Решение по делу № 2-736/2021 от 16.07.2021

Дело № 2-736/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2021 года                                                                                         г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Атрашкевич В.В. при секретаре Зобниной А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», Управлению образования администрации МО «город Северобайкальск» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный прокурор обратился с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, указывая в обоснование заявленных требований, что при проведении проверки установлено, что МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» допущены нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, должным образом не соблюдаются предупредительно-охранные меры по обеспечению безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации. Школа является объектом 3 категории опасности, и вопреки требованиям, установленным п. 25 Постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 г. не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой внесено представление в адрес директора об устранении нарушений закона в сфере обеспечения безопасности в образовательных организациях, указанное представление удовлетворено, вместе с тем, нарушения закона не устранены.

Просит суд обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», Управление образования администрации МО «г. Северобайкальск» устранить нарушения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности путем обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации МО «г. Северобайкальск» не явился, извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие няевившихся участников процесса.

В судебном заседании помощник Северобайкальского межрайонного прокурора Баторова Г.Ж. исковые требования и изложенные в иске доводы поддержала в полном объеме, пояснила, что само по себе заключение договора не означает устранение нарушений законодательства. Кроме того, договор заключен только на срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика -директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа№3» Бухольцев С.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.

Представитель ответчика Управления образования Администрации МО «г. Северобайкальск» Станькова Е.А. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования – МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» находящийся по адресу <адрес>, который относится к объектам 3 категории опасности, что подтверждается исследованным в судебном заседании актом обследования и категорирования объекта.

Пунктом 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) тождественных рассматриваемому по категории опасности, дополнительно к иным мероприятиям, осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт «б» пункта 25 Требований);

Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

В силу п. 1.1 Положения об Управлении образования администрации МО «город Северобайкальск», утвержденного Постановлением администрации МО «город Северобайкальск» от ДД.ММ.ГГГГ , Управление образования является структурным подразделением администрации МО «город Северобайкальск»; от имени администрации МО «город Северобайкальск» осуществляет функции и полномочия Учредителя в отношении муниципальных общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и иных организаций и предприятий, координация и деятельность которых возложены на Управление образования в пределах переданных полномочий, установленными нормативными правовыми актами администрации МО «город Северобайкальск» (п. 1.10 Положения); имеет в оперативном управлении обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности города Северобайкальск, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.12 Положения).

В ходе судебного разбирательства установлено, что при проведении проверки в мае 2021 года прокуратурой были выявлены нарушения Закона о противодействии терроризму МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», так установлено, что охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны не обеспечена.

В связи с выявленными нарушениями прокурором было внесено представление в адрес заведующей образовательным учреждением, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что ответчиками не отрицалось.

С учетом установленных по делу обстоятельств, и в силу приведенных норм, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований и возложения на образовательное учреждение и Управление образования, как уполномоченного органа местного самоуправления устранения выявленных нарушений.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Учитывая, что исковые требования предъявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ, то есть с начала учебного года, поскольку невыполнения мероприятий антитеррористической защищенности образовательным учреждением, с учетом сложившей в настоящее время в стране неблагоприятной ситуации, участившимися случаями проникновения посторонних лиц на территории образовательных учреждений, в том числе и в детские сады, предоставление более длительного срока исполнения решения суда может привести к неблагоприятным последствиям, причинению вреда жизни и здоровья работников и несовершеннолетних.

При этом суд учитывает, что о необходимости соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности ответчикам стало известно с января 2020 года, однако в течение длительного времени, более полутора лет надлежащих мер не предпринято.

Также суд учитывает, что срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ не совпадает с датой вступления решения суда в законную силу, вместе с тем, установление данного срока, по мнению суда, является целесообразным, поскольку обеспечение и защита жизни и здоровья граждан, особенно несовершеннолетних детей являются приоритетными задачами государства, именно на это направлено законодательство, принятое в области антитеррористической защищенности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», Управление образования администрации муниципального образования «город Северобайкальск» устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности в срок до 01 сентября 2021 года, а именно

- обеспечить охрану объекта (территории) МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» по адресу <адрес> <адрес> сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 23 августа 2021 года

Судья                                 В.В.Атрашкевич

УИД 04RS0020-01-2021-001767-23

2-736/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МАОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3"
Управление образования АМО "г.Северобайкальск"
Другие
АМО "город Северобайкальск"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Атрашкевич Владимир Валерьевич
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
16.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2021Передача материалов судье
21.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2021Подготовка дела (собеседование)
05.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Судебное заседание
23.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее