05RS0047-01-2020-004310-40
Дело №2а-35/2021(2а-942/2020)
Решение
Именем Российской Федерации
г.Хасавюрт 18 января 2021 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ибрагимова С.Р., при секретаре Байсолтановой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан (далее Межрайонная ИФНС России №17 по РД) к Иналовой ФИО6 о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 29 127 руб. и пени в размере 433 руб. 51 коп.,
установил:
Межрайонная ИФНС России № по РД обратилась в суд с административным исковым заявлением к Иналовой ФИО7 о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 29 127 руб. и пени в размере 433 руб. 51 коп.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Иналова Б.А. состоит на налоговом учете в Межрайонном ИФНС России №17 по РД в качестве налогоплательщика, является собственником транспортного средства <данные изъяты>. Таким образом, у Иналовой Б.А. имеются объекты налогообложения, с наличием которых связано возникновение обязанности по уплате транспортного налога. Иналовой Б.А. направлялось налоговое уведомление о необходимости уплаты налога за 2018 год, срок уплаты которого законодательством определен 1 декабря 2019 года, то есть следующего года за отчетным периодом. В нарушение ст.45 НК РФ Иналова Б.А. не исполнила свои обязанности и не уплатила налог, в связи с чем начислена пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога в размере трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговым органом в отношении административного ответчика выставлено требование №6664 от 12.02.2020 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, в сумме 29 560 руб. 51 коп., однако, до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Данное требование не было исполнено в установленный срок и законом предусмотрена возможность взыскания налогов, пеней, штрафов в судебном порядке, а также руководствуясь ст.48 НК РФ, ст.125 и 126 КАС РФ, Межрайонной ИФНС России №17 по РД было направлено заявление о вынесении судебного приказа. 28 июля 2020 года мировым судьей судебного участка №130 Хасавюртовского района вынесен судебный приказ о взыскании с должника недоимки по налогу. Должником было представлено возражение относительно исполнения судебного приказа, определением от 20 августа 2020 года судебный приказ отменен.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Иналовой ФИО8 недоимку по транспортному налогу в размере 29 127 руб. и пени в размере 433 руб. 51 коп., на общую сумму 29 560 руб. 51 коп.
Административный истец Межрайонная ИФНС России №17 по РД, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, представителя не направила.
Административный ответчик Иналова Б.А., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела без ее участия не представила.
В соответствии со ст.289 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №17 по РД подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу п.1 ст.3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п.1 ст.45 НК РФ).
В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Согласно п.3 ст.12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
Статьей 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.
В силу ст.356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.361 НК РФ налоговые ставки установлены нормативными правовыми актами представительных органов субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 362 НК РФ НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, и исчисляются каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налоговые ставки по транспортному налогу на территории Республики Дагестан установлены Законом Республики Дагестан от 2 декабря 2002 года №39 «О транспортном налоге».
В соответствии со ст.52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).
Согласно п.4 ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу положений п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пп.1 и 3 п.1 ст.45 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ).
В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст.69 НК РФ).
Согласно пунктам 1 и 8 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.
Налогоплательщику Иналовой Б.А. отправлено заказным письмом налоговое уведомление №33738071 от 10.07.2019 г. о необходимости в срок не позднее 02.12.2019 г. оплатить транспортный налог за транспортное средство <данные изъяты> за 2018 год в размере 29 127 руб. Налоговое уведомление направлено с соблюдением положений ст.52 НК РФ по месту жительства налогоплательщика, что подтверждается реестром отправки №960676 от 22.07.2019 г. заказной корреспонденции с отметкой почты.
Следовательно, у Иналовой Б.А. возникла обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год.
В установленный налоговым органом срок Иналова Б.А. транспортный налог не оплатила, в связи с чем, ей направлено требование №6664 об уплате налога, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 12 февраля 2020 года, по которому задолженность за 2018 год по уплате транспортного налога составило 29 127 руб., пеня 433 руб. 51 коп. Соответственно, требование об уплате налога было направлено налоговым органом с соблюдением положений ст.69 НК РФ, что подтверждается реестром отправки №1154101 от 18.02.2020 г. заказной корреспонденции с отметкой почты. В требовании установлен срок уплаты налога до 7 апреля 2020 года.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст.46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.
В силу абз.1 и 2 п.1, абз.1 и 2 п.3 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов ( налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 3 ст.48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В добровольном порядке административным ответчиком требование налогового органа не было исполнено. Это послужило основанием обращения административного истца к мировому судье судебного участка №130 Хасавюртовского района в порядке главы 11.1 КАС РФ с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Иналовой Б.А. недоимки и пени по транспортному налогу.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч.6 ст.289 КАС РФ).
Вместе с тем, с целью исследования вопроса о пропуске срока на обращение в суд с настоящим административным иском, из мирового суда было истребовано административное дело №2а-217/2020 по заявлению Межрайонной ИФНС России №17 по РД к Иналовой Б.А. о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу.
Из материалов дела №2а-217/2020 следует, что административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 28 июля 2020 года, что подтверждается оттиском штампа судебного участка №130 Хасавюртовского района на заявлении о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка №130 Хасавюртовского района был вынесен судебный приказ от 28 июля 2020 года о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, который по возражению административного ответчика определением мирового судьи от 20 августа 2020 года отменен.
9 ноября 2020 года налоговый орган предъявил в суд настоящее административное исковое заявление.
Таким образом, установленные ст.48 НК РФ сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Иналовой Б.А. по транспортному налогу с физических лиц и пени за 2018 год, затем с административным иском после отмены судебного приказа, административным истцом соблюдены.
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как следует из собранных материалов административного дела Иналова Б.А. в налоговый период (2018) являлась собственником транспортного средства <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из СЭД МВД по РД от 08.12.2020 г.
Судом исследован представленный административным истцом расчет транспортного налога.
Административный истец произвел расчет транспортного налога в отношении вышеперечисленного транспортного средства, исходя из налоговой ставки, определенной ст.2 Законом Республики Дагестан от 2 декабря 2002 года №39 «О транспортном налоге» – 277,40?105?(12/12) = 29 127 руб., где 277,40 -налоговая база, 105 - налоговая ставка, 12/12 - количество месяцев владения.
Суд признает верным расчет недоимки по транспортному налогу.
Доказательств погашения (полностью или в части) задолженности по транспортному налогу за 2018 год, неправильности расчета транспортного налога, суду, ответчиком не представлено.
В силу п.1 ст.72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ (п.3 ст.75 НК РФ).
Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Судом исследован представленный административным истцом расчет пени по транспортному налогу.
Расчет пени административным истцом произведен исходя из размера недоимки по транспортному налогу в размере 29 127 руб. за период с 03.12.2019 г. (со следующего дня после установленного налоговым уведомлением срока) по 11.02.2020 г., исходя из 1/300 действующей в этот время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации – 6,5 и 6,25 в сумме 433 руб. 51 коп.
Предусмотренный законом порядок взыскания пеней административным истцом соблюден, поскольку требование на уплате недоимки №6664 по состоянию на 12 февраля 2020 года содержало сведения о пенях, начисленных на момент его направления.
Суд признает верным расчет пени по транспортному налогу.
Согласно ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Статьей 62 КАС РФ установлено лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Частью 4 ст.289 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Административным ответчиком возражений относительно административных исковых требований не заявлено, сведений об обжаловании требования об уплате налога и пени в соответствии со ст.137 НК РФ не представлено.
Таким образом, учитывая, что Иналова Б.А. в 2018 году являлась плательщиком транспортного налога, принимая во внимание соблюдение налоговым органом сроков обращения в суд и порядка взыскания недоимки и пени, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №17 по РД к Иналовой Б.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 29 127 руб. и пени в размере 433 руб. 51 коп. в полном объеме.
С учетом изложенного, суд взыскивает с Иналовой Б.А. в пользу Межрайонной ИФНС России №17 по РД недоимку по транспортному налогу (Тойота Camry, государственный регистрационный номер – О778УВ72) за 2018 год в размере 29 127 руб. и пени в размере 433 руб. 51 коп., а всего на общую сумму 29 560 руб. 51 коп.
Решая вопрос о взыскании с ответчика госпошлины, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 КАС РФ. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ).
В соответствии с абз.1 п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах, при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 руб. до 100 000 руб. госпошлина составляет 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 000 руб.
Таким образом, при цене удовлетворенных требований 29 560 руб. 51 государственная пошлина составляет: 800 + 3% от (29 560,51 – 20 000) = 800 + 286,82 = 1 086 руб. 82 коп.
Принимая во внимание удовлетворение заявленных требований, а также то, что доказательств, подтверждающих наличие льгот по оплате государственной пошлины, предусмотренных нормами НК РФ, ходатайств об освобождении от уплаты государственной пошлины, Иналовой Б.А. суду не представлено, с нее в доход муниципального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 086 руб. 82 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан к Иналовой ФИО9 о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 29 127 руб. и пени в размере 433 руб. 51 коп. удовлетворить.
Взыскать с Иналовой ФИО10, проживающей в <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Республике Дагестан недоимку по транспортному налогу (<данные изъяты>) за 2018 год в размере 29 127 руб. и пени в размере 433 руб. 51 коп., а всего на общую сумму 29 560 (двадцать девять тысяч пятьсот шестьдесят) руб. 51 коп.
Взыскать с Иналовой ФИО11, проживающей в <адрес> в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 1 086 (одна тысяча восемьдесят шесть) руб. 82 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий С.Р. Ибрагимов