РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Шуплецова И.М., при секретаре Кользиной А.Г., с участием помощника старшего прокурора Большеуковского района Омской области Румянцева Р.А., представителя ответчика Комарова М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2015 года гражданское дело № 2-231/2015 по иску прокурора Большеуковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белогривского сельского поселения о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о лицензировании,
Установил:
Прокурор района обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указывает, что проведенной прокуратурой Большеуковского района проверкой установлено, что в нарушении ст.ст. 2, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утв. Приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. № 168, п.п. 1.3, 1.5, 1.15, 3.1.1, 3.2.1.1., 2.2.1.1, 1.17 СанПиН 2.1.4.027-95, утв. Постановлением Госкомсанэпидемнадзора России от 10.04.1995 г. № 7, проект зоны санитарной охраны в отношении эксплуатируемой ответчиком водозаборной скважины, расположенной на расстоянии 500 м. юго-западнее от жилого дома № 49 по ул. Центральная в с. Белогривка, не разработан, зона санитарной охраны не организована: территория первого пояса зоны не ограждена, отсутствует дорожка из твердого покрытия к водозаборной скважине. В нарушение ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 1.2., п. 3 ст. 6, ст.ст. 11, 35 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», п.п. 3.1. и 8.1. Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 г. по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами» лицензия на добычу подземных вод ответчиком не получена. Просил обязать ответчика разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины, расположенной на расстоянии 500 м. юго-западнее от жилого дома № 49 по ул. Центральная в с. Белогривка Большеуковского района, оградить первый пояс зоны ее санитарной охраны, проложить дорожку из твердого покрытия до водозаборной скважины, получить лицензию на добычу подземных вод.
В судебном заседании помощник прокурора района Румянцев Р.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – глава Администрации Белогривского сельского поселения Комаров М.А. иск признал, пояснил, что допущенные нарушения будут устранены при наличии в бюджете поселения денежных средств.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается также посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности
В соответствии со ст. 18 указанного выше Федерального закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1).
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 4).
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 5).
В силу п. 2.6.1. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, для всех источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения обязательно устройство зон санитарной охраны (ЗСО).
СанПиН 2.1.4.027-95, утвержденных Постановлением Госкомсанэпидемнадзора России от 10.04.1995 г. № 7 (далее - СанПиН) предусмотрены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения.
Указанный СанПиН предназначен для органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и учреждений, должностных лиц, граждан, а также органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль (п. 1.2.).
Согласно п. 1.3 СанПиН зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Пунктом 1.15 СанПиН установлено, что организация разработки проекта ЗСО и выполнение санитарных мероприятий в пределах ее поясов осуществляется органами местного самоуправления.
В силу п. 3.1.1 СанПиН мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера.
Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Пунктом 2.2.1.1 СанПиН граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
В соответствии с п. 1.17 СанПиН отсутствие утвержденного проекта ЗСО не освобождает владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, а также граждан и должностных лиц от выполнения требований, предъявляемых СанПиНом.
Пояснениями сторон и материалами дела установлено, что Администрацией Белогривского сельского поселения эксплуатируется водозаборная скважина хозяйственно-питьевого назначения глубиной 119 м. от поверхности земли, расположенная на расстоянии 500 м. юго-западнее от жилого дома № 49 по ул. Центральная в с. Белогривка Большеуковского района.
В нарушение указанных выше требований федерального законодательства в отношении скважины проект зоны санитарной охраны не разработан, зона санитарной охраны не организована: территория первого пояса зоны не ограждена, отсутствует дорожка из твердого покрытия к водозаборной скважине.
Прим этом, муниципальным контрактом по строительству скважины устройство зоны санитарной охраны возложено на Администрацию поселения за свой счет.
Статьей 35 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон) закреплено, что государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.
Частью 1 статьи 1.2 Закона установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Статьей 2.3 Закона предусмотрено, что к участкам недр местного значения относятся в том числе участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Статьей 11 Закона предусмотрено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона к видам пользования недрами в частности относится разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В п. 3.1 Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных закреплено, что лицензия на право пользования недрами в соответствии с целями, перечисленными в п. 1.2, должна быть получена как на используемые для этих целей действующими предприятиями участки недр (эксплуатируемые участки), так и на участки недр, на которых только предполагается в дальнейшем отбор подземных вод и добыча полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (неэксплуатируемые участки).
В силу п. 8.1 вышеуказанной Инструкции лицензии на право пользования недрами должны быть получены на все участки недр, на которых добыча подземных вод осуществляется одиночными водозаборными скважинами.
Материалами дела установлено, что лицензия на право недропользования – добычу подземных вод Администрацией Белогривского сельского поселения, эксплуатирующей указанную выше водозаборную скважину, не получена.
Указанные основания иска ответчиком не оспариваются и подтверждаются справкой старшего помощника прокурора Большеуковского района Румянцева Р.А. по результатам проверки от 21.04.2015 г., муниципальным контрактом № 1 от 14.10.2013 г., актом приемки выполненных работ, паспортом разведочно-эксплуатационной скважины на воду (л.д. 7-15, 18-19).
Обращение прокурора справедливо обусловлено интересами неопределенного круга лиц, поскольку ненадлежащая эксплуатация водозаборной скважины угрожает жизни и здоровья граждан, может повлечь эпидемию.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Большеуковского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Администрацию Белогривского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области обязанность разработать проект зоны санитарной охраны водозаборной скважины, расположенной на расстоянии 500 м. юго-западнее жилого дома № 49 по ул. Центральная в с. Белогривка Большеуковского района Омской области, оградить первый пояс ее зоны санитарной охраны, проложить дорожку из твердого покрытия до указанной водозаборной скважины, получить лицензию на добычу подземных вод.
Решение может быть обжаловано в апелляционном в Омский областной суд через Большеуковский районный суд в течение одного месяца дней со дня его вынесения.
Судья И.М. Шуплецов