Решение от 14.08.2023 по делу № 2-261/2023 от 27.03.2023

УИД №34RS0017-01-2023-000218-37

Дело №2-261/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Иловля                               «14» августа 2023 года

Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Пичугина В.И.,

при секретаре Гореловой Н.В.,

с участием истца Бабиной Н.В и её представителя адвоката Бурдыко О.В.,

представителя третьего лица ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» Чуйкина С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабиной Н. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения от 27 декабря 2022 года об отказе в установлении пенсии, включение спорных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Бабина Н.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области (далее – ОСФР по Волгоградской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 27 октября 2022 года она обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ. Решением ОПФР по Волгоградской области №523765/22 от 27 декабря 2022 года ей было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа – 25 лет лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа.

В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, ответчик не засчитал:

периоды работы в должности биолога клинико – диагностической лаборатории ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» с 11.09.2008 по 20.05.2009, с 02.09.2013 по настоящее время;

периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.2013 по 30.10.2013, с 03.10.2018 по 30.10.2018 и с 03.10.2019 по 17.10.2019.

Указанные периоды ей не были зачтены в специальный стаж поскольку, согласно «Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066) и «Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения» (утв. Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года), должность «биолог клинико – диагностической лаборатории» не предусмотрена.

Полагает, что должностные обязанности биолога, характер и условия работы идентичны обязанностям врача клинической лаборатории, что установлено картой аттестации рабочего места биолога, также на основании приказа ей была установлена доплата за работу, связанную с вредными условиями труда, таким образом, её работа непосредственно связана с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. По данным основаниям считает, что на неё распространяется действие п.20 ч.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Вместе с тем, обучение на курсах повышения квалификации является периодом работы, поскольку она направлялась на курсы администрацией учреждения, за ней сохранялось место работы и заработная плата, уплачивались взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

С учетом спорных периодов на дату обращения за назначением пенсии она имела необходимый стаж льготной работы.

По этим основаниям, просит суд, с учётом уточнения требований в порядке ст.39 ГПК РФ, признать незаконным решение ОПФР по Волгоградской области №523765/22 от 27 декабря 2022 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в части не включения спорных периодов, включить указанные периоды в календарном исчислении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и назначить пенсию с момента обращения в ОСФР по Волгоградской области с 27 декабря 2022 года.

В судебном заседании истец Бабина Н.В. поддержала уточненные исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Суду пояснила, что имеет высшее немедицинское образование. В период с 01 августа 1994 года по 10 сентября 2008 года она работала в должностях фельдшера – лаборанта клинико – диагностической лаборатории, врача клинической лабораторной диагностики ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ», с 11 сентября 2008 года была переведена на должность биолога клинико – диагностической лаборатории, где работала по 31 июля 2011 года. С 02 сентября 2013 года и по настоящее время работает в должности «биолога» клинико – диагностической лаборатории ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ». При этом, периоды работы в должности «биолог» ответчиком учтен в льготный специальный стаж, тогда как её функционал не изменился.

Представитель истца – адвокат Бурдыко О.В в судебном заседании уточненные исковые требования истца Бабиной Н.В поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика ОСФР по Волгоградской области Зинченко А.А не явилась, извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется возражение, в котором указано, что оснований для включения спорных периодов в специальный стаж не имеется по доводам, изложенным в обжалуемом решении. Оспариваемые истцом периоды не могут быть включены в специальный стаж, поскольку индивидуальные сведения сданы работодателем без отметки о специальном стаже. Ввиду отсутствия необходимого специального стажа, истец не приобрела право на досрочное пенсионное обеспечение. Считает отказ в назначении Бабиной Н.В. досрочной страховой пенсии по старости правомерным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» Чуйкин С.Н в судебном заседании не возражает против удовлетворения заявленных требований.

В судебное заседание представитель третьего лица Управления организации работы клиентских служб в Иловлинском муниципальном районе Волгоградской области не явился, извещен надлежащим образом. Причина не явки не известна.

В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования» с 01 января 2023 года завершена процедура реорганизации Отделения ПФР по Волгоградской области с одновременным присоединением к нему Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, согласно которому Государственное учреждения – Отделение Пенсионного фонда России по Волгоградской области переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, за которым сохраняются обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном, и уголовном судопроизводстве.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч. 1.1 данной статьи.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в ст. 27 ранее действовавшего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ.

В целях реализации положений статей 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - Постановление №665 от 16 июля 2014 года).

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 Постановления №665 от 16 июля 2014 года при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарноэпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Пунктом 3 названного Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781. При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: периодов работы, указанных в подпунктах «м» и «н» пункта 1 настоящего Постановления, - применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959 года №1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.

В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года №781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в должностях и учреждениях, прямо предусмотренных в Списках.

Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения только в определенных должностях и учреждениях.

При разрешении спора судом установлено, что Бабина Н.В. с 01 августа 1994 года по настоящее время осуществляет работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, имеет необходимое образование, что объективно подтверждено трудовой книжкой АТ-IX №9926483, дипломом о высшем профессиональном образовании АВС №1754721 по специальности «биоэкология», а также дипломом о профессиональной переподготовке ПП №781992, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере клинической лабораторной диагностики (л.д. 12,13).

27 октября 2022 года Бабина Н.В. обратилась в ОПФР по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ.

Решением ОПФР по Волгоградской области от 27 декабря 2022 года №523765/22 Бабиной Н.В. не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды её работы в должности биолога клинико – диагностической лаборатории ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» с 11 сентября 2008 года по 20 мая 2009 года, с 02 сентября 2013 года по настоящее время, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 2013 года по 30 октября 2013 года, с 03 октября 2018 года по 30 октября 2018 года и с 03 октября 2019 года по 17 октября 2019 года.

Указанным решением Бабиной Н.В. было отказано в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа (л.д.28).

В спорные периоды с 11 сентября 2008 года по 20 мая 2009 года и с 02 сентября 2013 года по настоящее время истец Бабина Н.В. работает в должности биолога клинико – диагностической лаборатории ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ».

Отказывая Бабиной Н.В. в установлении пенсии, пенсионным органом в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указанные спорные периоды работы включены не были.

При этом пенсионный орган исходил из того, что должность «биолог клинико – диагностической лаборатории» не поименована в Списках должностей, утвержденных Постановлениями Правительства Российской Федерации №1066 от 22 сентября 1999 года и №781 от 29 октября 2002 года, в связи с чем, отсутствуют основания для включения указанных периодов в специальный стаж.

Так, согласно Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 года №1183н, должность «биолог» указана в должностях специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, должность врач-лаборант указана в должностях специалистов с высшим профессиональным медицинским образованием и наименование данной должности сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 01 октября1999 года.

Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1183н утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, включающая должности специалистов в высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи), к которым относятся, в том числе, врачи клинической лабораторной диагностики и врачи-лаборанты, принятые на должность до 01.10.1999 и должности специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, к которым относятся биологи.

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, предусмотренной утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года №377, которое действовало до 01 декабря 2008 года, а также в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 января 2011 года №801н, действующей до издания Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1183н, должность «биолог» не была отнесена к должностям медицинского и фармацевтического персонала, а отнесена к должности специалиста с высшим профессиональным образованием.

Так, согласно вышеназванных Номенклатур должностей медицинских работников и фармацевтических работников, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», Приказа Минздрава России от 25 декабря 1997 года №380, которым утверждены, в том числе, Положение о клинико-диагностической лаборатории, Положение о биологе клинико-диагностической лаборатории, должности фельдшера-лаборанта и биолога клинико-диагностической лаборатории являются самостоятельными, имеют различные квалификационные характеристики и функционал.

Из вышеприведенных нормативных актов следует, что на должность фельдшера-лаборанта клинической лабораторной диагностики назначаются специалисты со средним профессиональным образованием по специальности «Лабораторная диагностика», «Гистология», «Лабораторное дело», «Судебно-медицинская экспертиза» без предъявления требований к стажу работы.

Письмом Министерства здравоохранения РФ от 17 апреля 2013 года №16-5-12/11 разъяснено, что согласно приказу Минздравсоцразвития России №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» раздел «квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» требованиями к квалификации специалиста, занимающего должность биолога, являются наличие высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. В разделе «должностные обязанности» квалификационной характеристикой биолога установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность. Однако отсутствие высшего медицинского образования не позволяет выдавать им сертификат специалиста.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 декабря 1997 года №380 утверждены Положение о клинико-диагностической лаборатории лечебно-профилактического учреждения и централизованной клинико-диагностической лаборатории, а также Положение о заведующем клинико-диагностической лабораторией, Положение о враче клинической лабораторной диагностики, Положение о биологе клинико-диагностической лаборатории.

Согласно указанным положениям, на должность заведующего, врача клинической лабораторной диагностики назначаются специалисты с высшим медицинским образованием, освоившие программу подготовки по клинической лабораторной диагностике и получившие сертификат специалиста. Для назначения на должность биолога необходимо лишь наличие высшего образования (немедицинского) и сертификата специалиста.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Согласно диплому АВС №1754721, выданному 10 июня 2003 года Ростовским государственным университетом Бабиной Н.В. присвоена квалификация «Биолог-эколог» по специальности «Биоэкология» (л.д.12).

В период с 07 сентября 2004 года по 30 декабря 2004 года Бабина Н.В. прошла профессиональную переподготовку в Волгоградском государственном медицинском университете по программе первичной специализации по клинической лабораторной диагностике, что подтверждается дипломом ПП №781992 от 30 декабря 2004 года (л.д.13).

Как следует из трудовой книжки Бабиной Н.В. и справки ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» от 11 ноября 2022 года №2469, Бабина Н.В. с 01 августа 1994 года и по настоящее время осуществляет свою трудовую деятельность в ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» в следующих должностях: фельдшер – лаборант клинико – диагностической лаборатории в периоды с 01 августа 1994 года по 07 октября 2003 года, с 10 марта 2004 года по 31 октября 2004 года и с 01 августа 2011 года по 01 сентября 2013 года; врач клинической лабораторной диагностики с 01 ноября 2004 года по 10 сентября 2008 года; биолог клинико – диагностической лаборатории с 11 сентября 2008 года по 31 июля 2011 года и с 02 сентября 2013 года по настоящее время.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что Бабина Н.В. не имеет высшего медицинского образования и осуществляла работу в должности «биолога», относящейся к должности специалиста с высшим немедицинским образованием. При таких обстоятельствах она не могла осуществлять лечебную деятельность в должности врача-лаборанта. До 01 октября 1999 года истец на должность врача-лаборанта не была назначена. Доводы о том, что она фактически в спорный период замещала должность врача-лаборанта, и осуществляла лечебную деятельность, несостоятельны. При этом, отнесение должности биолога к медицинским работникам в вышеуказанной номенклатуре, утвержденной Приказом Минздрава РФ №1183н, не дает право истцу на включение периода ее работы в должности биолога в специальный стаж работы, поскольку вышеуказанным Списком должность «биолог» не предусмотрена. Тогда как, прохождение истцом профессиональной переподготовки по клинической лабораторной диагностике не наделяет ее правом на замещение врачебной должности, для которой необходимо наличие высшего медицинского образования.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных в реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Как следует из материалов дела, штатным расписанием в клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ», в которой работала истец, в спорные периоды, были предусмотрены должности как врача клинической лабораторной диагностики (в отдельные периоды – лаборант), так и должность биолога. При этом истец в спорные периоды принималась именно на должность биолога и работает в данной должности по настоящее время.

Тогда как должность «биолог» в Перечне профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости за осуществление отдельных видов профессиональной деятельности в клинико-диагностической лаборатории в спорные периоды не содержится, однако штатным расписанием предусмотрена.

Также согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года №541н, разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» должность «биолог», «фельдшер-лаборант» и «врач клинической лабораторной диагностики» имеют различные квалификационные характеристики.

Бабина Н.В. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учёте» зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 04 ноября 1997 года.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета (форма СЗИ-НВП) от 28 декабря 2022 года работодатель ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» представлял сведения о спорном периоде работы, как подлежащим включению в страховой стаж, а не стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, то есть без указания кода льготных условий труда (л.д.62-68).

Согласно Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», Приказа Минздрава России от 25 декабря 1997 года №38, которым утверждены, в том числе Положение о клинико-диагностической лаборатории, Положение о враче клинико-диагностической лаборатории (приложение №3), Положение о биологе клиник диагностической лаборатории (приложение №4) должности врача и биолога являются самостоятельными и имеют различный функционал, что полностью опровергает довод истца о выполнении одних и тех же обязанностей.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований полагать о наличии в данном случае тождественности выполняемых истцом работ в должности «биолог» должности «врач клинической лабораторной диагностики», которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Доводы истца о том, что из представленных должностных инструкций усматривается, что должности врача клинической лабораторной диагностики и биолога клинико-диагностической лаборатории полностью идентичны, работа истицы была связана с лечебной деятельностью подлежат отклонению, поскольку из анализа представленных должностных инструкций следует, что должностные обязанности биолога, фельдшера - лаборанта клинико-диагностической лаборатории и врача клинической лабораторной диагностики идентичными не являются, при этом должность биолога не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

Истцом представлены удостоверения, свидетельство, сертификат, подтверждающие повышение квалификации по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», свидетельствующие по ее мнению о ее квалификации на уровне врача-специалиста и выполнение тождественных должностных обязанностей.

В письме Минздрава РФ от 10.06.2003 №15-12\267 «О врачах клинической лабораторной диагностики» определено, что в соответствии с действующей «Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения», утвержденной приказом Минздрава России от 24.04.2003 №160 в лабораториях учреждений здравоохранения могут вводиться следующие должности (в зависимости от вида лабораторных исследований, производимых в лаборатории): врач - лабораторный миколог, врач-лаборант-генетик, врач клинической лабораторной диагностики, врач-лаборант, врач-бактериолог, биолог.

Врачебные должности могут замещать лица, выполнившие государственные образовательные стандарты по одной из специальностей («040100 лечебное дело», «040200 педиатрия», «040300 медико-профилактическое дело», «040400 стоматология», «040800 медицинская биохимия»), окончившие интернатуру, клиническую ординатуру или аспирантуру по соответствующей специальности, а также врачи-специалисты, имеющие послевузовское образование по другим врачебным специальностям и прошедшие профессиональную переподготовку по клинической лабораторной диагностике, лабораторной микологии, лабораторной генетике или бактериологии. Кроме того, врачебные должности в клинико-диагностических лабораториях могут замещаться лицами, допущенными к работе в этих должностях в ранее установленном порядке.

Для лиц с высшим профессиональным образованием по специальности «биология» руководитель учреждения здравоохранения может ввести должность биолога, определив функциональные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой этого специалиста, утвержденной приказом Минздрава России от 25.12.1997 №380.

Указанным приказом утверждены, в том числе, Положение о враче клинической лабораторной диагностики, Положение о биологе клинико-диагностической лаборатории. Согласно указанным положениям, на должность врача клинической лабораторной диагностики назначаются специалисты с высшим медицинским образованием, освоившие программу подготовки по клинической лабораторной диагностике и получившие сертификат специалиста. Тогда как для назначения на должность биолога необходимо лишь наличие высшего образования (немедицинского) и сертификата специалиста.

Письмом Министерства здравоохранения РФ от 17.04.2013 №16-5-12/11 разъяснено, что согласно приказу Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» требованиями к квалификации специалиста, занимающего должность биолога, являются наличие высшего профессионального образования по специальности «Биология», «Биохимия», «Биофизика», «Генетика», «Микробиология», «Фармация» и дополнительного профессионального образования в соответствии с направлением профессиональной деятельности. В разделе «Должностные обязанности» Квалификационной характеристики биолога установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность. Однако отсутствие высшего медицинского образования не позволяет выдавать им сертификат специалиста.

Из вышеизложенного следует вывод, что прохождение истцом профессиональной переподготовки по лабораторной диагностике не наделяет ее правом на замещение врачебной должности, для которой необходимо наличие высшего медицинского образования, а дает право осуществлять медицинскую деятельность в должности биолога.

Утверждение истца, подтвержденное документально, что по оплате труда за вредные условия, продолжительности дополнительного отпуска, условиям труда она была приравнена к специалистам, имеющим право на досрочную пенсию, не имеет правового значения. Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен только в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативно-правовых актах. Наименование должности истца «биолог» указано работодателем правильно.

Следует отметить, что должность биолога требует наличие высшего немедицинского образования и сертификата специалиста, в то время как на должность врача необходимо высшее медицинское образование и сертификат специалиста. Истец (согласно диплома) не имеет высшего медицинского образования.

Определение учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочное установление пенсии по старости входит в компетенцию федерального Правительства. Список учреждений и должностей утвержден Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, расширительному толкованию не подлежит.

Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для включения Бабиной Н.В. в специальный стаж периодов работы в должности биолога клинико-диагностической лаборатории не имеется.

Также в специальный стаж Бабиной Н.В. не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.10.2013 по 30.10.2013, с 03.10.2018 по 30.10.2018 и с 03.10.2019 по 17.10.2019.

Как усматривается из материалов дела, что Бабина Н.В., работая в должности биолога в периоды с 01.10.2013 по 30.10.2013, с 03.10.2018 по 30.10.2018 и с 03.10.2019 по 17.10.2019 направлена работодателем – главным врачом ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» на курсы повышения квалификации, что объективно подтверждается материалами дела.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Данные обстоятельства подтверждены представленными сведениями ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ», приказами работодателя о направлении в указанные периоды истца на курсы повышения квалификации с отрывом от производства и сохранением заработной платы, что усматривается из представленных копий лицевых счетов на работника, по итогам которых ей выданы соответствующие свидетельства, копии которых также были представлены суду.

Факт страховых отчислений работодателем (страхователем) в отношении работника в указанный период стороной ответчика не оспаривается. Отсутствие в Правилах исчисления периодов работы, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации, прямого указания на возможность включения в специальный стаж периода нахождения лица на курсах повышения квалификации не является основанием для исключения данных периодов из стажа лечебной деятельности.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

При таких данных, поскольку отсутствуют основания для включения спорного периода работы в должности биолога в льготный стаж, не подлежат включению периоды повышения квалификации, входящие в спорные периоды работы.

Исходя из указанных норм права, принимая во внимание изложенное, исковые требования Бабиной Н.В. о признании незаконным решения от 27 декабря 2022 года об отказе в установлении пенсии, включении спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья периодов работы в должности биолога клинической лаборатории ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                    ░.░.░░░░░░░

2-261/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бабина Наталья Владимировна
Ответчики
Отделение ФПС РФ по Волгоградской области
Другие
Бурдыко Ольга Вячеславовна
ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ"
Управление организации работы клиенских служб в Иловлинском муниципальном районе Волгоградской области
Суд
Иловлинский районный суд Волгоградской области
Судья
Пичугин Вячеслав Иванович
Дело на сайте суда
ilov.vol.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
30.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
17.07.2023Судебное заседание
14.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее