по адресу: Карачаево-Черкесская республика, <адрес>а;

Данное решение является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР право собственности за муниципальным образованием г. Черкесска на объект недвижимого имущества, в виде торгово-остановочного комплекса, площадью 94,5 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 09:04:01011299:348 по адресу: Карачаево-Черкесская республика, <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.01.2024 года.

Судья Черкесского городского суда Р.М.Джанибеков

Гражданское дело № 2-510/2024

УИД 09RS0001-01-2023-005895-96

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Черкесск 12 января 2024 года

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Джанибекова Р.М.,

при секретаре судебного заседания Казиевой А.А.,

с участием представителя истца – Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска Киикова Т.Т., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика – Территориального Управления Росимущества Шовгеновой С.М., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Кукаеву Мураду Магомедовичу о признании права собственности на торгово-остановочный комплекс,

установил:

Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Кукаеву Мураду Магомедовичу о признании права собственности на торгово-остановочный комплекс.

Исковое заявление мотивировано, тем, что в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, среди которых: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с Решение Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2018 № 68 "Об утверждении Положения Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска" Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (правопреемник Комитета по управлению имуществом города Черкесска) является уполномоченным органом, осуществляющим управление объектами муниципальной собственности.

Согласно пп. 2.4.7. настоящего положения Управление осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, учет муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования города Черкесска на это имущество, ведение реестра муниципального имущества (за исключением земельных участков), учет уставов (положений) муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты внешнего благоустройства, городского пассажирского транспорта относятся к муниципальной собственности.

Остановочный комплекс входит в число сооружений - остановок общественного транспорта города Черкесска, находящихся в муниципальной собственности. Остановки общественного транспорта расположены на землях общего пользования, предназначенных для целевого использования.

В целях упорядочения оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта, 26 ноября 2001 года постановлением Главы города Черкесска № 4392 утвержден «Порядок оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта».

В соответствии с приложением № 2 Порядка, реконструкция остановки должна быть осуществлена за счет гражданин с последующей передачей в собственность Муниципальному образованию г. Черкесска и заключением договора аренды муниципального имущества.

В соответствии с Постановлением главы города Черкесска КЧР от 14.09.2001 г. № 3370 было разрешено строительство гр. Кукаеву М.М. торгово-остановочного комплекса, расположенному по адресу: <адрес>.

04.07.2003 г. Постановлением главы города Черкесска № 2903 были утверждены акты приемки в эксплуатацию законченного строительства, путем преобразования остановки общественного транспорта в торгово-остановочный комплекс, по <адрес>.

Проведение государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.1998 по делу А25-1115/98 за Администрацией города Черкесска было признано право собственности на 162 бесхозяйных объекта - остановки общественного транспорта, расположенные на территории города Черкесска, в том числе, в отношении крытой остановки п. 93 Магазин «Универсам» (южная сторона).

Управлением, были сданы документы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР на проведение государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием г. Черкесска объект недвижимого имущества, в виде торгово- остановочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

18.08.2023 г. отделом регистрации прав было выдано уведомление об отказе в государственной регистрации на спорный объект.

Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН на земельный участок от 18.08.2023 г.

Соглашение о сотрудничестве, заключенное между Кукаевым М.М. и администрацией города Черкесска, является по смыслу и содержанию концессионным соглашением (статья 3 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Истец просит суд:

- признать право собственности за муниципальным образованием г. Черкесска на объект недвижимого имущества, в виде торгово- остановочного комплекса, площадью 94,5 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 09:04:01011299:348 по адресу: Карачаево-Черкесская республика, <адрес>а;

- признать данное решение основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР

Представитель истца Кииков Т.Т. в судебном заседании заявленный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в нем и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика - Территориального Управления Росимущества Шовгенова С.М. исковые требования признала и не возражала против их удовлетворения.

Ответчик Кукаев М.М. в судебное заседание не явился, представил суду заявление в котором просил рассмотреть дело без его участия. Возражений против иска не представил.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора Управление Россреестра по КЧР в судебное заседание своего представителя не направил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть и разрешить дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражении.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно пп.5 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков из исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

Судом установлено, что в главе 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, среди которых: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с Решение Думы муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2018 № 68 "Об утверждении Положения Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска" Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (правопреемник Комитета по управлению имуществом города Черкесска) является уполномоченным органом, осуществляющим управление объектами муниципальной собственности.

Согласно пп. 2.4.7. настоящего положения Управление осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, учет муниципального имущества, оформление в установленном порядке прав муниципального образования города Черкесска на это имущество, ведение реестра муниципального имущества (за исключением земельных участков), учет уставов (положений) муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты внешнего благоустройства, городского пассажирского транспорта относятся к муниципальной собственности.

Остановочный комплекс входит в число сооружений - остановок общественного транспорта города Черкесска, находящихся в муниципальной собственности. Остановки общественного транспорта расположены на землях общего пользования, предназначенных для целевого использования.

В целях упорядочения оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта, 26 ноября 2001 года постановлением Главы города Черкесска № 4392 утвержден «Порядок оформления документов на благоустройство и реконструкцию остановок общественного транспорта».

В соответствии с приложением № 2 Порядка, реконструкция остановки должна быть осуществлена за счет гражданин с последующей передачей в собственность Муниципальному образованию г. Черкесска и заключением договора аренды муниципального имущества.

Согласно установленному Порядку заказчик подает заявление в администрацию города, в котором ходатайствует о выдаче разрешения на проведение благоустройства и реконструкцию остановки общественного транспорта, и дает гарантию о том, что не будет предъявлять претензий по затратам на реконструкцию и проведет её за собственные средства. После чего администрация города заключает с заказчиком договор об условиях выдачи разрешения на реконструкцию остановки общественного транспорта. После утверждения и согласования проекта на реконструкцию остановки общественного транспорта, выдается разрешение администрации города на проведение работ благоустройства и реконструкции остановки общественного транспорта. По окончании реконструкции остановки, объект принимается администрацией актом приемки малых архитектурных форм. После приемки в эксплуатацию, законченной после реконструкции остановки общественного транспорта, передается в аренду заказчику, выполнившему работы по реконструкции, о чем заключается договор аренды.

Строительство спорного объекта было осуществлено в рамках раннее предоставленного договора о сотрудничестве и Постановления главы города Черкесска без передачи его в собственность гражданину или предпринимателю, для последующего заключения договора аренды на торгово-остановочный комплекс.

В соответствии с Постановлением главы города Черкесска КЧР от 14.09.2001 г. № 3370 было разрешено строительство гр. Кукаеву М.М. торгово-остановочного комплекса, расположенному по адресу: <адрес>.

04.07.2003 г. Постановлением главы города Черкесска № 2903 были утверждены акты приемки в эксплуатацию законченного строительства, путем преобразования остановки общественного транспорта в торгово-остановочный комплекс, по <адрес>.

Проведение государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.11.1998 по делу А25-1115/98 за Администрацией города Черкесска было признано право собственности на 162 бесхозяйных объекта - остановки общественного транспорта, расположенные на территории города Черкесска, в том числе, в отношении крытой остановки п. 93 Магазин «Универсам» (южная сторона).

Управлением, были сданы документы в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР на проведение государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием г. Черкесска объект недвижимого имущества, в виде торгово - остановочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

18.08.2023 г. отделом регистрации прав было выдано уведомление об отказе в государственной регистрации на спорный объект.

Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН на земельный участок от 18.08.2023 г.

Настоящие требования о признании права собственности относятся к вещно-правовым средствам защиты нарушенного права и представляют собой внедоговорное требование собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности субъекту абсолютного права на имущество.

Соглашение о сотрудничестве, заключенное между Кукаевым М.М. и администрацией города Черкесска, является по смыслу и содержанию концессионным соглашением (статья 3 Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

В силу статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здание, сооружение и другое создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии с п. 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

При таких обстоятельствах исковые требования Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска к Территориальному Управлению Росимущества в КЧР, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР и Кукаеву Мураду Магомедовичу о признании права собственности на торгово-остановочный комплекс - удовлетворить.

Признать право собственности за муниципальным образованием г. Черкесска на объект недвижимого имущества, в виде торгово-остановочного комплекса, площадью 94,5 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 09:04:01011299:348 по адресу: Карачаево-Черкесская республика, <адрес>а;

Данное решение является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР право собственности за муниципальным образованием г. Черкесска на объект недвижимого имущества, в виде торгово-остановочного комплекса, площадью 94,5 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 09:04:01011299:348 по адресу: Карачаево-Черкесская республика, <адрес>.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.01.2024 года.

Судья Черкесского городского суда Р.М.Джанибеков

2-510/2024 (2-4426/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г.Черкесска
Ответчики
Территориальное управление Росимущества в КЧР
Кукаев Мурад Магомедович
Министерство имущественных и земельных отношений КЧР
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Судья
Джанибеков Руслан Муссаевич
Дело на странице суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
22.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.11.2023Передача материалов судье
23.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2023Подготовка дела (собеседование)
04.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее