Мотивированное решение составлено 13.01.2020
Дело № 2-1760/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2019 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Калаптур Т.А.,
при секретаре Фроловой Л.Н.,
с участием представителя истца Александровой Н.П., представителя третьего лица Ардашевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Александровой А.С. к Коновалову А.С. о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Александрова А.С. обратилась в суд с иском к Коновалову А.С., в котором просит включить в состав наследства после смерти А., умершей ххх, ххх долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххх, признать за истцом право на ххх долю в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение в порядке наследования.
В обоснование иска истцом указано, что ххх умерла А., наследником имущества которой по праву представления является истец. На дату смерти наследодателю принадлежала ххх доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххх, которую она завещала истцу. Кроме того, при жизни наследодателем с ответчиком Коноваловым А.С. был заключен договор купли-продажи другой ххх доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение. Однако в связи со смертью покупателя переход права собственности в установленном порядке зарегистрирован не был. Однако договор купли-продажи был исполнен его сторонами, денежные средства переданы покупателем продавцу, объект недвижимости фактически передан во владение и пользование покупателя, договор его сторонами не оспорен.
Истец, уведомленная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Александрова Н.П., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представитель третьего лица Ардашовой М.В. - Ардашова В.А., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик Коновалов А.С., третьи лица Ардашова М.В., нотариус нотариального округа города Новоуральск Свердловской области Минеева О.В., уведомленные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Ответчик об уважительности причин неявки не сообщил, соответствующих доказательств не представил, об отложении судебного разбирательства либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Судебное извещение, направленное судом ответчику, возвращено с отметкой почтового отделения – «истек срок хранения».
Применительно к п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, и ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует их возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Нотариус Минеева О.В. представила письменный отзыв на иск, в котором возражений против удовлетворения исковых требований не высказала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru).
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке заочного производства, против которого представители истца и третьего лица возражений не высказали.
Рассмотрев требования иска, заслушав объяснения представителей истца и третьего лица, исследовав представленные в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
На основании ч. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Согласно ч. 3 ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 1 ст. 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Согласно ст. 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В силу ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из материалов дела, ххх между Коноваловым А.С. (продавец) и А. (покупатель) заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым к покупателю перешла ххх доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххх (л.д.11-13).
ххх А. умерла, в связи с чем было выдано свидетельство о смерти ххх от ххх (л.д. 8).
Истец Александрова А.С. в установленном законом порядке в течение шести месяцев с даты смерти наследодателя обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, что подтверждается материалами наследственного дела № ххх (л.д. 27-61)
Наследниками А. являются: по завещанию - Александрова А.С.; по завещательному распоряжению - Ардашова В.А. и Ардашова М.В.; по закону - Александрова А.С., Ардашова М.В. и Коновалов А.С.
Свидетельство о праве на наследство в виде ххх доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххх, приобретенной А.. по договору купли-продажи от ххх, наследникам по закону, в том числе истцу, не выдано по причине того, что государственная регистрация права собственности наследодателя на указанное имущество не производилась.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. При этом под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
В силу ч.2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 8 Постановления Пленума от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 11 Постановления Пленумов от 29.04.2010г. № 10/22 указано, что если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Поскольку Коновалов А.С. являлся собственником ххх доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххх, то он вправе был распорядиться своим имуществом путем заключения ххх с А. договора купли-продажи. Данный договор совершен в письменной форме, подписан сторонами, удостоверен нотариально, денежные средства по договору наследодателем переданы до заключения договора, что следует из п. 4 договора, доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Договор купли продажи в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан, обстоятельств, указывающих на ничтожность договора, судом не установлено.
Наследодателем А. обязанности покупателя при отчуждении имущества Коноваловым А.С. в части оплаты стоимости имущества выполнены в полном объеме, недвижимое имущество принято покупателем в собственность, Ардашова АИ. проживала в спорной квартире по день смерти.
Следовательно, независимо от отсутствия государственной регистрации права собственности у наследодателя на долю в праве собственности на квартиру по ххх у его наследников уже возникло право собственности на указанное недвижимое имущество с момента открытия наследства, т.е. со дня смерти наследодателя.
Исходя из изложенного квартира (доля в праве общей собственности на нее) формально могла бы входить в состав наследственного имущества А. и перейти в порядке наследования к ее наследникам, в том числе к истцу, лишь в том случае, если к моменту открытия наследства у наследодателя уже возникло право собственности, условием чего являлась государственная регистрация этого права.
Вместе с тем это не оказывает существенного влияния на объем прав истца Александровой А.С., которая как наследник А. является ее правопреемником во всех имущественных отношениях с ее участием, и в том числе в отношениях, основанных на заключенном договоре купли-продажи.
Исходя из изложенного в данном случае наиболее полно соответствовал бы закону такой способ защиты прав Александровой А.С., как решение суда о государственной регистрации за ней права на ххх долю на жилое помещение на основании договора купли-продажи как за правопреемником умершей А.
Вместе с тем, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, вышеприведенные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд полагает, что включении доли квартиры в наследственную массу и признании права собственности ххх долю от нее за истцом в порядке наследования является по существу правильным, закону не противоречит, а по своему правовому результату фактически совпадает с государственной регистрацией права собственности по решению суда.
С учетом изложенного исковые требования Александровой А.С. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Александровой А.С. к Коновалову А.С. о включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти Ардашовой А.И., умершей ххх, ххх долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххх, приобретенную на основании договора купли-продажи от ххх, заключенного между Ардашовой А.И. и Коноваловым А.С..
Признать за Александровой А.С. в порядке наследования право на ххх долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххх.
Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости и погашения записи о регистрации права собственности Коновалова А.С. на ххх долю в праве в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххх, а также внесения записи о государственной регистрации права собственности Александровой А.С. на ххх долю указанного жилого помещения.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Т.А. Калаптур
Согласовано:
Судья: Т.А. Калаптур