Решение по делу № 2а-815/2017 от 24.07.2017

                                           Дело № 2а-815/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дальнегорск                                                                        07 августа 2017года

Дальнегорский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Кухта А.В.,

при секретаре Алексеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат «Бор» (ООО «ДХК «Бор») к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда Скубко А.Ю. от 23.06.2017г.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ДХК «Бор» в лице своего представителя Титовой В.И., действующей на основании доверенности, обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что <дата> Главным государственным инспектором Государственной инспекции труда в Приморском крае Скубко А.К., вынесено предписание -ОБ/000278/36/3 Машенцеву Ю.А. директору ООО «Дальнегорский химический комбинат Бор» об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

    В соответствии со ст.ст. 57, 60.2, 92, 100, 151 дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.04.2016г. работнику Чепикову Н.В.: установить режим рабочего времени и времени отдыха, сокращенную продолжительность рабочего мены, размер доплаты за работу во вредных условиях труда; установить письменным соглашением размер доплаты за совмещение должности слесаря-монтажника; произвести перерасчет, начислить и выплатить заработную плату за период январь-март 2017 г. с учетом часов, отработанных работником сверхурочно, с выплатой процентов в порядке действия (ст. 152 ст. 36 ТК РФ).

Данное предписание было направлено в адрес ООО «ДХК Бор» и было адресовано директору Машенцеву Ю.А.

Машенцев Ю.А., являясь главный инженером ООО «ДХК Бор», получил предписание - ОБ/000278/36/3 от <дата> и акт проверки -ОБ/000278/36/2 от <дата> <дата> и передал его генеральному директору ООО «ДХК Бор» Меркулову П.В. <дата>, что подтверждается копией докладной, копией предписания от <дата> и копией акта <дата>.

ООО «ДХК Бор» считает, что предписание -ОБ/000278/36/3 от <дата> вынесено незаконно, нарушает права и законные интересы общества и подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.

Требование в предписании -ОБ/000278/36/3 от <дата> об установлении режима рабочего времени и времени отдыха является необоснованным.

В соответствии с пунктом 4.3 трудового договора от <дата> время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, иные режимы труда и отдыха устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами Работодателя.

Для конкретного случая режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлен в локальном нормативном акте «Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», являющимся приложением к «Положению об оплате и нормированию труда работников предприятия», утвержденному <дата>

Требование в предписании -ОБ/000278/36/3 от <дата> об установлении денной продолжительности смены является необоснованным.

Вывод о необходимо установления работнику сокращенной продолжительности рабочей смены был сделан на основании карты аттестации рабочего места по условиям труда ЗАО «ГХК Бор», преемником которого истец не является.

Кроме того, с 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", положения ст. 27 которого установили, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона; при этом для целей, определенных ст. 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком, а работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ установлено четыре класса условий труда по степени вредности и (или) опасности: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные условия труда (4 класс) (ч. 1), а также установлены 4 степени вредных условий труда (подклассы – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4).

Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда» в ст. ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса РФ внесены изменения, которые установили, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю (ст. 92); ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117); оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере, при этом минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, а конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором (ст. 147).

Поскольку оспариваемое предписание -ОБ/000278/36/3 от <дата> выдано после вступления в силу Федеральных законов от <дата> N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в редакции изменений от <дата> N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и на основании карты аттестации рабочего места другого юридического лица, то в данном случае основания установления сокращенной продолжительности рабочей недели не имеется.

Требование в предписании об установлении доплаты за работу во вредных условиях труда, не основано на требованиях действующего законодательства.

Чепикову Н.В. водителю автомобиля транспортного цеха ООО «ДХК Бор» трудовым договором от <дата> установлена тарифная ставка в размере 38,25 руб./час.

Тарифная ставка установлена в соответствии с приложением к «Положению об оплате труда рабочих транспортных подразделений». В тарифной ставке в размере 4,3% учтено влияние характера перевозимых грузов - 2 группа и грузоподъемность автомобиля.

Рабочим транспортных подразделений производятся доплаты за работу во вредных условиях труда в листе расчета заработной платы согласно «Перечню рабочих мест, по которым устанавливаются доплаты в процентах к тарифным ставкам (должностным окладам), за работу в условиях, отличных от нормальных», утверждённому на предприятии. Доплаты за работу во вредных условиях труда выплачиваются пропорционально отработанному времени на линии.

Требование об установлении сокращенной продолжительности рабочей смены, перерасчете, начислении, выплате заработной платы и период январь-март 2017 года с учетом часов, отработанных сверхурочно, с выплатой процентов в порядке действия ст. 152 ТК РФ, ст. 236 ТК РФ, является незаконным, поскольку выдачей предписания государственным трудовым инспектором был разрешен индивидуальный трудовой спор.

В силу абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ, ч. 2 ст. 357 ТК РФ при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Между тем спор об установлении сокращенной продолжительности рабочей смены, перерасчете заработной платы работников и возложении обязанности по ее выплате работникам, является в силу статьи 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом (статья 382 ТК РФ).

В соответствии со ст. 354 ТК РФ, ч. 2 ст. 357 ТК РФ, с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 19.12.2016, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом, но рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить. По смыслу вышеуказанных норм при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения того законодательства.

Следовательно, предписание является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенное уполномоченным органом.

Просит признать незаконным и отменить предписание                                   -ОБ/000278/36/3 от 23.06.2017г. Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае Скубко А.Ю., в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат «Бор».

Представитель административного истца Титова В.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Административный ответчик – Государственная инспекция труда в Приморском крае в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, возражений относительно требований административного искового заявления суду не представила.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, учитывая отсутствие возражений на иск со стороны ответчика, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «ДХК «Бор» подлежат удовлетворению на основании следующих доводов и доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 354 ТК РФ, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках ст.ст. 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Как установлено в ходе судебного разбирательства государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Приморском крае Скубко А.Ю. в период с <дата> по <дата> в связи с обращением работника была проведена внеплановая, документарная проверка соблюдения ООО «ДХК «Бор» требований трудового законодательства при оплате труда работника.

По результатам проверки составлен акт проверки                                        -ОБ/000278/36/2 от 23.06.2017г. (л.д. 10-11). Также директору ООО «ДХК «Бор» Машенцеву Ю.А. выдано Предписание                                    -ОБ/000278/36/2 от 23.06.2017г. об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

    Согласно указанного Предписания директору Общества предписано в срок до 01.08.2017г. в соответствии со ст.ст. 57, 60.2, 92, 100, 151 дополнительного соглашения к трудовому договору от 01.04.2016г. работнику Чепикову Н.В. установить режим рабочего времени и времени отдыха, сокращенную продолжительность рабочего мены, размер доплаты за работу во вредных условиях труда; установить письменным соглашением размер доплаты за совмещение должности слесаря-монтажника; произвести перерасчет, начислить и выплатить заработную плату за период январь-март 2017 г. с учетом часов, отработанных работником сверхурочно, с выплатой процентов в порядке действия (ст. 152 ст. 36 ТК РФ).

Не согласившись с указанным предписанием ООО «ДХК «Бор» обратилось с указанным административным иском, мотивировав его тем, что требования об устранении нарушений трудового законодательства, изложенные в предписании, не относятся к компетенции государственной инспекции труда, поскольку являются индивидуальным трудовым спором и рассматриваются в рамках ст.ст. 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В силу ст. 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В силу ст. 382 Трудового кодекса РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

В предписании Государственного инспектора труда                                       -ОБ/000278/36/3 от <дата> содержится требование работнику Чепикову Н.В. установить режим рабочего времени и времени отдыха, сокращенную продолжительность рабочего мены, размер доплаты за работу во вредных условиях труда; установить письменным соглашением размер доплаты за совмещение должности слесаря-монтажника; произвести перерасчет, начислить и выплатить заработную плату за период январь-март 2017 г. с учетом часов, отработанных работником сверхурочно, с выплатой процентов в порядке действия ст. 152, ст. 236 ТК что в силу ст. 381 Трудового кодекса РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом.

Соответственно предписание Государственного инспектора труда в Приморском крае -ОБ/000278/36/3 от <дата> в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат «Бор» вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, в связи с чем подлежит признанию незаконным и, как следствие, подлежит отмене.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 226, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Дальнегорский химический комбинат «Бор» к Государственной инспекции труда в Приморском крае о признании незаконным предписания государственного инспектора труда в Приморском крае Скубко А.Ю. -ОБ/000278/36/3 от <дата> – удовлетворить.

    Предписание государственного инспектора труда в Приморском крае Скубко А.Ю. -ОБ/000278/36/3 от <дата> признать незаконным и отменить.     Обязать государственного инспектора труда в Приморском крае Скубко А.Ю. отозвать указанное предписание с исполнения в течение десяти суток со дня получения копии настоящего решения. Сведения об исполнении решения направить в суд в течение десяти дней.

Опубликовать настоящее решение на официальном сайте Дальнегорского районного суда.

    Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                 А.В. Кухта

2а-815/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Дальнегорский химический комбинат Бор"
Ответчики
Государственная инспекция по труду в Приморском крае
Суд
Дальнегорский районный суд Приморского края
Дело на сайте суда
dalnegorsky.prm.sudrf.ru
24.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
25.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.08.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
07.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2017[Адм.] Судебное заседание
07.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее