Дело № 2-26/2017 (2-928/2016)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2017 года р.п. Красные Баки
Краснобаковский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Морозова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Голубевой Н.В.,
с участием истца Замашкина В.В.,
представителя ответчиков ФКУ ЛИУ-3 и ГУФСИН России по Нижегородской области - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Замашкина ФИО1, действующего в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО2, к Федеральному казенному учреждению ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области о прекращении права оперативного управления исправительного учреждения на жилое помещение, права собственности Российской Федерации на жилое помещение и признании за истцом права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Замашкин В.В., действующий в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО2, обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, в котором просил о прекращении права оперативного управления ФКУ ЛИУ-3 и права собственности Российской Федерации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и признании за несовершеннолетним ФИО2, в порядке приватизации, права собственности на указанное жилое помещение.
В обоснование иска указано, что <адрес> была предоставлена ему и членам его семьи на основании решения жилищно-бытовой комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, и выдан договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области. В данную квартиру он вселился с семьей, зарегистрировались и постоянно проживают в ней. В настоящее время в квартире проживает он, его жена и сын. Ежемесячно он оплачивает наем квартиры и коммунальные услуги, задолженности по оплате не имеют.
Указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было написано заявление на имя Врио начальника ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО3 о разрешении приватизировать квартиру, на что был дан положительный ответ. ДД.ММ.ГГГГ заявление с просьбой о снятии с регистрационного учета и получения Выписки из реестра на праве оперативного управления федеральным имуществом в ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Нижегородской области на занимаемую им квартиру по договору социального найма по адресу: <адрес>, общей площадью №., жилой площадью № кв.м, в связи с дальнейшей процедурой приватизации, копия технического паспорта на квартиру прилагалась. На его заявление по настоящее время он ответ не получил, что нарушает ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №55-ФЗ, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлению граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд)на условия социального найма, в праве с согласия всех совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На день предоставления ему квартиры и по сей день жилой дом находиться на праве оперативного управления, а его передача принималась решение жилищно-бытовой комиссии по согласованию с профсоюзным комитетом. В соответствии со ст. 18 указанного выше Закона при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности, либо их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий, должен быть передан в хозяйственное ведение правопреемником этих предприятий, либо в ведение органов местного самоуправления поселений с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе право на приватизацию жилых помещений. По какой причине их дом не значиться в муниципальной собственности истцу не известно, но это не лишает его права на приватизацию, т.к. в этом нет его вины. В настоящее время их дом нигде на балансе не стоит. Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях в нем, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.
Истцом указано, что раннее правом на приобретение в собственность жилого помещения бесплатно в порядке приватизации его сын не пользовался, что подтверждается уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №. Он и его жена от участия в приватизации данной квартиры отказываются, что подтверждается заявлениями. В соответствии со статьей 8 указанного Закона в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений они вправе обратиться в суд. Жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> закреплено за ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области на праве оперативного управления, что подтверждается договором по передаче федеральному казенному учреждению ЛИУ-3 федерального имущества в оперативное управление № от ДД.ММ.ГГГГ, а также свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
Истец Замашкин В.В., в судебном заседании свои исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчиков ФКУ ЛИУ-3 и ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО4 в судебном заседании, выражая аналогичную позицию обоих ответчиков, выраженную в отзывах на иск, возражала против удовлетворения иска и просила в его удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Основаниями приобретения другим лицом права собственности на имущество, которое имеет собственника, в силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации являются: договора купли-продажи, мены, дарения или иные сделки об отчуждении этого имущества.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьями 6, 7 Закона о приватизации, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
В силу статьи 11 Закона о приватизации - каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 и, членам его семьи, по месту прохождения им службы в ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Из материалов дела видно, что договор социального найма жилого помещения заключался с нанимателем Замашкиным В.В., а ФИО2, в интересах которого заявлен иск и другие члены семьи указаны в нем в качестве членов семьи нанимателя и осуществляют права и обязанности наравне с нанимателем. Истец исправно оплачивает жилищно-коммунальные платежи, задолженности по указанным платежам не имеет.
Судом установлено, что Замашкин В.В. по настоящее время пользуется вышеуказанным жилым помещением, осуществляет права и несет обязанности на условиях договора социального найма, предусмотренных статьями 67-69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ранее несовершеннолетний ФИО2 в приватизации жилых помещений не участвовал, что подтверждается имеющимся в материалах дела Уведомлением Филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как усматривается из материалов дела и письменных отзывов сторон, жилое помещение, с иском о приватизации которого в суд обратилась истица, не признано служебным помещением, не является общежитием и не отнесено к специализированному жилому фонду.
Право истицы и членов ее семьи на жилое помещение никем не оспорено и не оспаривается в настоящее время.
Из материалов дела следует, что спорная квартира является государственной собственностью Российской Федерации и не входит в соответствующий муниципальный реестр, по месту нахождения жилищного фонда.
В соответствии статьей 2 Закона о приватизации, одним из оснований приватизации является договор социального найма в жилых помещениях находящихся в оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
Таким образом, каких-либо законных оснований для отказа в приватизации жилого помещения истцу не имеется.
Как было установлено судом, ранее истцом право на приватизацию жилого помещения реализовано не было.
Спорное жилое помещение, не относится к жилым помещениям, приватизация которых в силу статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрещена.
Следовательно, истцу не могло быть отказано в приватизации занимаемого жилого помещения по договору социального найма.
В положениях статей 2, 18, 46 Конституции Российской Федерации закреплен приоритет прав и свобод человека, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечивающихся правосудием, в частности гарантией каждого на судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со статьей 8 Закона о приватизации, в случае нарушения прав граждан при решении вопросов приватизации жилых помещений, они вправе обратиться в суд.
Оценивая установленные по данному гражданскому делу юридически значимые обстоятельства, суд полагает о наличии всех оснований для признания за истцом права собственности на квартиру, которую он занимает на условиях социального найма, по основаниям и в порядке закона о приватизации.
В силу части 1 ст. 235 ГК Российской Федерации право собственности Российской Федерации прекращается при отчуждении имущества другим лицам в случаях, предусмотренных законом, в частности по основанию приватизации жилого помещения.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на спорное жилое помещение подлежит прекращению по основанию реализации истицей своего прав на приватизацию в силу Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
По таким же основаниям, в силу ст. 235 и части 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит прекращению право оперативного управления ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области на спорное жилое помещение.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ №. ░░░░░, ░ ░.░. ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
2. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ №. ░░░░░, ░ ░.░. ░░░░░ - №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
3. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░-3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░, ░ ░.░. ░░░░░ - №. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░