Дело № 2 - 33 /2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Моховой Н.А., при секретаре Трухиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таиров Е.А. к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» в защиту прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Таиров Е.А. обратился в суд с иском к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» об обязании исполнять надлежащим образом принятые на себя обязательства по эксплуатации дома, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> взыскании морального вреда в размере 250 000 руб. Требования мотивированы тем, что Таиров Е.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Между Таировым Е.А. и МУП «Городская управляющая компания» ДД.ММ.ГГГГ года был заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому ответчик принял на себя полномочия по управлению домом в целях предоставления собственникам и пользователям помещений в доме услуг благоприятных и безопасных условий проживания граждан надлежащего содержания общего долевого имущества. С ДД.ММ.ГГГГ года в вышеуказанном доме прекратилось предоставление услуг по уборке мест общего пользования, все заявления и обращения по вопросам ремонта строительных конструкций и коммуникаций остаются без внимания, за весь период управления домом ни разу не предоставлен полный отчет о выполнении договора управления домом, в связи с чем истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции просил: обязать управляющую компанию выполнить в апреле замену запорной арматуры стояков отопления, ремонт оголовков вытяжек на кровле, замену аварийных участков розливов ХВС и ГВС; обеспечить уборку мест общего пользования (коридор и лестничные клетки) согласно санитарным нормам; взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в размере 250 000 руб.
Истец Таиров Е.А. в судебном заседании поддержал исковые требования в части обязания выполнить замену запорной арматуры стояков отопления, ремонт оголовков вытяжек на кровле, обеспечить уборку мест общего пользования (коридор и лестничные клетки); взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в размере 250 000 руб. Требование по обязанию выполнить замену аварийных участков розливов ХВС и ГВС не поддержал, поскольку данные работы на момент рассмотрения дела ответчиком выполнены.
Ответчик МУП «Городская управляющая компания», надлежаще извещенный о слушании дела, своего представителя в суд не направил, представив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, не признавая заявленные Таировым Е.А. требования. Ранее в судебном заседании представитель ответчика Мягкова В.А. возражала против удовлетворения исковых требований относительно обязания управляющей компании обеспечивать исполнение услуги «текущий ремонт», пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ году произошла замена приборов центрального отопления, смесителей в МОП, замена участка канализации, ремонт стены подъезда, осушение подвала, замена участков трубы ХВС и ГВС, ремонт кирпичной кладки стены. В ДД.ММ.ГГГГ году осуществлены электромонтажные работы МОП, утепление проемов, заполнение оконных проемов, ремонт освещения в МОП, промывка канализации, электромонтажные работы, дезинфекция, ремонт ливневой канализации, ремонт канализации, смена задвижек, замена участка трубы ГВС. Частично производился вывоз твердых бытовых отходов. В ДД.ММ.ГГГГ году были сбои в системе отопления, в связи с чем, жителям было направлено письмо о производстве перерасчета. Физические и нравственные страдания истцом не подтверждены.
Выслушав истца, допросив свидетелей, специалиста, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ в состязательном процесса каждая сторона обязана представить доказательства в обоснование обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Качественное оказание услуги по техническому содержанию жилищного фонда предполагает поддержание конструктивных элементов дома в технически исправном состоянии, соответствующем требованиям стандартов, строительным нормам и правилам, исключающем причинение вреда не только жизни и здоровью проживающих в нем лиц, но и их имуществу.
В соответствии со ст. 29 вышеуказанного Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч. № 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
На основании ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 3 статьи 39 ЖК РФ предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как следует из материалов дела, Таирову Е.А. принадлежит на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года между Таировым Е.А. и МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» был заключен договор управления многоквартирным домом.
Управляющая организация МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» приняла обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги и осуществлять иную деятельность, направленную на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
В соответствии с п. 2.1 договора управления предметом данного договора является оказание Управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в объеме денежных средств уплачиваемых собственниками, предоставление коммунальных услуг собственниками, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, а собственник обязуется оплатить оказанные Управляющей организацией услуги, выполненные работы. Работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома производятся в пределах границ эксплуатационной ответственности. Границей эксплуатационной ответственности и между общим имуществом в многоквартирном доме и личным имуществом – помещением собственника является: по строительным конструкциям – внутренняя поверхность стен помещения, конные заполнения и входная дверь в помещение; на системах отопления, горячего и холодного водоснабжения – отсекающая арматура от стояковых трубопроводов, расположенных а помещении, при отсутствии вентилей – по первым сварным соединениям на стояках; на системе канализации – плоскость раструба тройника канализационного стояка, расположенного в помещении; на системе электроснабжения –выходные соединительные клеммы автоматических выключателей, рассоложенных в этажном щитке; на сетях газоснабжения – мест соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью(п. 2.2 договора). Управляющая организация обязалась приступить к выполнению настоящего договора с ДД.ММ.ГГГГ года (п. 3.1.1. договора). Управляющая организация обязуется проводить текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п. 3.1.2.2 договора).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Таиров Е.А. и другие собственники дома неоднократно обращались в управляющую компанию с претензиями относительно обязательств по договору – о производстве текущего ремонта и надлежащего содержания общего имущества – крыши, подъездов, подвала.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п. 10 Правил).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены как в названных правилах, так и в иных нормативных актах: Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, Федеральным законом от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и т.п.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, следует, что уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, установлен законодательно.
В подпункте «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в МКД установлено, что в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.);
л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг) (п. 11 Правил).
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах «д(1)» и «л» пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 12 Правил).
Согласно Приложению № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда в перечень работ, относящихся к текущему ремонту относятся: фундаменты - устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы; стены и фасады - герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов; крыши - усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции; оконные и дверные заполнения - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений; лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей - восстановление или замена отдельных участков и элементов; полы - замена, восстановление отдельных участков; внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах; центральное отопление - установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные; электроснабжение и электротехнические устройства - установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит; внешнее благоустройство - ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Периодичность работ по текущему ремонту также установлена вышеуказанными Правилами.
При распределении бремени доказывания между сторонами судом ответчику было предложено представить доказательства надлежащего технического обслуживания, содержания и ремонта общего имущества МКД с перечнем произведенных работ в период управления и доказательствами их надлежащего качества.
В ходе судебного разбирательства ответчиком был предоставлен перечень произведенных работ, соответствующие акты. Анализ данных документов, в совокупности с пояснениями представителя ответчика показывает, что управляющей организацией нарушались вышеуказанные положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в части своевременности и периодичности выполнения соответствующих работ. Так, замена запорной арматуры стояков отопления, ремонт оголовков вытяжек на кровле не производились, несмотря на многочисленные обращения жителей. Не производится уборка мест общего пользования (коридор и лестничные клетки). До февраля 2018 года не производилась замена аварийных участков розлива ХВС и ГВС в подвале, в настоящее время данные работы произведены.
Наличие недостатков в содержании и ремонте общего имущества и непринятие должных мер управляющей организацией, кроме того, подтверждается актом общего весеннего осмотра зданий от ДД.ММ.ГГГГ года, актом общего весеннего осмотра зданий от ДД.ММ.ГГГГ года, актом общего осеннего осмотра зданий от ДД.ММ.ГГГГ года, актом обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ года, актом общего осеннего осмотра зданий от ДД.ММ.ГГГГ года, актом обследования дома от ДД.ММ.ГГГГ года, актом обследования МОП от ДД.ММ.ГГГГ года, актом общего осеннего осмотра зданий от ДД.ММ.ГГГГ года, а также актами осмотра дома от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, составленными инженером по технадзору Воробьевой В.Ю. в присутствии председателя совета дома Таирова Е.А., согласно которым требуется ремонт или замена запорной арматуры отопления в подвальном помещении; восстановление кирпичной кладки оголовка вентиляционной шахты с установкой металлического зонтика и др.
Об имеющихся недостатках в содержании и ремонте общего имущества свидетельствует и представленный управляющей компанией план работ по текущему и техническому обслуживанию на ДД.ММ.ГГГГ год, составленный на основе актов осмотра МКД совместно с жильцами, в котором отражены многие работы из числа тех, которые истец требует произвести в исковом заявлении.
О многочисленных недостатках в содержании и обслуживании общего имущества свидетельствуют представленные истцом в материалы дела фотографии, видеоматериал. Данные обстоятельства подтвердили в ходе допроса свидетели ФИО5 (<адрес>), ФИО6 (<адрес>), ФИО7 (<адрес>).
Допрошенный начальник участка внутридомовых сетей МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» ФИО9 оглы показал, что запорная арматура стояков отопления представляет собой вентиль на трубах, в подвале на каждую трубу должен стоять свой вентиль. Если что-то случилось, авария на том или ином участке, то можно любую трубу перекрыть. В остальном доме будет обеспечено поступление услуги. Система не плохая, есть и хуже. Сейчас запорная арматура исправны на 60 процентов, их состояние удовлетворительное. Где-то нет арматур, где-то они неисправны. Управляющая компания намерена произвести замену всей запорной арматуры стояков отопления в подвале.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено наличие устранимых недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а именно в качестве содержания и текущего ремонта общего имущества МКД, поэтому исковые требования истца в части обязания ответчика провести соответствующие работы подлежат удовлетворению.
Судом не принимаются доводы ответчика о том, что работы производились, исходя из имеющихся средств, уплачиваемых собственникам по статье «содержание». Приняв дом в управление, исходя из установленного размера платы, установленного в договоре, управляющая компания, как коммерческая организация, целью деятельности которой является извлечения прибыли, несет хозяйственный риск, и это не освобождает ее от производства работ по содержания и ремонту общего имущества в установленные законодательством сроки и с надлежащим качеством.
В пункте 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрено, что эксплуатация жилищного фонда включает в себя его санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования.
Следовательно, уборка мест общего пользования входит в перечень обязательных работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах требование истца о возложении на ответчика обязанности организовать проведение уборки и санитарно-гигиенической очистки помещений общего пользования, в том числе лестниц, межквартирных лестничных площадок, коридоров подъездов, в <адрес> <адрес> подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
01.01.2004 года Госстроем РФ утверждено «МДК 2-04.2004. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда». Согласно подп. «д» п. 1 Приложения № МДК 2-04.2004 в перечень работ, входящих в плату за содержание жилья, включена санитарная уборка жилищного фонда:
ежедневное влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей;
еженедельное влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа;
ежедневное влажное подметание мест перед загрузочными клапанами мусоропроводов;
ежедневное мытье пола кабины лифта;
ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей;
ежегодное (весной) мытье окон, влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, подоконников, отопительных приборов, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков, слаботочных устройств, почтовых ящиков.
Учитывая, что решение в случае его неисполнения в добровольном порядке подлежит принудительному исполнению, а, кроме того, поскольку решение обязывает ответчика совершать определенные действия, в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд должен установить в решении срок, в течение которого решение должно исполняться. Суд также полагает, что конкретизация и периодичность выполнения работ, установленная судебным решением, будет способствовать правильному исполнению решения ответчиком и в добровольном порядке, поскольку позволит либо создать рабочее место с конкретным объемом работ либо заключить договор подряда с точным указанием в нем предмета договора.
Установление порядка периодичности основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, о чем указано в п. 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, предполагает составление графика выполнения работ применительно к конкретному многоквартирному дому.
Исходя из того, что «МДК 2-04.2004. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда» утверждено Госстроем России, согласно п. 1.1 оно разработано на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федерального закона от 27.12.2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» с учетом основных положений Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», суд полагает возможным установить в решении объем и сроки выполнения работ по уборке и очистке помещений общего пользования как указано в МДК 2-04.2004.
Исковые требования о взыскании компенсации морального вреда производны от требований о нарушении прав истца как потребителей платной услуги.
В силу ст.ст. 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с положениями п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» № 10 от 20.12.1994 года, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина. Компенсация причиненного гражданину морального вреда производится в денежной форме, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Моральный вред заключается в психических страданиях и душевных переживаниях потерпевшего. Их выражением являются нервные (эмоциональные) потрясения, утрата душевного равновесия и т п.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 28.06. 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя (п. 45).
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
При изложенных выше обстоятельствах суд полагает, что факт нарушения прав истца как потребителя платной услуги, материалами дела подтвержден, ввиду чего основания для взыскания компенсации морального вреда имеются. Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца с МУП г. Костромы «Городская управляющая компания», суд не может согласиться с позицией истца Таирова Е.А., полагая указанный им размер компенсации в размере 250 000 руб. явно завышенным. Учитывая степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий собственника длительное время, несмотря на обращения к ответчику, проживающего в МКД, общее имущество которого содержалось в ненадлежащем состоянии, и определяет размер компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Размер штрафа составляет 2 500 руб. (5 000 руб. х 50%).
Штраф подлежит взысканию в пользу потребителя, исходя из взысканных судом сумм (п. 46 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Поскольку истец в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» была освобождена от уплаты госпошлины при подаче иска, в силу положений ст. ст. 98, 103 ГПК РФ по правилам расчета, предусмотренным подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ для имущественных требований, не подлежащих оценке, и требований не имущественного характера, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета городского округа г. Кострома в сумме 600 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Таиров Е.А. к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» в защиту прав потребителя удовлетворить частично.
Обязать МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить за свой счет следующие работы по содержанию и ремонту общего имущества жилого <адрес> <адрес> <адрес>:
- произвести замену запорной арматуры стояков отопления в подвале;
- произвести работы по ремонту оголовок вытяжек на крыше дома.
Обязать МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» в течение всего периода управления многоквартирным домом организовать проведение уборки и санитарно-гигиенической очистки помещений общего пользования, в том числе лестниц, межквартирных лестничных площадок, коридоров, в подъездах в доме <адрес> в <адрес>, состоящих из следующих работ:
- ежедневное влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних 2 этажей;
- еженедельное влажное подметание лестничных площадок и маршей выше 2-го этажа;
- ежедневное влажное подметание мест перед загрузочными клапанами мусоропроводов;
- ежемесячное мытье лестничных площадок и маршей;
- ежегодное (весной) мытье окон, влажная протирка стен, дверей, плафонов на лестничных клетках, подоконников, отопительных приборов, оконных решеток, чердачных лестниц, шкафов для электросчетчиков, слаботочных устройств, почтовых ящиков.
Взыскать с МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» в пользу Таиров Е.А. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 2 500 рублей, а всего 7 500 рублей.
В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в большем размере Таиров Е.А. отказать.
Взыскать с МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» в доход бюджета городского округа г. Костромы госпошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Мохова