Дело № 2а-3283/2020
УИД 21RS0023-01-2020-003405-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 г. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары под председательством судьи Евстафьев В.В.,
с участием секретаря судебного заседания Елхиной Д.В.,
административного ответчика Гомберг В.Г.,
рассмотрев о открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Гомберг Вере Григорьевне о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления и о взыскании задолженности по налогу на накопительную часть пенсии за периоды до дата и пени,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился с данным иском к административному ответчику с требованиями о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления и о взыскании задолженности по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до дата: налог в размере 600,00 руб., пени в размере 83,67 руб..
В иске указано, что административный ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика и обязана уплачивать установленные законодательством налоги. Налоговым органом в отношении ответчика выставлены требования об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у ответчика задолженности в вышеуказанном размере, но до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Задолженность представляет собой задолженность по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной части пенсии за периоды до дата. Срок для добровольной уплаты задолженности по требованиям истек.
Истец в судебное заседание представителя не направил, просил рассмотреть дело без участия его представителя.
Административный ответчик в судебном заседании иск не признала, просила отказать в полном объеме и представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с дата и прекратила деятельность в установленном законом порядке дата. Указанные сведения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя вносятся в ЕГРИП непосредственно инспекцией. На момент прекращения деятельности каких-либо претензий, возражений в отношении уплаты ответчиком налогов, сборов или иных обязательных платежей или иных фактов, препятствующих прекращению деятельности до уплаты инспекцией к ней не предъявлялось. О наличии какой-либо задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему административному ответчику до получения иска от инспекции известно не было. Инспекция обратилась с административным иском за пределами процессуального срока, установленного действующим законодательством. В связи с чем, просит в иске отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212 от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно требованиям указанного Федерального закона, плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2. настоящей статьи (ч. 1 ст. 14); и обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ).
Календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ч. 4). За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 ФЗ).
Частью 15 статьи 15 было закреплено, что в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения такой деятельности (ч. 2 ст. 16 ФЗ).
Согласно статье 25 указанного Федерального закона, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование с 01 января 2017 года производится в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Функции по администрированию страховых взносов, в том числе, в части контроля за их уплатой и взыскания, передаются налоговым органам.
Таким образом, с 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются, в том числе, и функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, а Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ с 1 января 2017 года утрачивает силу.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки (ч. 2 ст. 22 ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч. 5 ст. 22 ФЗ).
В соответствии с ч. 1.1. ст. 21 ФЗ, заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд.
Материалами дела подтверждается, что административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с с дата по дата. Являлась плательщиком страховых взносов.
В случае, когда физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность, взыскание производится в соответствии со ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
ИФНС по г.Чебоксары обратилась в суд с иском о взыскании задолженности дата с пропуском шестимесячного срока, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Суд считает, что оснований для восстановления срока на подачу искового заявления о взыскании с налогоплательщика страховых взносов и пени не имеется, поскольку уважительных причин, на основании которых можно восстановить срок по ч. 2 ст. 48 НК РФ, налоговым органом не приведено, соответствующих доказательств в суд не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, в связи с пропуском административным истцом шестимесячного срока обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам, пени.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары к Гомберг Вере Григорьевне о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления и о взыскании задолженности по налогу на накопительную часть пенсии за периоды до дата и пени в общем размере 683,67 руб..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 27.07.2020.