Дело № 2-484/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2018 года
город Славгород
Славгородский городской суд Алтайского края
в составе:
председательствующего судьи И.Н. Шполтаковой,
при секретаре С.О. Плужниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова Сергея Петровича к ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» о перерасчете заработной платы с учетом районного коэффициента,
У С Т А Н О В И Л:
Соколов С.П. обратился в суд с иском к ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» об увеличении районного коэффициента к заработной плате. В обоснование заявления указал, что с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время работает в ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» в должности пожарного, основным местом работы истца является территория г. Яровое Алтайского края. При получении заработной платы за июль 2018г. районный коэффициент за работу с особыми климатическими условиями был начислен истцу в размере 15 % от заработной платы, при этом ответчик сослался на п.п. 1 п. 9 и п.п. 1 п.10 «Приложения к пункту 2 Условий, размера и порядка осуществления выплат компенсационного характера работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей, войск гражданской обороны», утвержденного Приказом МЧС РФ от 22.09.2009г. № 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей, войск гражданской обороны».
Из анализа правовых норм следует, что размер районного коэффициента определяется и устанавливается только Правительством РФ, а отдельные министерства или ведомства, а также органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе изменять размер районного коэффициента в сторону понижения.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972г. Славгородский район Алтайского края был отнесен к перечню районов, где был установлен районный коэффициент в размере 1.2 к заработной плате. В то время р.п. Яровое г. Славгорода входил в состав Славгородского района, поэтому на эту территорию распространялось действие вышеназванного распоряжения.
Указом Президиума Верховного Совета РФ от 30.03.1993 года № 4709-1 рабочий поселок Яровое Славгородского района отнесен к категории городов краевого подчинения с сохранением прежнего наименования. Никаких нормативных актов об исключении территории г. Яровое из перечня районов, где применяется коэффициент к заработной плате в размере 1.2, не издавалось, следовательно, до настоящего времени должен применяться коэффициент в размере 1.2.
Применение районного коэффициента в меньшем размере ущемляет права истца на получение заработной платы в полном объеме и нарушает конституционное право на полную оплату труда.
На основании изложенного, истец Соколов С.П. просит суд обязать ответчика произвести начисление и выплату заработной платы за июль 2018 года и за все последующие месяцы работы с учетом размера районного коэффициента 1.2 от размера оклада.
Определением суда от 20.08.2018г. исковое заявление принято к производству суда, возбуждено гражданское дело.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель ответчика Федерального Государственного Казенного Учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» Волченко Ю.М. в судебном заседании против удовлетворения требований истца возражал, в удовлетворении просил суд отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 19.12.1966 года, подписанного СССР и вступившего в силу 03.10.1976 года (обязательного для Российской Федерации как правопреемника СССР по международным договорам), участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение и справедливую заработную плату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Аналогично Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на полное вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37).
Пленум Верховного суда РФ в п.8 своего Постановления от 17.03.2004 года за №2 «О применении судами Российской федерации Трудового кодекса РФ» разъяснил о том, что при разрешении трудовых споров судам следует иметь в виду, что в соответствии со ст.11 ТК РФ нормы этого Кодекса подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем.
В соответствии со ст.129 ТК РФ под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы является минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из положений ст.315 ТК РФ следует, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Как следует из материалов дела, на территории города Славгорода зарегистрировано и осуществляет свою деятельность Федеральное государственное казенное учреждение «9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю», деятельность которого регламентируется Уставом, утвержденным приказом №614 от 18.10.2011 года Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (л.д. 29-42).
Согласно п.1.6 Устава Федерального Государственного Казенного Учреждения «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» местом нахождения указанного юридического лица является: <адрес> (л.д. 34), структурным подразделением указанного учреждения является 58 пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, месторасположением которой, согласно положению (л.д. 57-59) является г. Яровое Алтайский край.
Утвержденным приказом заместителя начальника отряда – начальника 58 ПСЧ ФПС ГПС ФИО7 № 136 от 26.08.2016г., Положением «Об оплате труда работников ФГКУ «9-й отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» определено, что оплата труда работников учреждения включает: должностные оклады (оклады); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера (л.д. 44-50).
Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. истец принят на работу в ФГКУ «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» - в должности пожарного 58 Пожарной части на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 54), что подтверждается справкой от 27.08.2018г. (л.д. 53), трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 55-56) и трудовой книжкой (л.д. 14-18).
Согласно представленным суду расчетным листкам (л.д. 51-52) компенсационная доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями - районный коэффициент, начисляется истцу в размере 15% (т.е. в размере 1,15) к должностному окладу, что в том числе подтверждается справкой №, выданной ответчиком 27.08.2018г. (л.д. 53).
Таким образом, судом установлено, что истец принят на работу в ФГКУ «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» в должности пожарного 58 Пожарной части, где компенсационная доплата за работу в местностях с особыми климатическими условиями - районный коэффициент, начисляется истцу в размере 15%, также судом установлено, что 58 Пожарная часть является структурным подразделением ФГКУ «9 отряд федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» и расположена в г. Яровое Алтайского края.
Установленные судом обстоятельства сторонами не оспаривались и не опровергались.
Ответчик с требованиями истца не согласен со ссылкой на то, что в настоящее время на федеральном уровне не установлен единый районный коэффициент для работников различных отраслей экономики в соответствующем районе или местности, продолжают действовать нормативные акты бывшего СССР, которыми были установлены районные коэффициенты для работников соответствующих отраслей в определенном районе или местности. Указанные коэффициенты будут действовать до принятия Правительством РФ соответствующего постановления. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие по сравнению с определенными на федеральном уровне размеры районных коэффициентов только для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Финансовое и материальное обеспечение ответчика осуществляется за счет средств федерального бюджета, учредителем является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, оплата труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений системы МЧС России регулируется приказом МЧС России от 28 декабря 2015 года 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России». В пункте 9 Приложения к пункту 2 Условий, размере и порядка осуществления выплат компенсационного характера работникам учреждений МЧС России к настоящему приказу Немецкий Национальный район не указан.
Разрешая указанные требования истца, суд исходит из следующего.
Как следует из положения ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения ст.ст.10-11 Закона РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» также как и положения ст.316 ТК РФ определяют, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Однако с момента введения в действие ТК РФ и указанного Закона по настоящее время размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы в отношении работников расположенных в г.Яровое организаций, предприятий и учреждений, Правительством РФ не устанавливался, что позволяет сделать вывод о том, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников предприятий, учреждений и организаций г.Яровое должно осуществляться в соответствии с правилами, установленными ранее принятыми нормативными правовыми актами.
Суд руководствуется нормами законодательства СССР в части, не противоречащей ТК РФ, поскольку принятый Государственной думой ФС РФ 21.12.2001 года и вступивший в силу с 1 февраля 2002 года Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ в ст.423 содержит положение о том, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с указанным Трудовым кодексом, в части, не противоречащей указанному Кодексу применяются законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года №2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».
Ст.129 ТК РФ, ст.149 ТК РФ определяют, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Ч.2 ст.146, ст.148 ТК РФ также определяют, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, из приведенных норм Трудового кодекса РФ следует, что районный коэффициент к должностному окладу является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях.
Положения указанных норм позволяют сделать вывод о то, что в них закреплено императивное предписание работодателю производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Такими нормативными правовыми актами в настоящее время являются действующие Распоряжение Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 №4-р и Распоряжение Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20 января 1975 г. №39-р, согласно которым на основании письма Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Министерства финансов СССР от 10 января 1975 года №13-117 «О повышении районного коэффициента», с 1 января 1975 года в городах Алейске и Славгороде на всех предприятиях, в организациях и учреждениях коэффициент к заработной плате рабочих и служащих был введен в размере 1,20 вместо действующего до этого коэффициента в размере 1,15.
Указанными нормативными правовыми актами был установлен повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях для работников всех предприятий, организаций и учреждений г.Славгорода Алтайского края.
В судебном заседании установлено, что пос.Яровое до 1993 года территориально входил в г.Славгород и являлся населенным пунктом, расположенным на территории административно-территориального образования город Славгород Алтайского края.
Указом Президиума Верховного Совета РФ от 30.03.1993 года №4709 «Об отнесении рабочего поселка Яровое к городам краевого подчинения» рабочий поселок Яровое Славгородского городского Совета был отнесен к категории городов краевого подчинения (л.д. 6), что послужило основанием для принятия на заседании 12-й сессии двадцать первого созыва Славгородского городского Совета народных депутатов от 08.04.1993 года (на основании решений сессий Яровского поселкового, Славгородского городского и Алтайского краевого Совета народных депутатов в связи с отнесением поселка Яровое к категории городов краевого подчинения на основании Указа Президиума Верховного Совета РФ от 30.03.1993 года №4709) решения о внесении изменений в состав Славгородского городского Совета с передачей расположенных в бывшем поселке Яровое избирательных округов с № по № и с № по № (от которых ранее на округах поселка Яровое было избрано 35-ть депутатов) в Яровской городской Совет.
Таким образом, в силу того, что отнесение рабочего поселка Яровое к городам краевого подчинения не изменило климатических условий работы работников г.Яровое по сравнению с пос.Яровое, суд приходит к выводу о том, что работникам расположенных в г.Яровое Алтайского края организаций, учреждений и предприятий любой организационно-правовой формы районный коэффициент подлежит начислению в размере 1,20, установленном до присвоения пос.Яровое статуса города Яровое.
При этом суд исходит из того, что районные коэффициенты имеют целью компенсировать дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях, и поэтому источник финансирования для оплаты труда правового значения не имеет, поскольку суммы определенных ст.ст.146, 148 ТК РФ расходы (включая районный коэффициент за работу в местностях с особыми климатическими условиями) относятся к обязательным расходам работодателя на оплату труда в полном размере (ст.317 ТК РФ).
Учитывая изложенное, доводы ответчика, суд находит несостоятельными.
В соответствии со ст.22 и 56 ТК РФ обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату и, соответственно, задолженность по заработной плате, несет работодатель, таким образом, учитывая, что заработная плата начисляется работникам за отработанное время, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет районного коэффициента за отработанный к моменту рассмотрения настоящего дела период, т.е. с момента принятия истца на работу с ДД.ММ.ГГГГ., а также возложить обязанность производить начисление заработной платы истцу с учетом районного коэффициента в установленном действующим законодательством размере, т.е. в размере 1,20.
На основании изложенного иск Соколова С.П. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Соколова Сергея Петровича к ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» о перерасчете заработной платы с учетом районного коэффициента, удовлетворить.
Обязать ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» производить Соколову Сергею Петровичу начисление заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,20.
Обязать ФГКУ «9 отряд Федеральной противопожарной службы по Алтайскому краю» произвести Соколову Сергею Петровичу перерасчет заработной платы с применением районного коэффициента в размере 1,20 с 16 июля 2018.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2018 года.
Председательствующий И.Н. Шполтакова