РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 ноября 2024 года по делу № 2-1448/2024
УИД 43RS0034-01-2024-001948-42
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Дурсеневой Т.Е.,
при секретаре Бурмистровой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Слободском Кировской области гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Кировской области к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № 16 города Слободского Кировской области, администрации города Слободского об обязании устранить нарушения требований санитарного законодательства, осуществить финансирование мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Муниципальному казённому дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № 16 города Слободского Кировской области (далее — МКДОУ д/с № 16), администрации города Слободского, указав в обоснование, что в период с 18.10.2021 по 29.10.2021 в отношении МКДОУ д/с №16 была проведена плановая выездная проверка по адресу: Кировская область, Слободской район, г. Слободской, ул. Кедровая, д.7. В ходе проверки были выявлены нарушения санитарного законодательства, в частности, отсутствие на пищеблоке над электроплитами локальной вытяжной вентиляции, наличие которой предусмотрено п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. За выявленные нарушения МКДОУ д/с №16 постановлением от 08.11.2021 было привлечено к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ, в адрес юридического лица выдано предписание от 29.10.2021 №130 об устранении нарушений санитарных правил со сроком исполнения до 01.09.2023. По ходатайству заведующей детским садом срок исполнения предписания был продлен до 01.09.2024. Предписание в установленный срок исполнено частично ввиду недостаточного финансирования детского сада учредителем. Согласно статье 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии со статьей 28 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Обеспечение выполнения требований санитарного законодательства является обязанностью образовательного учреждения и его учредителя. Невыполнением данных требований нарушаются конституционные права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. На основании изложенного просит суд в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- обязать МКДОУ д/с № 16 оборудовать на пищеблоке в здании по адресу: Кировская область, Слободской район, г. Слободской, ул. Кедровая, д. 7, над электроплитами локальную вытяжную вентиляцию в соответствии с п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», п. 1 ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ;
- обязать администрацию города Слободского осуществить финансирование вышеуказанных мероприятий.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика МКДОУ д/с №16 - заведующая Рылова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве иск признала.
Представитель ответчика администрации города Слободского по доверенности Михайлова К.Б. в судебное заседание не явилась. В письменном отзыве просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в иске к администрации города Слободского отказать. В обоснование возражений указала, что МКУ «Администрация города Слободского Кировской области» не является главным распорядителем бюджетных средств в отношении МКДОУ д/с №16. МКУ «Отдел образования и молодежной политики администрации города Слободского Кировской области» является главным распорядителем бюджетных средств для дошкольных образовательных учреждений в городе Слободском. Средства на устранение нарушений требований санитарного законодательства не предусмотрены в бюджете города на 2024 год. Проведение ремонтных работ в детском саду будет возможно в отсутствие детей, в июне-июле 2025 года.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, которое согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивается созданием безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.
Как предусматривает пункт 4 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Положениями части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой или деятельности.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Согласно пункту 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 зоны (участки) и (или) размещенное в них оборудование, являющееся источниками выделения газов, пыли (мучной), влаги, тепла должны быть оборудованы локальными вытяжными системами, которые могут присоединяться к системе вытяжной вентиляции производственных помещений. Воздух рабочей зоны и параметры микроклимата должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Таким образом, соблюдение дошкольными образовательными организациями требований санитарно-эпидемиологического законодательства является обязательным в силу закона.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Уставу учреждения, МКДОУ д/с №16 является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, осуществляющим деятельность по адресу: Кировская область, Слободской район, г. Слободской, ул. Кедровая, д. 7. Учредителем детского сада выступает муниципальное образование «город Слободской», функции и полномочия которого осуществляет администрация города Слободского (пункт 1.6 Устава).
В соответствии с пунктом 2.2 Устава основной целью деятельности детского сада является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
Финансовое обеспечение деятельности детского сада осуществляется за счет средств бюджета города на основании бюджетной сметы (п. 6.1 Устава).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в частности, акта выездной проверки от 29.10.2021 № 021, в период с 18.10.2021 по 29.10.2021 Управлением Роспотребнадзора по Кировской области была проведена плановая выездная проверка в отношении МКДОУ д/с №16, в ходе которой выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В частности, проверкой установлено, что в нарушение пункта 2.13 СП 2.4.3648-20 на пищеблоке над электроплитами не оборудована локальная вытяжная вентиляция (л.д.27-30). В этот же день МКДОУ д/с №16 выдано предписание № 130 об устранении выявленных нарушений санитарных правил в срок до 01.09.2023 (л.д. 34).
По результатам проверки юридическое лицо - МКДОУ д/с № 16 08.11.2021 привлечено к административной ответственности по статье 6.4 КоАП РФ (л.д. 31-33).
Решением Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 23.08.2023 № 89 срок исполнения указанного предписания продлен до 01.09.2024 (л.д. 36).
Как следует из материалов дела, нарушение требований пункта 2.13 СП 2.4.3648-20 в деятельности МКДОУ д/с № 16 до настоящего времени не устранено, что ответчиками не оспаривается.
Между тем, в силу приведенных нормативных положений обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия сотрудников детского сада, воспитанников и иных посетителей учреждения путем обязательного выполнения требований санитарного законодательства является обязанностью МКДОУ д/с № 16. Невыполнение данных требований нарушает права неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств, как и отсутствие у детского сада самостоятельной финансовой возможности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, не освобождает МКДОУ д/с №16 от обязанности их устранения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика МКДОУ д/с № 16 обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства путем оборудования на пищеблоке в здании детского сада по адресу: Кировская область, Слободской район, г. Слободской, ул. Кедровая, д. 7 над электроплитами локальной вытяжной вентиляции, в связи с чем находит иск Управления Роспотребнадзора по Кировской области к МКДОУ д/с № 16 подлежащим удовлетворению.
Разрешая требование истца о возложении на администрацию города Слободского обязанности по финансированию мероприятий, связанных с устранением нарушений санитарного законодательства, суд исходит из следующего.
Согласно статьям 12 и 132 Конституции Российской Федерации решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В силу статьи 52 названного Федерального закона формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).
В соответствии с пп. 1, 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений статей 10, 12 Конституции Российской Федерации и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа местного самоуправления и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий.
Постановлением администрации города Слободского от 29.12.2017 №2705 утвержден перечень главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных получателей в муниципальном образовании «город Слободской». В соответствии с этим перечнем главным распорядителем бюджетных средств для МКДОУ д/с №16 является МКУ «Отдел образования и молодежной политики администрации города Слободского».
Судом установлено, что средства на устранение выявленных в детском саду нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства образовательному учреждению не выделяются, заявки заведующей детским садом, направленные в 2023-2024 гг. в МКУ «Отдел образования и молодежной политики администрации города Слободского Кировской области» о выделении ассигнований, оставлены без удовлетворения (л.д. 38-43).
Учитывая изложенное, возложение на МКУ «Администрация города Слободского Кировской области» обязанности по выделению денежных средств на устранение детским садом нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, ограничением прав главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание дошкольных образовательных учреждений и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный Конституцией Российской Федерации принцип разделения властей.
При таких обстоятельствах истцу в удовлетворении заявленного требования к администрации города Слободского следует отказать.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 333.20, пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчиков следует освободить от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Роспотребнадзора по Кировской области (ИНН 4345100444) к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида № 16 города Слободского Кировской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 16 города Слободского Кировской области (ИНН 4329005391) в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать на пищеблоке в здании по адресу: Кировская область, Слободской район, г. Слободской, ул. Кедровая, д. 7, над электроплитами локальную вытяжную вентиляцию в соответствии с п. 2.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Управлению Роспотребнадзора по Кировской области в удовлетворении требования к администрации города Слободского об обязании осуществить финансирование вышеуказанных мероприятий отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья - подпись Т.Е. Дурсенева
Мотивированное решение составлено 25 ноября 2024 года
Копия верна, судья