Решение по делу № 33-2837/2023 от 27.06.2023

Судья Рубан В.В. № 33-2837-2023УИД 51RS0009-02-2023-000062-66Мотивированное определение составлено 27.07.2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск 26 июля 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.
судей Муравьевой Е.А.Булыгиной Е.В.
при секретаре Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 02/2-48/2023 по иску прокурора Терского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации Терского района Мурманской области о возложении обязанности направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей,

по апелляционной жалобе администрации Терского района Мурманской области на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Умба Терского района Мурманской области от                 25 апреля 2023 г.

Заслушав доклад судьи Булыгиной Е.В., возражения прокурора Анисимовой Н.С. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

прокурор Терского района Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрации Терского района Мурманской области о возложении обязанности направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В обоснование заявленных требований указал, прокуратурой Терского района проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации бесхозных объектов ЖКХ в деятельности администрации Терского района.

В ходе проверки установлено, что на территории пгт. Умба Терского района Мурманской области имеются подземные тепловые сети, расположенные по адресам:

- от УТ-2 по ... до УТ-4 по ..., пгт. ..., ..., протяженностью 70 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 20 п.м.;

- от УТ-8 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-2 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-9 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 10 п.м.;

- от УТ-7 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 14 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 14 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 32 п.м.;

- от УТ-4 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 10 п.м.

Указанные объекты имеют признаки безхозяйных недвижимых вещей.

По сведениям администрации ... указанные объекты на учете в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в качестве бесхозяйного имущества не состоят, в реестре муниципальной собственности отсутствуют.

Меры по постановке на учет в органе регистрации прав данных объектов в качестве бесхозяйственного недвижимого имущества администрацией Терского района не приняты.

Подземные тепловые сети относятся к инженерным сетям в сфере жилищно-коммунального хозяйства и бесхозяйность данных объектов может повлечь ненадлежащее техническое обслуживание, содержание и функционирование, что в свою очередь, приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное теплоснабжение на территории пгт. Умба Терского района Мурманской области.

Просил обязать муниципальное учреждение администрацию Терского района Мурманской области в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйственных недвижимых вещей», подземных тепловых сетей, расположенных по указанным адресам.

Протокольным определением суда от 16 марта 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Росреестра по Мурманской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Министерство имущественных отношений Мурманской области, ООО «Тепло Людям. Умба», АО «Мурманэнергосбыт».

Судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора Терского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

На муниципальное учреждение администрацию Терского района Мурманской области возложена обязанность в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда направить в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав заявление о постановке на учет подземных тепловых сетей, расположенных по адресам:

- от УТ-2 по ... до УТ-4 по ..., пгт. ... ..., протяженностью 70 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт..., ..., протяженностью 20 п.м.;

- от УТ-8 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-2 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-9 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 10 п.м.;

- от УТ-7 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 14 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 14 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 32 п.м.;

- от УТ-4 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 10 п.м., в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.

В апелляционной жалобе глава администрации Терского района Мурманской области Самойленко Н.А., просит изменить решение суда в части срока исполнения, установить срок исполнения решения в течение 12 месяцев.

Приводит довод о том, что совместно с заявлением о постановке на учет элементов сети водоснабжения необходимо предоставить кадастровый и технический паспорт бесхозных объектов подземных тепловых сетей. На сегодняшний день данные паспорта отсутствуют, их изготовление потребует финансовых средств. Вследствие того, что данные мероприятия требуют финансовых затрат, которые не были предусмотрены в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района на 2023 год, определенный срок исполнения решения суда в течение шести месяцев является недостаточным.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Терского района Мурманской области Морозов Д.А., заместитель министра имущественных отношений Мурманской области Азорин Е.Н., просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика администрации Терского района Мурманской области, представители третьих лиц АО «Мурманэнергосбыт», Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, Министерства имущественных отношений Мурманской области, Управления Росреестра по Мурманской области, ООО «Тепло Людям. Умба», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам жалобы не находит.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).

С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).

Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), который в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее -федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

Согласно пункта 3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:

прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;

проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Согласно пункту 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Терского района Мурманской области в феврале 2023 года проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации бесхозяйных объектов ЖКХ в деятельности администрации Терского района, в ходе которой было установлено, что на территории пгт. Умба Терского района Мурманской области имеется подземные тепловые сети, расположенные по адресам:

- от УТ-2 по ... до УТ-4 по ..., пгт. ..., ..., протяженностью 70 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 20 п.м.;

- от УТ-8 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-2 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-9 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 10 п.м.;

- от УТ-7 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 22 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 14 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 14 п.м.;

- от УТ-6 по ... до ..., пгт. ..., ..., протяженностью 32 п.м.;

- от УТ-4 по ... до ..., пгт. ... ..., протяженностью 10 п.м., в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно информации ГОКУ ЦТИ от 25 января 2023 г. № 0308/5 на указанные объекты право собственности не производилось.

По информации Управления Росреестра по Мурманской области от             24 января 2023 г. № 00613/23, указанные объекты невозможно идентифицировать в ЕГРН.

Из информации Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия от 25 января 2023 г. № 51-ДЕ-05/648 следует, что спорные объекты в реестре федерального имущества не учитываются.

Согласно информации ООО «Тепло Людям. Умба» от 10 февраля              2023 г. перечисленные в исковом заявлении тепловые сети являются бесхозяйными.

По информации администрации Терского района Мурманской области от 25 января 2023 г. № 269-ТО, в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района отсутствуют финансовые средства для заключения муниципального контракта на изготовление технических планов, технических паспортов бесхозяйных объектов, в связи с чем администрация в январе текущего года планирует обратиться в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области за дополнительным финансированием.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что спорные объекты подземных тепловых сетей обладают признаками бесхозяйных, пришел к выводу, что бездействие администрации Терского района Мурманской области по непринятию мер к постановке на учет спорных объектов бесхозяйного недвижимого имущества противоречит требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц на бесперебойное и качественное водоснабжение на территории пгт. Умба Терского района Мурманской области, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования прокурора.

Решение суда в данной части не оспаривается, в связи с чем, в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Разрешая требования прокурора в части установления срока исполнения решения суда, суд исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить требования федерального законодательства в заявленный шестимесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу, ответчиком не представлено, в связи с чем, удовлетворил требования прокурора о возложении обязанности по направлению заявления о постановке спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Соглашаясь с судом первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы о необходимости увеличения указанного срока до 12 месяцев, судебная коллегия исходит из следующего.

Частью 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Судебная коллегия считает, что срок, установленный судом в силу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Каких-либо доказательств невозможности исполнения судебного постановления в указанный срок, как того требует положение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела суду первой либо апелляционной инстанции не представлено.

Само по себе отсутствие финансовых средств в бюджете муниципального образования городское поселение Умба Терского района на изготовление технических паспортов бесхозяйных объектов подземных тепловых сетей, не может являться безусловным основанием для увеличения срока исполнения обязанности, возложенной на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, принимая во внимание, что данная обязанность возложена на ответчика в силу закона.

Более того, из представленного письма администрации Терского района, направленного прокурору в рамках проводимой проверки, следует, что ответчик в январе текущего года планировал обратиться в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области за дополнительным финансированием в указанных целях.

Таким образом, доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные и не свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения суда.

Оснований для изменения решения суда в части установления срока исполнения решения судебная коллегия не находит.

При этом, следует отметить, что ответчик при наличии к тому оснований не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кандалакшского районного суда Мурманской области постоянное судебное присутствие в поселке городского типа Умба Терского района Мурманской области от 25 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Терского района Мурманской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2837/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Терского района Мурманской области
Ответчики
Муниципальное учреждение администрация Терского района
Другие
АО "Мурманэнергосбыт"
Управление Росреестра по Мурманской области
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия
Министерство имущественных отношений Мурманской области
ООО "Тепло Людям. Умба"
Суд
Мурманский областной суд
Судья
Булыгина Евгения Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.mrm.sudrf.ru
27.06.2023Передача дела судье
26.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2023Передано в экспедицию
26.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее