РЕШЕНИЕ Дело № 2-477/2018
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 23 марта 2018 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Витютневой П.С.,
с участием помощника прокурора Радченко Е.С.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Кузнецова О.В. к Управлению социальной защиты населения администрации города Минусинска о понуждении к совершению действия,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Кузнецова О.В. обратился в Минусинский городской суд с иском к УСЗН администрации г. Минусинска о понуждении УСЗН администрации г. Минусинска возобновить предоставление Кузнецову О.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату вноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг в размере 50 % с ДД.ММ.ГГГГ.. Свои требования мотивировав тем, что Кузнецов О.В. является инвалидом 1 группы, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Кузнецов О.В. имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной статьей 17 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов. Данной мерой социальной поддержки Кузнецов О.В. пользовался до ДД.ММ.ГГГГ, однако, с указанной даты в связи с поступлением сведений о наличии задолженности у Кузнецова О.В. по взносам на капитальный ремонт жилого помещения в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, которая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 13 095 рублей, со стороны УСЗН принято решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении предоставления данных мер. Решение ответчика прокурор считает незаконным, противоречащим нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, поскольку выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг не может быть прекращена на основании того, что имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (л.д. 3-5).
В судебном заседании помощник прокурора Радченко Е.С., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Кузнецов О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Руководитель Управления социальной защиты населения администрации г. Минусинска Хаметшина Н.А. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство (л.д. 27), о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также возражения на исковое заявление (л.д. 20-22), из которых следует, что Кузнецов О.В. является инвалидом I группы с детства бессрочно, проживает в квартире принадлежащей членам его семьи на праве собственности, по адресу: <адрес>. В Управление социальной защиты населения администрации города Минусинска поступила информация об имеющейся у истца задолженности по взносам за капитальный ремонт многоквартирных домов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья Кузнецова О.В. имела задолженность по взносам за капитальный ремонт в сумме 13 095 рублей 18 копеек, что превышает сумму оплаты услуг за два месяца. Управлением принято решение о приостановлении предоставления меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, уведомление направлено ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ управлением принято решение о прекращении Кузнецову О.В. предоставления мер социальной поддержки, управлением получателю направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии ст. 160 Жилищного кодекса РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено единое условие предоставления мер социальной поддержки гражданам при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ко всем категориям граждан, которым федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органе; местного самоуправления могут предоставляться меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. При обращении инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, за предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг орган социальной защиты населения не имеет права требовать в обязательном порядке документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг). Такие документы уполномоченный орган получает путем направления межведомственных запросов либо они представляются инвалидами, семьями, имеющими детей-инвалидов по собственной инициативе. Вместе с тем, п. 1 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусматривается предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданам соглашений по ее погашению. Орган социальной защиты населения при получении в рамках информационного обмена сведений о наличии у инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца (в том числе у инвалидов, в отношении которых при первичном обращении было принято решение предоставлении мер социальной поддержки при отсутствии сведений о наличии задолженности) либо неисполнении соглашений по погашению такой задолженности (при ее наличии) в соответствии с п. 2 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 (как и в отношение остальных льготников) принимает решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности но не более чем на один месяц (п. 2 ст. 20.1 не был оспорен ВС РФ, что делает возможным его применение). Признание Определением ВС РФ недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов, не позволяет его применение при прекращении предоставления мер социальной поддержки инвалидам, семьях: имеющих детей-инвалидов, в случае непогашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки. Вместе с тем, подпунктом «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 Закона края № 13- 2804, в случае «непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки». В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Минусинской межрайонной прокуратуры в интересах Кузнецова О.В. к Управлению социальной защиты населения администрации г. Минусинска о возобновлении Кузнецову О.В. предоставления мер социальной поддержки и виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и оплату жилищно- коммунальных услуг в размере 50% с ДД.ММ.ГГГГ отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводам о частичном удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.
Судом установлено, что Кузнецов О.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со справкой ВТЭ-288 № (л.д. 8 оборот) является инвалидом I группы бессрочно.
УСЗН администрации г.Минусинска ему были предоставлены меры социальной поддержки в виде компенсации в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг жилого помещения по адресу: <адрес>. в котором материальный истец зарегистрирован и проживает.
В связи с имеющейся задолженностью по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в общем размере 13 095 рублей, ответчиком были приняты решения о приостановлении Кузнецову О.В. на месяц выплаты мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ управлением принято решение о прекращении Кузнецову О.В. предоставления мер социальной поддержки.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст.28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 56, 57 и 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года № 761, предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;
в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.
Поскольку никаких ограничений для инвалидов в части приостановления предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг законодательством не предусмотрено, суд приходит к выводу об обоснованном приостановлении предоставления Кузнецову О.В. на месяц мер социальной защиты по оплате коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ в связи с наличием у него задолженности за данные услуги свыше 2-х месяцев.
Кроме того, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Наличие у Кузнецова О.В. задолженности по оплате коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не может являться основанием для прекращения в предоставлении ему, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате данных услуг.
При этом суд, принимая во внимание то, что нормы положений ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, исходя из занимаемой инвалидом общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, в то время, как жилое помещение, в котором проживает истец, находится в частной собственности, приходит к выводу, что компенсация расходов в размере 50% может быть предоставлена истцу только по оплате коммунальных услуг.
Поскольку предоставление данных мер социальной поддержки было прекращено именно с ДД.ММ.ГГГГ, при этом приостановление вышеуказанных мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ было признано судом не противоречащим требованиям Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд считает необходимым возложить на ответчика обязанности возобновить предоставления истцу мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы изложенные в возражении на исковое заявление со ссылкой на обоснованность прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804, которые не оспорены и являются действующими.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по их оплате.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░ 2018 ░░░░