УИД 29RS0026-01-2022-000339-82
Судья Коневец С.А. | Дело № 2-171/2022 | стр.211г, г/п 00 руб. |
Докладчик Рассошенко Н.П. | Дело № 33-5545/2022 | 20 сентября 2022 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Романовой Н.В. и Рассошенко Н.П.,
при секретаре Бородиной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 20 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 06 июля 2022 года по гражданскому делу № 2-171/2022 по исковому заявлению прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить подвоз питьевой воды.
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Холмогорского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить подвоз питьевой воды.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе прокурорской проверки выявлен факт ненадлежащей организации водоснабжения населения с. Холмогоры Холмогорского района Архангельской области водой надлежащего качества, в связи с чем не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья. Истец просил обязать администрацию МО «Холмогорский муниципальный район» обеспечить подвоз питьевой воды в с. Холмогоры МО «Холмогорское» Холмогорского района Архангельской области, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Холмогорского района Булатова М.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика Телицын Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что прокурором не представлено доказательств невозможности использования населением воды из централизованной системы холодного водоснабжения. В с. Холмогоры МО «Холмогорское» Архангельской области питьевая вода к потребителям поступает по централизованной сети холодного водоснабжения. Вода по своим параметрам не соответствует нормам СанПиН, но при этом вода не запрещена к употреблению населением. В связи с чем оснований для организации подвоза воды для населения с. Холмогоры не имеется. Постановлением администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 19 июля 2019 года № 99 гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории населенных пунктов МО «Холмогорское» определено МУП «Холмогорская водоочистка», согласование с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора забора воды из источника водоснабжения является обязанностью МУП «Холмогорская водоочистка», которым проводятся мероприятия с целью получения такого разрешения. Администрацией предпринимаются меры для приведения качества питьевой воды в с. Холмогоры в соответствие с установленными требованиями. Постановлением Правительства Архангельской области от 30 июля 2019 года № 403-пп утверждена региональная программа Архангельской области «Чистая вода (2019-2024 годы)». Реконструкция системы водоснабжения Холмогорского района включена в указанную программу. Проектно-сметная документация по объекту «Реконструкция системы водоснабжения Холмогорского района» прошла государственную экспертизу. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в с. Холмогоры в соответствии с ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ разрабатывает организация, осуществляющая холодное водоснабжение, - МУП «Холмогорская водоочистка». Необходимость организации ответчиком подвоза воды для населения с. Холмогоры истцом не доказана.
Третьи лица МУП «Холмогорская водоочистка», МУП «Водоочистка», Управление Роспотребнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
Из письменных пояснений Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу следует, что на протяжении пяти лет качество питьевой воды системы централизованного водоснабжения из подземного водоисточника в д. Малая Товра Холмогорского района Архангельской области, из которого поступает вода в с. Холмогоры, не соответствует гигиеническим нормативам. Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта в д. Малая Товра санитарным правилам для его использования в качестве водного источника Роспотребнадзором не выдавалось. Согласование администрацией МО «Холмогорский муниципальный район», МУП «Холмогорская водоочистка» забора воды в качестве источника питьевого водоснабжения, при отсутствии источников разрешенных к использованию, в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» отсутствует. Производственный контроль качества питьевой воды эксплуатирующей организацией не осуществляется, соответствующая программа в Роспотребнадзор не поступала. Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, предусмотренный п. 7 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на согласование в Роспотребнадзор не поступал. Управление просило удовлетворить заявленные прокурором требования.
Решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 06 июля 2022 года исковые требования прокурора Холмогорского района Архангельской области удовлетворены. На администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» возложена обязанность обеспечить подвоз питьевой воды в с. Холмогоры МО «Холмогорское» Холмогорского района Архангельской области, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
С данными решением не согласился ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указаны доводы, аналогичные изложенным ранее в отзыве на исковое заявление. Дополнительно указано, что позиция суда основана на том, что поставляемая централизованно населению питьевая вода не соответствует установленным требованиям санитарного законодательства. В мотивировочной части решения указан ошибочный, противоречащий обстоятельствам дела вывод суда о том, что поскольку ухудшение качества питьевой воды по показателям (цветность, мутность, окисляемость перманганатная, железо) является существенным по вышеуказанным Критериям (ч. 1 п. 2 ст. 21 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ) и имеются основания для прекращения водоснабжения, то в соответствии с ч. 10 ст. 21 того же закона имеются основания для удовлетворения заявленных требований об организации подвоза воды. Как указано Новодвинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Новодвинский ТО не располагает информацией о временном прекращении или ограничении водоснабжения, а также транспортировки воды организацией, осуществляющей холодное водоснабжение из подземного источника в д. Малая Товра Холмогорского района Архангельской области, из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения (согласно п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). Новодвинский ТО не располагает сведениями о наличии оснований для прекращения использования водоисточника в д. Малая Товра Холмогорского района Архангельской области, из которого обеспечивается подача воды в с. Холмогоры. В соответствии с ч. 10 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды, в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в п.п. 1-3 ч. 1, п.п. 1, 5-7 ч. 3 настоящей статьи. Таким образом, обеспечение подвоза воды согласно ст. 21 данного Федерального закона организуется в случае прекращения или ограничения водоснабжения. Однако, водоснабжение населения с. Холмогоры не прекращалось и не ограничивалось, осуществляется по централизованной системе холодного водоснабжения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца прокурора Маркелова Н.Л., не согласившегося с апелляционной жалобой, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация в границах сельского поселения водоснабжения населения.
Аналогичные нормы содержатся в п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1).
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (п. 2).
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (п. 3).
Решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 23 января 2017 года удовлетворены исковые требования прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц о надлежащем водоснабжении населения. На администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» возложена обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу организовать питьевое водоснабжение населения муниципального образования «Холмогорское», муниципального образования «Матигорское» питьевой водой, соответствующей гигиеническим нормативам и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Решение суда вступило в законную силу 04 мая 2017 года.
Данным решением установлено, что качество питьевой воды, подаваемой населению по централизованным системам водоснабжения МО «Холмогорское», не соответствует гигиеническим требованиям и нормативам.
До настоящего времени решение суда не исполнено.
Судом первой инстанции установлено, что население с. Холмогоры обеспечивается водой из подземного водоисточника, расположенного в д. Малая Товра Холмогорского района Архангельской области, посредством системы централизованного водоснабжения. Услуги по водоснабжению населения оказывает МУП «Холмогорская водоочистка».
Из материалов дела следует, что МУП «Холмогорская водоочистка» неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства к питьевому водоснабжению населения с. Холмогоры.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу ч. 10 ст. 21 данного Федерального закона в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в п.п. 1 - 3 ч. 1, п.п. 1, 5-7 ч. 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.12.2012 № 1204 утверждены Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды, согласно которым существенным ухудшением качества питьевой воды является изменение качества воды, следствием которого являются: нарушения органолептических свойств воды; появление угрозы распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, а также вызванные этими причинами массовые жалобы населения на территории водопользования (п. 2).
По сообщению Новодвинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора в ходе исследований проб питьевой воды системы централизованного водоснабжения из подземного водоисточника в д. Малая Товра Холмогорского района Архангельской области, проводимых в рамках социального гигиенического мониторинга и контрольно-надзорных мероприятий в с. Холмогоры; в 2017 году качество воды не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: санитарно-химические показатели (цветность, мутность, окисляемость перманганатная, железо); в 2018 году качество воды не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: санитарно-химические показатели (цветность, мутность, окисляемость перманганатная, железо), микробиологические показатели (обнаружены общие и термотолерантные колиформные бактерии, а также колифаги); в 2019 году качество воды не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: санитарно-химические показатели (цветность, мутность, окисляемость перманганатная, железо, алюминий), микробиологические показатели (обнаружены общие колиформные бактерии, а также колифаги); в 2020 году качество воды не соответствовало требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по следующим показателям: санитарно-химические показатели (цветность, окисляемость перманганатная, железо, алюминий), микробиологические показатели (обнаружены колифаги); в 2021 году качество воды не соответствовало требованиям санитарных правил и нормативов по следующим показателям: санитарно-химические показатели (цветность, окисляемость перманганатная, железо, алюминий).
С 01 марта 2021 года введены в действие СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», содержащие аналогичные требования по качеству и безопасности воды, что и ранее действовавшие СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Таким образом, качество воды, подаваемой посредством централизованного водоснабжения из подземного водоисточника в д. Малая Товра Холмогорского района Архангельской области жителям с. Холмогоры, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь п. 2 ч. 1, ч. 10 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ, пришел к выводу о наличии оснований для прекращения водоснабжения населения, в связи с чем возложил на ответчика обязанность организовать подвоз населению с. Холмогоры питьевой воды надлежащего качества.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.
Из материалов дела следует, что водоснабжение населения с. Холмогоры не прекращалось и не приостанавливалось, следовательно, ссылка суда на ч. 10 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ, как на правовое основание для возложения на ответчика обязанности обеспечить подвоз питьевой воды населению, является необоснованной.
Кроме того, на данное основание не ссылался прокурор, предъявляя настоящий иск.
В обоснование заявленных требований прокурор указал ч. 9 ст. 7 Федерального закона № 416-ФЗ, согласно которой в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 2 данного Федерального закона водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, подвоз питьевой воды, как способ обеспечения населения водоснабжением, является нецентрализованным холодным водоснабжением, который используется в случае отсутствия на территории поселения централизованной системы водоснабжения.
Вместе с тем, судом установлено, что на территории с. Холмогоры органом местного самоуправления организовано централизованное водоснабжение населения.
Следовательно, при наличии централизованного водоснабжения возлагать на администрацию МО «Холмогорский муниципальный район» обязанность обеспечить население водоснабжением путем подвоза питьевой воды оснований не имеется.
Ненадлежащее качество подаваемой по централизованным системам водоснабжения воды не влечет обязанность обеспечить подвоз воды. Восстановление прав неопределенного круга лиц на надлежащее водоснабжение возможно путем исполнения решения Холмогорского районного суда Архангельской области от 23 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 06 июля 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым:
В удовлетворении искового заявления прокурора Холмогорского района Архангельской области о возложении на администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» обязанности обеспечить подвоз питьевой воды в с. Холмогоры муниципального образования «Холмогорское» Холмогорского района Архангельской области, соответствующей установленным требованиям санитарного законодательства, отказать.
Председательствующий | И.В. Гаркавенко |
Судьи | Н.В. Романова |
Н.П. Рассошенко |