3а-84/2017 090а |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск |
16 февраля 2017 года |
Красноярский краевой суд в составе: судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И., при секретаре Еркаловой Я.В., |
с участием представителя административного истца АО "Сибагропромстрой" по доверенности Артемовой Е.В.,
представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Самозванцевой П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "Сибагропромстрой" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (администрации города Красноярска) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
АО "Сибагропромстрой" (далее административный истец), являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400410:149, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, Советский район, пос. Индустриальный, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (администрации города Красноярска) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, взыскании судебных расходов.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 61 241 598руб. не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушены права административного истца, который оплачивает арендную плату в завышенном размере.
Просило об установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости 5 388 400руб., определенной по состоянию на 02.06.2011, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000руб.
В судебное заседание представители - Правительства Красноярского края и департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (администрации города Красноярска) не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца АО "Сибагропромстрой" - Артемовой Е.В., действующую по доверенности, поддержавшую заявленные требования, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" - Самозванцевой П.В., действующую по доверенности не возражавшую против удовлетворения заявленных требований, изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как видно из материалов дела земельный участок площадью 24 090 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0400410:149, расположенный по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, Советский район, пос. Индустриальный, передан в аренду АО "Сибагропромстрой" сроком до 13.11.2022. По условиям заключённого сторонами договора аренды, административный истец обязан вносить арендную плату, при определении размера которой применяется кадастровая стоимость арендуемого участка (л.д. 19-29).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 18.10.2012 N 24/12-323589 вышеуказанный земельный участок входит в категорию земель населенных пунктов; разрешенное использование - " размещение промышленных, коммунальных и складских объектов III класса вредности непищевого профиля", его кадастровая стоимость составляет 61 241 598руб. (л.д. 26-27).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края.
Земельный участок с кадастровым номером 24:50:0400410:149 в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением не вошел, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки этот участок не был сформирован и учтён в государственном кадастре недвижимости.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.04.2016 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400410:149 составляет 61 241 598руб. (л.д. 30).
Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 10.01.2012 Управлением Росреестра по Красноярскому краю в размере 61 241 598руб.
13.09.2016 АО "Сибагропромстрой" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, созданную Приказом Росреестра от 21.11.2011 N П/453 с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400410:149 с приложением необходимых для этого документов.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.09.2016 N 230 отклонено заявление АО "Сибагропромстрой" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, поскольку оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, положительное экспертное заключение не соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации (л.д. 34-35).
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 12.06.2016 N 90-ЗУ/16, выполненный оценщиком Рябцевым Е.Ю., в котором рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400410:149 по состоянию на 02.06.2011 составляет 5 388 400руб. (л.д. 37-198).
Соответствие отчета требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, полнота и достоверность проведенных расчетов, расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком подтверждается положительным экспертным заключением от 27.06.2016 N 806/06/016 некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация оценщиков "СИБИРЬ", членом которого является оценщик Рябцев Е.Ю. (л.д. 199-214).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследован отчет от 12.06.2016 N 90-ЗУ/16 (л.д. 37-198) и установлено, что оформление и содержание отчета об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Положительное экспертное заключение от 27.06.2016 N 806/06/016 (л.д. 199-214) так же отвечает требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, из его выводов следует, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и подтверждает величину рыночной стоимости данного земельного участка, определенную в отчете.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400410:149 по состоянию на 02.06.2011 составляет 5 388 400руб. не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельного участка подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Административный истец является плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта нарушают права заявителя, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400410:149 должна быть определена равной рыночной в размере 5 388 400руб., определенной по состоянию на 02.06.2011.
Рыночная стоимость указанного земельного участка подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное АО "Сибагропромстрой" требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400410:149 следует считать дату поступления соответствующего заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 13.09.2016.
Что же касается заявленных АО "Сибагропромстрой" требований о взыскании понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000руб., то указанные расходы взысканию с ФГБУ "ФКП Росреестра" не подлежат, так как они не относятся к судебным расходам определенным ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по административному делу судебные расходы.
В п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Исходя из изложенного и с учетом того, что административным истцом реализуется право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной указанного выше объекта недвижимости, которое не оспаривается административным ответчиком, то понесенные судебные расходы по настоящему административному делу подлежат отнесению на его счет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление АО "Сибагропромстрой" – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 24 090 кв.м. с кадастровым номером 24:50:0400410:149, расположенного по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, Советский район, пос. Индустриальный, в размере его рыночной стоимости – 5 388 400 рублей, определенной по состоянию на 02.06.2011.
Датой обращения АО "Сибагропромстрой" с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0400410:149 считать 13.09.2016.
В удовлетворении требования о взыскании с ФГБУ "ФКП Росреестра" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда |
Д.И. Пашковский |