Решение по делу № 33-4765/2024 от 18.07.2024

Председательствующий: Токарева Е.М.     Дело № 33-4765/2024№ 2-1255/202455RS0004-01-2024-000854-55

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Омск 07 августа 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Сафаралеева М.Р.

судей Леневой Ю.А., Ретуевой О.Н.

при секретаре Жапаровой А.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Октябрьского административного округа г. Омска на решение Октябрьского районного суда г. Омска от 21.05.2024, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа Омска в интересах неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Омской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская больница № 17» об обязании обеспечить недостающим оснащением учреждение в соответствии с установленными стандартами, укомплектовать штат учреждения медицинским персоналом – удовлетворить частично.

Возложить на Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская больница № 17» (ИНН5506029148) обязанность обеспечить оснащение на постоянной основе аппаратом рентгеновским для флюорографии легких в соответствии с требованиями Правил проведения рентгенологических исследований, утвержденных Приказом Минздрава России от 09.06.2020 № 560н, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В остальной части исковые требования прокурора Октябрьского административного округа Омска, в том числе к Министерству здравоохранения Омской области, оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Сафаралеева М.Р., судебная коллегия Омского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Октябрьского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о возложении обязанности к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская больница № 17» (далее – БУЗОО «Городская больница № 17») и Министерству здравоохранения Омской области, указав, что в ходе проведенной прокуратурой округа проверки БУЗОО «Городская больница № 17» установлено, что в флюорографическом кабинете поликлинического отделения учреждения, расположенном по адресу: <...>, с октября 2023 года по настоящее время находится в неисправном состоянии флюорограф ФМЦ «НП-О» № 218 2005 года изготовления, дальнейший ремонт которого невозможен ввиду отсутствия поддержки производителем запасных частей аппарата, в связи с чем флюорографические исследования населения, прикрепленного к БУЗОО «Городская больница № 17» (42 440 человек), проводятся в передвижных флюорографических установках, принадлежащих БУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер», а с <...> также в БУЗОО «Городская поликлиника № 10», БУЗОО «Городская поликлиника № 15» на основании заключенных договоров. Однако данные действия не обеспечивают потребность населения в проведении флюорографического обследования и свидетельствуют о невозможности учреждения реализовать мероприятия, предусмотренные Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области. Также в ходе проверки установлено, что утвержденная штатным расписанием штатная численность врачей-терапевтов в БУЗОО «Городская больница № 17» установлена в 16 единиц, однако по состоянию на <...> в учреждении отсутствуют 3 врача-терапевта, что свидетельствует о невозможности своевременного получения медицинской помощи у прикрепленного населения. Указанные нарушения отражены в выданном прокуратурой округа представлении от <...>, однако до настоящего времени нарушения не устранены. На основании изложенного с учетом уточнений прокурор Октябрьского административного округа г. Омска просил возложить на Министерство здравоохранения Омской области обязанность обеспечить БУЗОО «Городская больница № 17» на постоянной основе аппаратом рентгеновским для флюорографии легких в соответствии с требованиями Правил проведения рентгенологических исследований, утвержденных Приказом Минздрава России от 09.06.2020 № 560н, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу; возложить на БУЗОО «Городская больница № 17» обязанность обеспечить оснащение на постоянной основе аппаратом рентгеновским для флюорографии легких в соответствии с требованиями Правил проведения рентгенологических исследований, утвержденных Приказом Минздрава России от 09.06.2020 № 560н, в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу; обязать БУЗОО «Городская больница № 17» в течение двух месяцев укомплектовать штат медицинскими работниками: врач-терапевт 3 ставки.

Помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Рязанова А.А. в судебном заседании суда первой инстанции поддержала уточненные исковые требования в полном объеме.

Представитель БУЗОО «Городская больница № 17» Лебединская О.Н. заявленные требования не признала.

Представитель Министерства здравоохранения Омской области Сысоева О.С. в судебном заседании иск не признала.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Октябрьского административного округа г. Омска просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права и ненадлежащую оценку доказательств. Указывает, что на неукомплектованность штата медицинских работников, а именно участковых врачей-терапевтов в количестве трех единиц, прокуратурой округа указывалось в представлении от <...>. При этом заключенные БУЗОО «Городская больница № 17» договоры о целевом обучении будут реализованы лишь через 2-5 лет. Таким образом, указанные нарушения прав прикрепленного к БУЗОО «Городская больница № 17» населения на своевременное и качественное получение медицинской помощи не устранены.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель БУЗОО «Городская больница № 17» Лебединская О.Н. полагает решение законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, выслушав старшего прокурора отдела прокуратуры Омской области Сосковец И.В., просившую об отмене решения в части отказа в удовлетворении иска, представителя БУЗОО «Городская больница № 17» Лебединскую О.Н., согласившуюся с решением, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Обязанности медицинских организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья закреплены в ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании п. 2 ст. 79 данного Федерального закона медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    При этом в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

    В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского округа г. Омска проведена проверка соблюдения БУЗОО «Городская больница № 17» требований законодательства в сфере здравоохранения, в результате которой установлено, что учреждение осуществляет деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, паллиативной медицинской помощи и имеет обособленное структурное подразделение - поликлинику, расположенную по адресу: <...>

Согласно приложению № 6 к Правилам проведения рентгенологических исследований, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2020 № 560н, рентгеновский кабинет для рентгенографии легких (флюорографии) должен быть оснащен аппаратом рентгеновским для флюорографии легких аналоговым или цифровым, либо аппаратом рентгеновским стационарным для рентгенографии цифровой.

Однако проверкой установлено, что в флюорографическом кабинете поликлинического отделения БУЗОО «Городская больница № 17» с октября 2023 года находится в неисправном и неремонтопригодном состоянии флюорограф ФМЦ «НП-О» №218, 2005 года выпуска, в результате чего флюорографические исследования населения, прикрепленного к БУЗОО Городская больница № 17», проводятся в передвижных флюорографических установках, принадлежащих БУЗОО «Клинический противотуберкулезный диспансер», а также в БУЗОО «Городская поликлиника № 10» на основании договора на оказание услуг от <...> № <...> и в БУЗОО «Городская поликлиника №15» на основании договора на оказание услуг от <...> № <...>, срок действия которых истекает <...>.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что БУЗОО Городская больница № 17» не обеспечивает потребность населения в проведении флюорографического обследования и не в полной мере реализует мероприятия, предусмотренные Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области.

Вопрос о необходимости приобретения нового флюорографа ставился главным врачом БУЗОО Городская больница № 17» в письме от <...>, адресованном министру здравоохранения Омской области.

Поскольку данные требования не были удовлетворены в добровольном порядке, прокурор округа обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Установив, что до настоящего времени новый флюорограф БУЗОО Городская больница № 17» не приобретен, а электронный контракт, заключенный с ООО «Медлайн» на приобретение системы рентгеновской (флюорографической) для скрининга органов грудной клетки, предусматривает срок исполнения до <...>, суд первой инстанции возложил на учреждение обязанность обеспечить оснащение на постоянной основе аппаратом рентгеновским для флюорографии легких в течение 3-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Также прокурор Октябрьского административного округа г. Омска указывал на то, что Министерство здравоохранения Омской области является органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения, осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета в соответствии с законодательством, от имени Омской области осуществляет функции учредителя БУЗОО Городская больница № 17» и несет обязательство по финансированию данного учреждения.

Ссылаясь на приведенных доводы, прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Омской области обязанность обеспечить БУЗОО «Городская больница № 17» на постоянной основе аппаратом рентгеновским для флюорографии легких в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Разрешая требования истца в данной части суд первой инстанции, руководствуясь положениями абз. 36, 38 ст. 6, ст. 38.1, абз. 3 п. 1 ст. 74, п. 4 ст. 154, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что только главный распорядитель бюджетных средств (в рассматриваемой ситуации Министерство здравоохранения Омской области) имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, при этом понуждение министерства к выделению финансирования ограничивает права главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренные на содержание отраслевого органа исполнительной власти Омской области и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за министерством на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству здравоохранения Омской области о возложении обязанности обеспечить БУЗОО «Городская больница № 17» аппаратом рентгеновским для флюорографии легких, отказано.

Доводы апелляционного возражения прокурора не содержат возражений относительно изложенных выше выводов.

Также прокурор Октябрьского административного округа г. Омска ссылался на неукомплектованность штата медицинских работников БУЗОО «Городская больница № 17», а именно на наличие трех вакантных ставок врачей-терапевтов.

По данному факту главному врачу БУЗОО «Городская больница № 17» вынесено представление об устранении нарушений законодательства от <...> № <...>.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, в свою очередь неукомплектованность медицинского учреждения врачами-специалистами существенным образом препятствует реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение необходимой медицинской помощи, противоречит принципам доступности, своевременности и качества медицинской помощи. В связи с этим прокурор просил суд обязать БУЗОО «Городская больница № 17» в течение двух месяцев укомплектовать штат медицинскими работниками: врач-терапевт 3 ставки.

Разрешая исковые требования прокурора в данной части и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции установил, что штатным расписанием БУЗОО «Городская больница № 17», утвержденным <...>, установлена штатная численность участковых врачей-терапевтов в 16 человек, однако в настоящее время в учреждении отсутствуют 3 врача-терапевта.

В то же время оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, районный суд пришел к выводу о том, что учреждением осуществляются необходимые мероприятия по укомплектованию штата медицинским персоналом, привлечению и трудоустройству медицинских работников, следовательно, незаконное бездействие со стороны ответчика не допускается. Неполная укомплектованность штата учреждения не является следствием бездействия учреждения, а вызвана объективными, не зависящими от ответчика причинами.

    Проверив выводы районного суда в пределах доводов апелляционного представления прокурора Октябрьского административного округа г. Омска, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения.

В апелляционном представлении прокурор ссылается на то, что заключенные БУЗОО «Городская больница № 17» договоры о целевом обучении не позволят устранить выявленные нарушения и укомплектовать штат медицинским персоналом.

Данные доводы не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что БУЗОО «Городская больница № 17» в качестве работодателя заключило с Министерством здравоохранения Омской области (заказчик) и гражданами шесть договоров о целевом обучении по образовательной программе высшего образования от <...>, от <...>, от <...> № <...>, от <...> № <...>, от <...> № <...>, от <...> № <...>, согласно которым гражданин обязуется освоить образовательную программу высшего образования и осуществить трудовую деятельность в учреждении в должности врача-терапевта участкового в соответствии с полученной квалификацией на условиях договора.

Действительно, с учетом срока обучения по специальности <...> Лечебное дело указанные договоры о целевом обучении будут реализованы лишь через 2-5 лет. Представитель Министерством здравоохранения Омской области в судебном заседании подтвердила, что первый выпуск студентов по ним произойдет лишь в 2025 году (т. 1 л.д. 177 оборот).

Однако районным судом также установлено, что БУЗОО «Городская больница № 17» принимаются и иные меры, направленные на укомплектование штата, а именно сведения о вакантных должностях размещены на сайте hh.ru, на официальных порталах БУЗОО «Городская больница № 17» и Государственной службы занятости населения Омской области в сети «Интернет» (т. 1 л.д. 160-162).

В судебных заседаниях суда первой инстанции представителями БУЗОО «Городская больница № 17» и Министерства здравоохранения Омской области даны пояснения о том, что специалисты кадровой службы учреждения участвуют в ярмарках вакансий, организуемых службой занятости, посещают встречи с выпускниками медицинского университета, также учреждением привлекаются специалисты по совместительству (т. 1 л.д. 176 оборот, т. 2 л.д. 14).

Данные пояснения истцом не опровергнуты.

На наличие конкретных действий (бездействий), совершенных или не выполненных ответчиком и нарушающих нормы федерального или областного законодательства, прокурор не указывает, на необоснованный отказ в принятии на работу медицинских работников не ссылается.

При этом само по себе наличие вакантных должностей в учреждении, при установлении факта совершения им активных действия по поиску специалистов, не свидетельствует о неправомерности действий (бездействия) ответчика.

Доказательств того, что БУЗОО «Городская больница № 17» не функционирует и не оказывает медицинскую помощь населению ввиду отсутствия должного числа медицинских работников, в материалы дела не представлено.

Жалобы граждан, связанные с отсутствием в учреждении трех участковых врачей-терапевтов, в БУЗОО «Городская больница № 17» не проступали, что следует из пояснений представителя учреждения, данных в районном суде (т. 2 л.д. 14).

С учетом изложенного районный суд пришел к правильному выводу о том, что БУЗОО «Городская больница № 17» осуществляются необходимые мероприятия по привлечению медицинских работников с целью трудоустройства в больницу, укомплектования штата медицинским персоналом, а неполная укомплектованность штата учреждения медицинскими работниками не является следствием бездействия либо не соответствующих закону действий учреждения, а вызвана объективными, не зависящими от ответчика причинами.

Также судебная коллегия обращает внимание на следующее.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

    В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст.ст. 204 - 207 ГПК РФ).

    В силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст. 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

Судебное постановление, которое не может быть исполнено, не отвечает требованиям, предъявляемым к судебному акту.

Резолютивная часть решения суда должна содержать конкретные предписания ответчику по совершению действий, которые приведут к восстановлению нарушенных прав истца.

    Как верно отметил районный суд, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 37 ч. 1).

    На основании абз. 7 ч. 2 ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

    Таким образом укомплектование штата учреждения зависит не только от принимаемых им мер по привлечению медицинских работников с целью их трудоустройства, но и от фактического наличия кандидатов на занятие вакантных мест и их волеизъявления на трудоустройство в БУЗОО «Городская больница № 17».

    Однако данные обстоятельства в прямой зависимости от действий БУЗОО «Городская больница № 17» не находятся, в связи с чем формулировка исковых требований в виде возложения на учреждение абстрактной обязанности укомплектовать штат без указания на конкретные действия, которые ответчик должен для этого совершить, носит неопределенный характер, тогда как согласно требованиям норм процессуального права решение суда должно быть исполнимо.

    В такой ситуации выводы районного суда в обжалуемой части следует признать правильными, постановленными при надлежащей оценке доказательств, при верном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционного представления.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Октябрьского районного суда г. Омска от 21.05.2024 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского административного округа г. Омска – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г. Омска в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи областного суда

Апелляционное определение в окончательной форме принято 14.08.2024

33-4765/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор ОАО г. Омска
Ответчики
Министерство здравоохранения Омской области
БУЗОО Городская больница №17
Другие
Министерство имущественных отношений Омской области
Территориальный Фонд ОМС Омской области
Суд
Омский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.oms.sudrf.ru
18.07.2024Передача дела судье
07.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024Передано в экспедицию
07.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее