Решение по делу № 2-1050/2018 от 16.07.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-1050/2018

г. Выкса 24 октября 2018 года

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Скучилиной Е.И., с участием представителя истца Зониной И.А., представителя ответчика Брусникина А.В.- Каконина И.В., при секретаре Модиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Муниципального образования городской округ город Выкса Нижегородской области к Брусникину А.В. и Грачеву О.А. о признании сделки недействительной,

у с т а н о в и л :

Муниципальное образование городской округ город Выкса Нижегородской области обратился в суд с иском к Брусникину А.В. и Грачеву О.А. о признании недействительным договора от …. года купли-продажи строительных материалов б/у в конструкции нежилого здания(склад глины), расположенного по адресу: …… в ассортименте, указанном в приложении № …. к данному договору, заключенный между Грачевым О.А. и Брусникиным А.В.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что заочным решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от ….. года по гражданскому делу № ….. удовлетворены исковые требования муниципального образования городского округа город Выкса Нижегородской области об обязании Грачева О.А. ограничить доступ посторонних граждан в здание, расположенное по адресу: ………, исключив поступление отходов производства в указанное здание и на расположенный под ним земельный участок, об обязании организовать проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха, почвы в аккредитованной организации с целью определения зоны негативного воздействия опасных отходов, размещаемых в указанном здании, об обязании устранить нарушение экологического законодательства, организовав в соответствии с требованиями экологического законодательства Российской Федерации утилизацию опасных промышленных отходов, размещаемых в здании. Решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода не обжаловано, не опротестовано и вступило в законную силу …… года. В настоящее время решение суда находится на принудительном исполнении Выксунского межрайонного отдела службы судебных приставов по Нижегородской области (исполнительное производство № ……. В ….. года администрации городского округа город Выкса Нижегородской области стало известно о том, что ….. года между Грачевым О.А. и Брусникиным А.В. был заключен договор купли-продажи строительных материалов б/у в конструкции нежилого здания, расположенного по адресу: г…….. в следующем ассортименте: плита стеновая керамзитобетонная …. шт.; плита перекрытия п-образная …. шт.; балка подкрановая … шт.; …. арки металлические.. шт. В настоящее время Брусникиным А.В. часть здания уже разобрана. Следовательно, Брусникиным А.В. осуществляется разбор здания, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда, одним из требований которого является ограничении доступа посторонних граждан в здание, расположенное по адресу: г…… исключив поступление отходов производства в указанное здание и на расположенный под ним земельный участок. Осуществляя разбор здания, вопреки указанному решению суда, ответчик обеспечивает беспрепятственный доступ иных лиц в указанное здание, где располагаются опасные промышленные отходы, в том числе …. класса опасности. В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ), статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно?эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 1 Закона № 52-ФЗ благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека. Статьей 10 Закона № 52-ФЗ установлено, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Согласно статье 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и как установлено решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода, здание …. по ….. является незаконным объектом размещения отходов. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-О3 установлены требования к складированию (хранению) отходов на соответствующих территориях и объектах. Согласно пункту …. указанного постановления, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках. Пунктом … установлено, что хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов …. классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. В соответствии с пунктом …. хранение твердых промотходов … класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), … - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); … - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; … - навалом, насыпью, в виде гряд. При этом пунктом …. установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Из изложенного следует, что в зданиях, сооружениях, помещениях не допускается хранение отходов в открытом виде, в том числе не допускается хранение промышленных отходов на открытых площадках, не оборудованных надлежащим образом для данных целей в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ФЗ № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 10.09.1996 года № 45-3 «Об экологической безопасности» экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. Статьей 4 Закона Нижегородской области № 45-3 установлено, что в Нижегородской области не допускается деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности. В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений. Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, Грачев Олег Александрович заключив с Брусникиным Андреем Васильевич договор купли?продажи стройматериалов, нарушил требования экологического и санитарного законодательства, так как согласно предмета договора Брусникину А.В. предоставлена возможность ликвидации здания в котором расположены опасные отходы, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, поскольку отходы обладают повышенным классом опасности и находятся в открытом состоянии в виде насыпи без какого - либо изолирования от грунта и конструкций здания. Осуществляя разбор здания, обеспечивается беспрепятственный доступ к отходам для неопределенного круга лиц. Каких - либо необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности ответчиками не было предпринято и оспариваемым договором не предусмотрено. Поскольку система действующего законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами возлагает на собственников объектов размещения отходов обязанность выполнять требования санитарного и экологического законодательства, в том числе в части обращения с отходами, распоряжение объектом размещения отходов без соблюдения указанных требований противоречит установленным нормам. Кроме этого нежилое здание, являющееся объектом размещения отходов, которое Грачев О.А. продал как строительные материалы, является объектом недвижимости, сведения о котором внесены в единый государственный реестр недвижимости, что также свидетельствует о нарушении требований законодательства о государственной регистрации недвижимости в силу следующего. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту ­Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-Ф3) государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально?определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. В силу части 1 статьи 8 указанного закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.20 15 года № 218-ФЗ). Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование на основании пункта. 7 части 4 статьи 8 указанного закона, также отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости. Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-Ф3 предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Согласно пункту 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 21 8-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, с приложением документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных частью 2 статьи 14 названного закона. Государственный кадастровый учет и одновременная государственная регистрация прав, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (пункт 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 года № 21 8-ФЗ). Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 21 8-ФЗ определен порядок осуществления государственного кадастрового учета. Так, при государственном кадастровом учете орган регистрации прав осуществляет, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 21 8-ФЗ установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ N 861) установлено, что акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено. Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861). С учетом изложенного, для того чтобы снять объект недвижимости с кадастрового учета, собственнику, помимо установленного законом перечня документов необходимо также предоставить акт обследования кадастрового инженера, удостоверяющий прекращение существования снимаемого с кадастра объекта недвижимости, после предоставления необходимого пакета документов объект снимается с кадастрового учета и одновременно производится государственная регистрация прекращения прав на этот объект. Только после указанной процедуры объект недвижимости прекращает свое существование и может быть реализован как строительный материал. Как установлено Законом Нижегородской области № 45-З, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области имеет своей важнейшей целью обеспечение экологической безопасности населения. Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды. Статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

В судебном заседании представитель истца Зонина И.А., действующая на основании и доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Брусникина А.В.- Каконин И.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Брусникин приобрел строительные материалы. Никаких разборов здания Брусникин не производил, оно просто разрушается. Поскольку он собственник соседнего земельного участка, плиты падают на его участок, поэтому он их демонтирует. Правовых оснований для признания сделки ничтожной нет. Часть плит Брусникин демонтировал, часть стройматериалов он уже забрал для того, чтобы дальше ничего не разрушилось и не демонтировалось. На момент заключения договора Грачева никто не обязывал делать профилактические меры.

Ответчик Грачев О.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица- Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Фимина Н.В. показала, что исковые требования поддерживает. Установлены требования по размещению отходов на соответствующих территориях и объектах, которые распространяются на все виды работ. Должна быть лицензия. Из п.1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Если это отходы первого, второго класса, должны быть специальные условия: закрытое помещение, пространственная изоляция, раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах, охрана от доступа посторонних лиц, помещение должно быть герметично. Разбор данного здания нарушает герметичность, становится возможным доступ посторонних лиц. Отходы хранятся в данном здании навалом, что недопустимо. В соответствии с п.30 ст.12 ФЗ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: Деятельность по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию. Согласно ст. 9 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», данный вид деятельности лицензируется. Согласно ст. 34 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ч.1 ст. 51 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Отходы не должны храниться на открытом воздухе. Отходы первого класса опасности имеют свойство проникать как в почву, так и в конструкцию. Поэтому должны проводиться исследования почвы, грунта. Хранение твердых промотходов 1-го класса разрешается исключительно в герметичных оборотных емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), 2-го класса – в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках), 3-го класса – в бумажных мешках и ларях, 4-го класса – навалом, насыпью, в виде гряд.

Представитель третьего лица- Территориального отдела Управления Федеральной по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в городском округе г. Выкса, Вознесенском районе, городском округе Кулебаки, городском округе Навашинский, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования Администрации городского округа город Выкса поддерживает. Строительные материалы в конструкции, бывшие в употреблении, при демонтаже относятся к классу строительных отходов и на них распространяются требования СанПиН 2.1.7.1322-03.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд находит следующее.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ), статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно?эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Закона № 52-ФЗ благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека. Статьей 10 Закона № 52-ФЗ установлено, что граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно статье 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 13 1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды.

В соответствии с Законом Нижегородской области от 10 сентября 1996 г. N 45-З «Об экологической безопасности», деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления Нижегородской области имеет своей важнейшей целью обеспечение экологической безопасности населения.

Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости, Грачеву О.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание- склад глины и отделение подготовки сырья площадью 2500, 2 кв.м., кадастровый номер хххх, расположенное по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, …...

Заочным решением Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от …. года по гражданскому делу № …. были удовлетворены исковые требования муниципального образования городского округа город Выкса Нижегородской области об обязании Грачева О.А. ограничить доступ посторонних граждан в здание, расположенное по адресу: …., исключив поступление отходов производства в указанное здание и на расположенный под ним земельный участок, об обязании организовать проведение лабораторных исследований атмосферного воздуха, почвы в аккредитованной организации с целью определения зоны негативного воздействия опасных отходов, размещаемых в указанном здании, об обязании устранить нарушение экологического законодательства, организовав в соответствии с требованиями экологического законодательства Российской Федерации утилизацию опасных промышленных отходов, размещаемых в здании. Указанное решение не обжаловано, не опротестовано и вступило в законную силу … года.

… года между Грачевым О.А. и Брусникиным А.В. был заключен договор купли-продажи строительных материалов б/у в конструкции нежилого здания, расположенного по адресу: …. в следующем ассортименте: плита стеновая керамзитобетонная … шт.; плита перекрытия п-образная.. шт.; балка подкрановая.. шт.;.. . арки металлические.. шт.

Брусникиным А.В. осуществляется разбор здания, в результате чего обеспечивается беспрепятственный доступ в него иных лиц, что подтверждается актом обследования объекта (территории) от …. года, составленного начальником отдела муниципльного контроля Б…., фотоматериалами, а также показаниями свидетеля Б…., из которых следует, что левая стена здания.. по … разобрана, часть плит сломана, возле здания имеются навалы железобетона, боя кирпича, над входом стена разобрана. В судебном заседании свидетель О.П. оказала, что … года она находилась в районе здания … и …. по …... Между зд. … и …, находилась строительная техника, а именно кран. Кран работал. Там же находился Брусникин А.В., который на ее вопрос пояснил, что он разбирает здание ….. Она предупредила, что разбирать здание нельзя, поскольку на нем запрет. Брусникин сказал, что является владельцем здания …., что у него есть договор, заключенный до того, как было вынесено решение.

В соответствии со ст. ст. 1,2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На момент заключения договора купли- продажи от ….. года имелось заключение Аккредитованного испытательного аналитического центра НИИХимии ННГУ им. Н.И. Лобачевского от …. года, в котором указывалось на необходимость срочного принятия мер для предотвращения доступа людей к складу по указанному адресу, очистке места несанкционированного складирования отходов, принятии мер для изоляции и консервации загрязненного грунта или вывоза его на полигон промотходов. При отборе проб внутри склада установлено, что в здании …. осуществлено захоронение отходов первого класса опасности до глубины более ….х м. Таким образом, в здании № ….по …… создан объект размещения отходов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-О3 установлены требования к складированию (хранению) отходов на соответствующих территориях и объектах.

Согласно пункту 3.4. указанного постановления, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

Пунктом 3.5. установлено, что хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. В соответствии с пунктом 3.6. хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд. При этом пунктом 3.7. установлено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Из изложенного следует, что в зданиях, сооружениях, помещениях не допускается хранение отходов в открытом виде, в том числе не допускается хранение промышленных отходов на открытых площадках, не оборудованных надлежащим образом для данных целей в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ФЗ № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 10.09.1996 года № 45-3 «Об экологической безопасности» экологическая опасность - состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества.

Статьей 4 Закона Нижегородской области № 45-3 установлено, что в Нижегородской области не допускается деятельность, последствия которой могут повлечь ухудшение экологической ситуации. Любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности. В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Указанные требования законодательства при заключении Грачевым О.А. и Брусникиным А.В. договора купли- продажи были нарушены, поскольку при заключении договора Брусникину А.В. фактически предоставлена возможность ликвидации конструкции здания в котором расположены опасные отходы, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, поскольку отходы обладают повышенным классом опасности и находятся в открытом состоянии в виде насыпи без какого - либо изолирования от грунта и конструкций здания. В результате разбора здания допускается беспрепятственный доступ к отходам для неопределенного круга лиц. Необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности ответчиками не было предпринято и оспариваемым договором не предусмотрено.

Кроме того, нежилое здание, являющееся объектом размещения отходов, которое Грачев О.А. продал как строительные материалы, является объектом недвижимости, сведения о котором внесены в единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-Ф3 «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально?определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу части 1 статьи 8 указанного закона, в реестр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование на основании пункта. 7 части 4 статьи 8 указанного закона, также отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости. Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-Ф3 предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 21 8-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, с приложением документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных частью 2 статьи 14 названного закона. Государственный кадастровый учет и одновременная государственная регистрация прав, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства.

Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 21 8-ФЗ определен порядок осуществления государственного кадастрового учета. При государственном кадастровом учете орган регистрации прав осуществляет, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 21 8-ФЗ установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке. Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ N 861) установлено, что акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено. Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом N 861). С учетом изложенного, для того чтобы снять объект недвижимости с кадастрового учета, собственнику, помимо установленного законом перечня документов необходимо также предоставить акт обследования кадастрового инженера, удостоверяющий прекращение существования снимаемого с кадастра объекта недвижимости, после предоставления необходимого пакета документов объект снимается с кадастрового учета и одновременно производится государственная регистрация прекращения прав на этот объект. Только после указанной процедуры объект недвижимости прекращает свое существование и может быть реализован как строительный материал.

В соответствии с пунктом 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 84 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно абзацу второму пункта 3 статьи 166 ГК РФ допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной. В случае удовлетворения иска в решении суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной. В связи с тем, что ничтожная сделка не порождает юридических последствий, она может быть признана недействительной лишь с момента ее совершения.

С учетом установленных судом обстоятельств нарушения закона, прав истца и неопределенного круга лиц при совершении сделки, заявленные Муниципальным образованием городской округ г. Выкса Нижегородской области исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Муниципального образования городской округ город Выкса Нижегородской области удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор от …. года купли-продажи строительных материалов б/у в конструкции нежилого здания (склад глины), расположенного по адресу: ….. в ассортименте, указанном в приложении № …. к данному договору, заключенный между Грачевым О.А. и Брусникиным А.В.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Скучилина Е.И

2-1050/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Муниципальное образование городской округ город Выкса
Ответчики
Брусникин Андрей Васильевич
Брусникин А.В.
Грачев О.А.
Грачев Олег Александрович
Другие
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
Министерство экологии и природных ресурсов НО
Суд
Выксунский городской суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
viksunsky.nnov.sudrf.ru
16.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.07.2018Передача материалов судье
16.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2018Подготовка дела (собеседование)
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Подготовка дела (собеседование)
30.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.04.2020Предварительное судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.04.2020Дело оформлено
30.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее