Дело № 2-285/23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Уркарах 19 апреля 2023 года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиханова Р.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
с участием заявителя ФИО2,
представителя заинтересованного лица - администрации МО «<адрес>» по доверенности - ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении факта отсутствия родительского попечения,
у с т а н о в и л:
ФИО2 М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Кайтагский районный суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения над ним в период своего несовершеннолетняя, мотивируя тем, что, в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с инвалидностью родителей, ему была назначена опекун - бабушка ФИО7, в последующем, в ДД.ММ.ГГГГ году отец скончался.
Утверждает, что в настоящее время обучается в высшем учебном заведении, и вправе претендовать на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке как ребенок, оставшийся без родительского попечения в период несовершеннолетия, однако, учитывая, что во внесудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним не представляется возможным, а установление данного факта порождает для него юридические последствия - возможность определения и подтверждения социально-правового статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения, просит установить факт отсутствия родительского попечения над ним в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения совершеннолетия.
В судебном заседании заявитель поддержал свое заявление, пояснив, что установление данного юридического факта необходимо для его социальной поддержки в университете, в том числе получения выплат, образования, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
Представитель администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО11. сообщила о целесообразности установления данного юридического факта, такой факт позволит ему также обратиться в администрацию района для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
Представитель заинтересованного лица - ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет, в судебное заседание не явился, ходатайств не поступило.
Привлеченная в дело мать заявителя ФИО4 в суд не явилась, в заявлении просит рассмотреть дело без ее участия.
Выслушав заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и иные факты, которые порождают правовые последствия (п.10).
Статьей 265 ГПК РФ определено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются:
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель, в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения, указывает на определение социально-правового статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Суд находит такое обоснование заявления соответствующим требованиям названного выше закона, поскольку установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, и имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Таким образом, целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
В силу п.1 ст.10 указанного закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на образование названной категории граждан предусмотрены статьей 6 данного закона.
Так, в частности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 рожден ДД.ММ.ГГГГ, что следует из копии его свидетельства о рождении. Эти же данные отражены в его паспорте.
Родителями ФИО2 являются ФИО3 и ФИО4.
Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО5, 1947 года рождения, назначена опекуном ФИО2, - заявителя по настоящему делу.
Из копии постановления следует, что основанием для назначения опекуна явилось ее заявление, а поводом - инвалидность родителей несовершеннолетнего ФИО2 - отца, первой группы, матери - второй.
ДД.ММ.ГГГГ отец заявителя - ФИО2 Г.Р.скончался, что следует из копии соответствующего свидетельства о смерти.
Мать же заявителя и в настоящее время является инвалидном второй группы - с 2009 года бессрочно.
Согласно частей 1 и 2 ст.145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав абзацем третьим статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 3 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации» положения п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность органов опеки и попечительства выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, а также на предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.
ДД.ММ.ГГГГ высшим учебным заведением, в котором обучается заявитель, выдана справка о необходимости представления судебного решения в целях включения заявителя в список детей сирот, оставшихся без родительского попечения.
Таким образом, в целях получения соответствующего статуса, заявителю необходимо представить в том числе решение суда о признании его оставшимся без родительского попечения.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание инвалидность первой группы отца ребенка в период несовершеннолетия заявителя, его нетрудоспособность, и последовавшая его смерть также в период до достижения 18 лет, инвалидность матери второй группы третьей степени, отсутствие надлежащего ухода за несовершеннолетним, а также необходимость представления в целях социальной поддержки ребенка судебного решения, суд приходит к выводу, что несовершеннолетний ФИО2 М.Г., 2002 года рождения, остался без попечения родителей в период своего несовершеннолетия.
В соответствии со ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 264-268 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление ФИО2 удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения совершеннолетия, в связи с болезнью матери, являющейся инвалидом второй группы, и смертью отца.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кайтагский районный суд.
Судья Алиханов Р.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Уркарах 19 апреля 2023 года
Кайтагский районный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиханова Р.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО8,
с участием заявителя ФИО2,
представителя заинтересованного лица - администрации МО «<адрес>» по доверенности - ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении факта отсутствия родительского попечения,
у с т а н о в и л:
ФИО2 М.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Кайтагский районный суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения над ним в период своего несовершеннолетняя, мотивируя тем, что, в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с инвалидностью родителей, ему была назначена опекун - бабушка ФИО7, в последующем, в ДД.ММ.ГГГГ году отец скончался.
Утверждает, что в настоящее время обучается в высшем учебном заведении, и вправе претендовать на получение дополнительных гарантий по социальной поддержке как ребенок, оставшийся без родительского попечения в период несовершеннолетия, однако, учитывая, что во внесудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним не представляется возможным, а установление данного факта порождает для него юридические последствия - возможность определения и подтверждения социально-правового статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения, просит установить факт отсутствия родительского попечения над ним в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения совершеннолетия.
В судебном заседании заявитель поддержал свое заявление, пояснив, что установление данного юридического факта необходимо для его социальной поддержки в университете, в том числе получения выплат, образования, постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
Представитель администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО11. сообщила о целесообразности установления данного юридического факта, такой факт позволит ему также обратиться в администрацию района для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
Представитель заинтересованного лица - ФГБОУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет, в судебное заседание не явился, ходатайств не поступило.
Привлеченная в дело мать заявителя ФИО4 в суд не явилась, в заявлении просит рассмотреть дело без ее участия.
Выслушав заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе и иные факты, которые порождают правовые последствия (п.10).
Статьей 265 ГПК РФ определено, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются:
- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно - зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель, в качестве правовых последствий установления факта отсутствия родительского попечения, указывает на определение социально-правового статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, с целью получения от органов государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Суд находит такое обоснование заявления соответствующим требованиям названного выше закона, поскольку установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, и имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Таким образом, целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
В силу п.1 ст.10 указанного закона за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на образование названной категории граждан предусмотрены статьей 6 данного закона.
Так, в частности, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 рожден ДД.ММ.ГГГГ, что следует из копии его свидетельства о рождении. Эти же данные отражены в его паспорте.
Родителями ФИО2 являются ФИО3 и ФИО4.
Постановлением главы МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ гражданка ФИО5, 1947 года рождения, назначена опекуном ФИО2, - заявителя по настоящему делу.
Из копии постановления следует, что основанием для назначения опекуна явилось ее заявление, а поводом - инвалидность родителей несовершеннолетнего ФИО2 - отца, первой группы, матери - второй.
ДД.ММ.ГГГГ отец заявителя - ФИО2 Г.Р.скончался, что следует из копии соответствующего свидетельства о смерти.
Мать же заявителя и в настоящее время является инвалидном второй группы - с 2009 года бессрочно.
Согласно частей 1 и 2 ст.145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.
Как указал Конституционный суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО6 на нарушение его конституционных прав абзацем третьим статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пунктом 3 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации» положения п.1 ст.121 Семейного кодекса РФ, устанавливающие открытый перечень оснований для отнесения несовершеннолетних к категории детей, оставшихся без попечения родителей, а также обязанность органов опеки и попечительства выявлять таких детей и обеспечивать защиту их прав и интересов, направлены на наиболее полный учет многообразия жизненных обстоятельств, следствием которых является фактическое отсутствие у несовершеннолетнего ребенка родительского попечения и необходимость осуществления государством защиты его прав и интересов, а также на предоставление таким детям дополнительных гарантий по социальной поддержке.
ДД.ММ.ГГГГ высшим учебным заведением, в котором обучается заявитель, выдана справка о необходимости представления судебного решения в целях включения заявителя в список детей сирот, оставшихся без родительского попечения.
Таким образом, в целях получения соответствующего статуса, заявителю необходимо представить в том числе решение суда о признании его оставшимся без родительского попечения.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание инвалидность первой группы отца ребенка в период несовершеннолетия заявителя, его нетрудоспособность, и последовавшая его смерть также в период до достижения 18 лет, инвалидность матери второй группы третьей степени, отсутствие надлежащего ухода за несовершеннолетним, а также необходимость представления в целях социальной поддержки ребенка судебного решения, суд приходит к выводу, что несовершеннолетний ФИО2 М.Г., 2002 года рождения, остался без попечения родителей в период своего несовершеннолетия.
В соответствии со ст.268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим данный факт.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 264-268 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление ФИО2 удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения совершеннолетия, в связи с болезнью матери, являющейся инвалидом второй группы, и смертью отца.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кайтагский районный суд.
Судья Алиханов Р.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.