11RS0001-01-2022-003460-60 Дело № 2а-5977/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Колосовой Н.Е.,
при секретаре Кипрушевой И.А.,
рассмотрев 1 июня 2022 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю Стрекаловой Анне Васильевне, УФССП России по Республике Коми об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с административным исковым заявлением к МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми, судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми Стрекаловой А.В. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ... от 10.03.2022 в рамках исполнительного производства ... о возложении обязанности предоставить Патовой Л.Н. жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что на текущую дату в отношении администрации имеется 116 неисполненных судебных решения по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Патова Л.Н. значится в списке взыскателей на предоставление жилого помещения под № 64. Сроки обеспечения детей-сирот жилыми помещениями определяются размером средств, предоставленных на указанные цели в рамках осуществления переданных государственных полномочий в виде субвенций из вышестоящих бюджетов. При этом объем субвенций определяется Законом Республики Коми о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
К участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечено Управление ФССП России по Республике Коми.
Стороны и заинтересованное лицо в судебном заседании участия не приняли, извещены надлежаще.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от 22.02.2022 возбуждено исполнительное производство ... в отношении должника администрации МО ГО «Сыктывкар», предмет исполнения: обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» предоставить Патовой Л.Н. благоустроенное жилое помещение в г.Сыктывкаре Республики Коми на условиях специализированного найма, на состав семьи один человек, общей площадью не менее 13,5 кв.м. Должнику предложено исполнить решение суда в течение 5 дней со дня получения постановления. Копия постановления получена должником 22.02.2021.
10.03.2022 постановлением № ... судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника в рамках исполнительного производства ... взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
При рассмотрении настоящего дела также установлено, что в администрации МО ГО «Сыктывкар» сформирован список взыскателей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения о предоставлении жилья, на дату подачи настоящего иска в списке имелось 116 неисполненных судебных решения о предоставлении жилья этой категории граждан, обеспечение граждан указанной льготной категории жилыми помещениями, включенных в данный список, осуществляется по достижении очередности, исходя из даты вступления в законную силу соответствующих решений. Патова Л.Н. значится в списке взыскателей на предоставление жилого помещения под № 64.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
В Республике Коми принят Закон от 21 декабря 2015 года N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", пунктом 2 ст. 1 которого определено, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2006 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми.
Согласно статье 7 указанного закона финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий. Распределение субвенций соответствующим местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в части государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", согласно приложению 11 к названному Закону.
В соответствии с Методикой (введена Законом РК от 28 декабря 2015 года N 140-РЗ) объем субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - граждане), жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Размер субвенции определяется по формуле исходя из численности граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, у которых право на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда возникло и не реализовано по состоянию на 1 апреля года, предшествующего планируемому, а также граждан, включенных в список, у которых право на получение жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда возникнет в текущем финансовом году в соответствующем муниципальном районе, деленных на численность таких граждан по всей Республике Коми и умноженных на общий объем субвенций, предусмотренных в республиканском бюджете.
В соответствии со статьей 9 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» контроль за осуществлением органами местного самоуправления соответствующих государственных полномочий с 01.01.2019 осуществляется Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
В соответствии с Законом Республики Коми от 21.12.2020 № 93-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, на 2021 год было предусмотрено 145 402,9 тыс. руб.
30.12.2020 между администрацией и Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми заключено соглашение № 1 о предоставлении бюджету МО ГО «Сыктывкар» субвенции из республиканского бюджета Республики Коми для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Указанным соглашением (с учетом дополнительного соглашения) установлен показатель результативности на 2021 год в количестве 68 помещений.
За счет средств на 2021 год на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, заключен 81 муниципальный контракт с соответствующими поставщиками.
За счет предоставленных субвенций в 2021 году исполнено 76 аналогичных судебных решений.
24.01.2022 между Министерством образования, науки и молодежной политики РК и АМО ГО «Сыктывкар» заключено соглашение о предоставлении бюджету МО ГО «Сыктывкар» в 2022 году субвенций из республиканского бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда, в котором указано, что за счет выделенных субвенций планируется приобрести 75 жилых помещения. Учитывая изложенное, Патова Л.Н. будет обеспечена жилым помещение в 2022 году.
Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает соблюдение процедур, установленных данным федеральным законом.
Предусмотренные в Законе Республики Коми о республиканском бюджете денежные средства на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, фактически в бюджет МО ГО «Сыктывкар» поступают только при наличии зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми муниципального контракта, заключенного в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Частью 12 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, - пять дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 13-П от 30 июля 2001 года, взыскание исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является санкцией штрафного характера, т.к. возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Взыскание с должника исполнительского сбора на основании статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ не исполнен в установленный срок без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, должник не может быть подвергнут взысканию.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частями 7 и 8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 данной статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определении от 2 апреля 2015 года N 654-О, взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
При этом в пункте 78 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Установлено, что возможность исполнения решения суда обусловлена необходимостью получения должником субвенции из республиканского бюджета в необходимом размере.
Учитывая изложенное, суд полагает, что исполнение администрацией МО ГО «Сыктывкар» требований исполнительного документа о предоставлении жилого помещения взыскателю в пятидневный срок не представлялось возможным, поскольку для предоставления жилого помещения требуется проведение должником комплекса мероприятий. Материалами дела подтверждается наличие объективных причин неисполнения судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствие виновного противоправного бездействия со стороны должника. Администрация МО ГО «Сыктывкар» проявила достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась для своевременного исполнения решения суда, в связи с чем имеются основания для полного освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Освободить администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми № ... от 10.03.2022 в рамках исполнительного производства ...
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 01.06.2022.
Судья Н.Е. Колосова