РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
04 июня 2020 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцеве С.В.,
с участием представителя административного истца и заинтересованных лиц Никитиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-499/2020 по административному исковому заявлению Каплана В.М. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Каплан В.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, в котором просил
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1 310 кв.м., этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.11.2014 года в размере 17 833 000 рублей;
установить кадастровую стоимость нежилого здания – магазин с кадастровым номером №, площадью 134,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 027 000 рублей;
установить кадастровую стоимость нежилого здания - административный корпус с кадастровым номером №, площадью 467 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей 3, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 9 343 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилого помещения и нежилых зданий.
На основании изложенного административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просит требования удовлетворить, восстановив срок для обращения с административным иском в суд.
Представитель административного истца по доверенности от 05.02.2019 года № №, заинтересованных лиц Абдулманова Д.А., Горюнова А.В., Флигиль М.Г. по доверенностям от 08.07.2018 года № №, от 11.02.2019 года № №, от 04.02.2019 года № № Никитина С.А. заявленные требования поддержала на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФФГУП «ФКП Росреестра» по Самарской области, администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель Правительства Самарской области представил письменные возражения, в которых в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Участвующие в деле иные лица письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Установлено, что Каплану В.М. на праве собственности принадлежат:
нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 1 310 кв.м., этаж № 1, расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание – магазин с кадастровым номером №, площадью 134,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей 1, расположенное по адресу: <адрес>;
нежилое здание - административный корпус с кадастровым номером №, площадью 467 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей 3, расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.09.2019 года, от 18.11.2019 года.
Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области. Кадастровая стоимость спорных объектов составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 06.11.2014 года – 34 401 530 рублей 10 копеек;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года – 5 577 452 рубля 93 копейки;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года – 18 726 216 рублей 42 копейки.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов, являются плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, как плательщика налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Полагая, что завышение кадастровой стоимости нарушает его права, 26.12.2019 года Каплан В.М. обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах и на основании статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Каплан В.М. в обоснование своих требований представил отчеты об оценке ООО «Центр независимой оценки» от 13.12.2019 года №№ №, №, согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости на дату оценки составляет:
- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 06.11.2014 года – 17 833 000 рублей;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года – 3 027 000 рублей;- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 06.06.2011 года – 9 343 000 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Самара, о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № и нежилого здания с кадастровым номером №.
Согласно заключению эксперта РћРћРћ «Агентство оценки «Гранд Рстейт» РѕС‚ 27.02.2020 РіРѕРґР° в„– в„–, итоговая величина рыночной стоимости нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 06.11.2014 РіРѕРґР° составляет 19 764 655 рублей; итоговая величина рыночной стоимости нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– РїРѕ состоянию РЅР° 06.06.2011 РіРѕРґР° составляет 10 738 029 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценивая экспертное заключение РћРћРћ «Агентство оценки «Гранд Рстейт» РѕС‚ 27.02.2020 РіРѕРґР° в„– в„– РїРѕ правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ учитывает, что определенная РІ экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов экспертизы РЅРµ является произвольной, РїСЂРё оценке объектов недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется РЅР° достоверных правоустанавливающих документах РѕР± объектах оценки; РІ заключении приведены источники информации, нормативные документы Рё материалы, используемые РїСЂРё проведении экспертизы.
Ркспертное заключение содержит анализ существующей методологии РїРѕ определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных Рё количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, Р° также внешних факторов, влияющих РЅР° РёС… стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых РїРѕРґС…РѕРґРѕРІ Рє оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы РЅР° поставленные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ СЃ возможностью проверки РёС… обоснованности.
Оценивая представленное доказательство, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ наличии оснований для удовлетворения требований административного истца РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилого помещения СЃ кадастровыми номерами в„– Рё нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– равной РёС… рыночной стоимости, установленной РІ заключении судебной экспертизы РћРћРћ «Агентство оценки «Гранд Рстейт» РѕС‚ 27.02.2020 РіРѕРґР° в„– в„–.
Названное выше заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статей 79, 82, 84, 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.
Каких-либо доказательств РІ опровержение выводов заключения судебной экспертизы РћРћРћ «Агентство оценки «Гранд Рстейт» РѕС‚ 27.02.2020 РіРѕРґР° в„– в„– РЅРµ представлено. Ходатайств Рѕ назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами Рё заинтересованными лицами РЅРµ заявлено.
Вместе с тем, исследовав отчёт об оценке от 13.12.2019 года № №, подготовленный оценщиком ООО «Центр независимой оценки», в части определения рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером №, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Давая оценку исследованным доказательствам, СЃСѓРґ полагает, что приведенные РІ отчете РѕР± оценке выводы оценщика РІ отношении нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– РЅРµ допускают РёС… неоднозначного толкования, исходные данные Рё расчеты РЅРµ РІРІРѕРґСЏС‚ РІ заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости нежилого здания СЃ кадастровым номером в„– полностью подтверждается собранной информацией Рё приведенными расчетами. Ртоговое суждение Рѕ величине рыночной стоимости объекта недвижимости СЃ кадастровым номером в„– основано РЅР° полном Рё объективном анализе ценностных характеристик Рё расчетных показателей стоимости, что РІ полной мере согласуется СЃ требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке от 13.12.2019 года № №, подготовленный оценщиком ООО «Центр независимой оценки», в отношении нежилого здания с кадастровым номером № не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Согласно статье 12 Федерального Закона Российской Федерации N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
С учетом изложенного выше, суд полагает возможным принять отчёт об оценке от 13.12.2019 года № №, подготовленный оценщиком ООО «Центр независимой оценки», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчёта.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению частично.
Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
РР· материалов дела следует, что административный истец РЅРµ обращался РІ РљРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ рассмотрению СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости РїСЂРё Управлении Росреестра РїРѕ Самарской области, дата обращения РІ СЃСѓРґ - 26.12.2019 РіРѕРґР°, что подлежит указанию РІ резолютивной части решения СЃСѓРґР°.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административный иск Каплана В.М. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 1 310 кв.м., этаж № 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.11.2014 года в размере 19 764 655 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – магазин с кадастровым номером №, площадью 134,7 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей 1, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 3 027 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания - административный корпус с кадастровым номером №, площадью 467 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей 3, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 10 738 029 рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Датой подачи административного иска в суд считать 26.12.2019 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.06.2020 года.
Председательствующий Панкова М.А.