Дело № 33а - 2487/2022(II инстанция) Докладчик Самылов Ю.В.
Дело № 2а- 338 /2022 ( I инстанция) Судья Никифоров К.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Самылова Ю.В.,
и судей Семёнова А.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Мамедове Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 30 июня 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Подгорного Сергея Николаевича к филиалу «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ о признании незаконными действий, выразившихся в повторном истребовании документов, в возложении обязанности представить документы, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ
по апелляционной жалобе филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 21 марта 2022 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Подгорного Сергея Николаевича удовлетворить частично.
Признать незаконными действия филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, выразившиеся в повторном истребовании у Подгорного Сергея Николаевича документов, а именно: сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими) (по состоянию на дату представления документов); в возложении обязанности представить документы, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, а именно: документа, свидетельствующего о постановке Подгорного Сергея Николаевича на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении (выписка из протокола заседания жилищной комиссии о постановке на учёт / карточка учёта жилой площади), справки с места работы (учёбы) Подгорного Николая Сергеевича.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Подгорного Сергея Николаевича отказать.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., судебная коллегия
установила:
23.12.2021 Подгорный С.Н. обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением к филиалу «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ о признании незаконными действий, выразившихся в повторном истребовании документов, в возложении обязанности представить документы, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно сведениям из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, Подгорный Сергей Николаевич и члены его семьи: Подгорная Ольга Владимировна и Подгорный Николай Сергеевич состоят на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
30.11.2018 форма обеспечения административного истца и членов его семьи была изменена с предоставления жилого помещения на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. В феврале 2021 года начальником территориального отдела «Владимирский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ Подгорному С.Н. было сообщено, что его учетное дело направлено в филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ для принятия дальнейших решений.
По прошествии восьми месяцев административный истец обратился к начальнику филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ с заявлением о предоставлении информации о принятом решении. В ответе № **** от 22.11.2021 ему было сообщено о необходимости опять представить ряд документов в адрес территориального отдела «Владимирский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ. По мнению административного истца, в ответе административным ответчиком намеренно созданы препятствия к осуществлению прав и реализации законных интересов, поскольку повторно истребуются уже представлявшиеся ранее документы.
Просил признать действия должностного лица филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ по повторному истребованию уже представлявшихся ранее документов, а также возложении обязанности представить документы, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, незаконными.
Определениями суда к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Подгорный Александр Сергеевич, территориальный отдел «Владимирский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, начальник отдела (обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания, ГЖС) филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ Кулькин О.Ю.
Административные ответчики филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, начальники филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ Стельмащук О.В., а также вышеназванные заинтересованные лица, извещённые о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От представителя административного ответчика филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ ранее суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
В судебном заседании административный истец Подгорный С.Н. заявленные требования поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить по указанным в административном исковом заявлении основаниям, пояснив, что его имущественное положение, место регистрации в период с даты постановки на жилищный учёт в уполномоченном органе по настоящее время не изменилось, равно как и имущественное положение, место регистрации членов его семьи. Считал, что административные ответчики умышленно затягивают процесс предоставления жилищной субсидии, требуя предоставления ранее предоставленных документов, имеющихся в его учётном деле.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ по доверенности – консультант отделения территориального отдела «Владимирский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ Чурсина Е.А. просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия административного истца – Подгорного С.Н., представителя административного ответчика – филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, административного ответчика - начальника филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ Стельмащука О.В., представителей заинтересованных лиц: Территориального отдела а «Владимирский» филиала «Западный» ФГАУ « Росжилкомплекс» МО РФ, ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, заинтересованных лиц: начальника отдела обеспечения жилыми помещениями для постоянного проживания, ГЖС филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ Кулькина О.Ю., Подгорной О.В., Подгорного А.С., Подгорного Н.С., надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Из положений, закреплённых в абзацах 1-3, 12, 18 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) следует, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение указанных нормативных требований приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 № 510 утверждён Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее – Порядок).
В силу п. 1 Порядка, данный нормативный правовой акт регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
Пунктами 4, 5 Порядка определено, что в целях реализации права на жилищное обеспечение в форме получения жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей
Жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях после получения:
сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации;
копий документов, удостоверяющих личность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими) (по состоянию на дату представления документов), согласно приложению № 2 к Порядку организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 20 «Об организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2016 г., регистрационный № ****), или в произвольной форме;
информации о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащих, составе их семей, представляемой кадровым органом в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в десятидневный срок с даты получения кадровым органом соответствующего запроса из уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа).
Документы, указанные в абзацах четвертом, пятом и седьмом настоящего пункта, представляются в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей лично либо через представителя (при подаче документов через представителя прилагается доверенность, подтверждающая наличие у него полномочий, заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке) в тридцатидневный срок с даты получения ими или их представителями от уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа) уведомления о готовности предоставить жилищную субсидию посредством его вручения под подпись либо иным способом, позволяющим установить факт получения уведомления.
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых для принятия решения о предоставлении военнослужащему жилищной субсидии.
Каких-либо иных требований к составу документации (сведений), подлежащих представлению в уполномоченный орган жилищного обеспечения, Порядком, а равно иными правовыми актами, в том числе имеющими большую или меньшую юридическую силу по отношению к Порядку, в рассматриваемой сфере правоотношений, не предъявляется.
Применительно к положениям ч.ч. 8, 9, 10 ст. 226 КАС РФ и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд верно распределил бремя доказывания между сторонами и установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как установлено судом в ходе рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению Подгорного С.Н. к филиалу «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, начальнику указанного филиала Стельмащуку О.В., 20.10.2021 Подгорный С.Н. направил в адрес последнего заявление о предоставлении сведений о принятых решениях по его учётному делу, направленному 10.02.2021 в адрес данного филиала начальником территориального отдела «Владимирский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс».
Письмом от 22.11.2021 № **** филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ Подгорный С.Н. был уведомлен о том, что учётное дело поступило в названный филиал, однако, для принятия решения о включении Подгорного С.Н. и членов его семьи в реестр получателей жилищной субсидии в соответствии с требованиями Порядка заявителю необходимо представить следующие документы:
- заявление о перечислении жилищной субсидии, подписанное Подгорным С.Н. и членами его семьи (согласно образцу, утверждённому указанием директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 30.07.2014 № ****), что обусловлено пунктом 4 Порядка;
- договор об открытии банковского счёта (с приложением реквизитов), что обусловлено пунктом 4 Порядка;
- сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими) (по состоянию на дату представления документов), согласно приложению № 2 к Порядку организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 25 января 2016 г. № 20 «Об организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно», заверенные командиром части (военным комиссаром, нотариусом или подписи совершеннолетних членов семьи могут быть поставлены в присутствии сотрудников территориального отдела «Владимирский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомлпекс»), что обусловлено пунктом 5 Порядка;
- документ, свидетельствующий о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении (выписка из протокола заседания жилищной комиссии о постановке на учёт / карточка учёта жилой площади), нормативное обоснование требования отсутствует;
- справку с места работы (учёбы) Подгорного Н.С. (при прохождении службы – справку о необеспечении жильём по линии ведомства) с целью исключения необоснованных затрат федерального бюджета Российской Федерации и недопущения незаконного сверхнормативного обеспечения, поскольку согласно представленной копии паспорта Подгорного Н.С. последний является военнообязанным, нормативное обоснование требования отсутствует.
Исследуя представленные сторонами доказательства, пояснения и возражения по административному делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что часть требований, предъявленных уполномоченным органом к Подгорному С.Н. в оспариваемом ответе, является необоснованными, противоречащими требованиям Порядка.
Так, филиалом «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ в материалы дела представлены копии документов учётного дела Подгорного С.Н., в которых содержатся поданные заявителем 10.04.2015 сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и (или) членам его семьи, а также о наличии (отсутствии) жилых помещений специализированного жилищного фонда, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи (в том числе бывшими) (по состоянию на дату представления документов).
Пункт 5 Порядка, регламентирующий предоставление названных сведений, допускает их подачу, в том числе, в произвольной форме, не устанавливая каких-либо дополнительных требований к их оформлению и заверению.
При этом судом учтено, что первично данные сведения поданы Подгорным С.Н. в уполномоченный орган до внесения изменений в Порядок, вступивших в силу 22.03.2019 (приказ Министра обороны РФ от 13.02.2019 № 72), и конкретизировавших требования к порядку и форме их предоставления, - 10.04.2015.
Доказательств необходимости актуализации рассматриваемых сведений, как того требуют положения ст. 62 КАС РФ, административными ответчиками в материалы дела не представлено. Ссылки на положения иных нормативных правовых актов, в частности, Инструкции, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 № 1280, основаны на неверном понимании административными ответчиками норм материального права. Правоотношения, сопряжённые с предоставлением жилищной субсидии военнослужащим, в том числе, бывшим, урегулированы вышеприведённым Порядком, что не оспаривается административными ответчиками, представившими суду сведения, что при принятии оспариваемого решения филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ руководствовался именно требованиями Порядка. Более того, как верно отмечено судом, в материалах дела имеются сведения, полученные из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о том, что зарегистрированные права на объекты недвижимости у Подгорного С.Н., Подгорной О.В., Подгорного Н.С. отсутствуют.
Административным истцом в материалы дела представлены копии паспортов Подгорного С.Н., Подгорной О.В., Подгорного Н.С. с отметками о регистрации по месту жительства: Владимирская область, Ковровский район, Ковров-8, д. 1, кв. 10, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что имущественное положение Подгорного С.Н. и членов его семьи, а равно место регистрации на территории Российской Федерации относительно даты подачи сведений в уполномоченной орган – не изменились.
Требование о предоставлении документа, свидетельствующего о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении (выписка из протокола заседания жилищной комиссии о постановке на учёт / карточка учёта жилой площади), суд первой инстанции также полагал необоснованным.
Из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что вступившими в законную силу решениями Ковровского городского суда Владимирской области по делу № 2а-308/2020 от 05.03.2020 (вступило в законную силу 11.04.2020), № 2а-1632/2020 от 02.11.2020 (вступило в законную силу 24.12.2020) установлено, что с 28.09.2009 Подгорный С.Н. совместно с членами своей семьи Подгорной О.В. и Подгорным Н.С. состоят в очереди нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по программе обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, в форме предоставление жилищной субсидии.
Данные обстоятельства, в силу ст. 64 КАС РФ, имеют преюдициальное значение и не оспариваются административными ответчиками, имеющими в распоряжении копии названных судебных актов, а также сведения в электронном виде из СПО «Алушта», согласно которым Подгорный С.Н. и члены его семьи поставлены на учёт в 2009 году.
Требование о предоставлении справки с места работы (учёбы) Подгорного Н.С. (при прохождении службы – справку о необеспечении жильём по линии ведомства) с целью исключения необоснованных затрат федерального бюджета Российской Федерации и недопущения незаконного сверхнормативного обеспечения, поскольку согласно представленной копии паспорта Подгорного Н.С. последний является военнообязанным, суд обоснованно посчитал не основанным на положениях Порядка и, в целом, какого-либо нормативного правового акта. При этом, как следует из представленных в материалы дела сведений из военного комиссариата г. Коврова и Ковровского района ОВК Владимирской области, Подгорный Н.С. не проходил военную службу по уважительной причине (ввиду состояния здоровья), в связи с чем оснований, которые бы свидетельствовали о необоснованном сверхнормативном обеспечении, не установлено и надлежащими доказательствами не подтверждено.
Что касается части требований о предоставлении заявления о перечислении жилищной субсидии, подписанное Подгорным С.Н. и членами его семьи (согласно образцу, утверждённому указанием директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 30.07.2014 № ****), договора об открытии банковского счёта (с приложением реквизитов), суд установил следующее.
Названные требования уполномоченного органа обусловлены пунктом 4 Порядка, на что указано также и в оспариваемом Подгорным С.Н. ответе от 22.11.2021.
В материалы дела представлены копии учётного дела Подгорного С.Н., согласно которым административным истцом в уполномоченный орган представлен договор банковского вклада, заключённый с ОАО «Московский индустриальный банк», от 10.08.2014 № ****, а также заявление с реквизитами согласно указанному договору.
В силу п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В свою очередь, ст. 834 ГК РФ определено, что по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Если иное не предусмотрено законом, по просьбе вкладчика-гражданина банк вместо выдачи вклада и процентов на него должен произвести перечисление денежных средств на указанный вкладчиком счет.
К отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или не вытекает из существа договора банковского вклада.
Таким образом, суд правомерно указал, что действующее законодательство разграничивает правовое регулирование, связанное с заключением договоров банковского вклада и банковского счёта. Кроме того, открытый в ОАО «Московский индустриальный банк» Подгорным С.Н. вклад определён как «универсальный пенсионный», с установлением процентной ставки 7,5% годовых (п. 3.1 Договора), подлежащих присоединению к сумме вклада (п. 3.2 Договора), в то время как жилищная субсидия является специализированной мерой государственной поддержки, подлежащей целевому (адресному) предоставлению, порядок определения размера субсидии регламентирован Правилами расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 76.
При этом вступившим в законную силу решением Ковровского городского суда Владимирской области по делу № 2а-649/2015 от 06.04.2016 (вступило в законную силу 23.06.2016) установлено, что договор банковского счёта, вопреки требованиям п. 4 Порядка, с соответствующим заявлением, содержащим реквизиты согласно данному договору, Подгорным С.Н. в уполномоченный орган не представлены.
При таких данных, с учетом установленных обстоятельств дела, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения административных исковых требований Подгорного С.Н. в вышеуказанной части.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на требованиях закона и согласуются с исследованными судом доказательствами. Проведенная судебной коллегией проверка законности решения суда по доводам апелляционной жалобы свидетельствует о том, что судом при рассмотрении дела верно установлены юридически значимые обстоятельства, доказательствам дана надлежащая оценка, закон применен правильно, процессуальных нарушений, ведущих к безусловной отмене решения, судом не допущено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, судом были приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц. Процессуальных нарушений, приведших к принятию неправильного по существу решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ковровского городского суда Владимирской области от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ – без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ю.В. Самылов
Судьи: О.И. Емельянова
А.В. Семёнов