Дело № 2а-1122/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Чуркина АН к начальнику Территориального отделения г. Красноярска ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (ФГКУ «Центррегионжилье») МО РФ, Министерству обороны РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Чуркин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику Отделения (территориального, г. Красноярск) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (ФГКУ «Центррегионжилье») МО РФ, Министерству обороны РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, от ДД.ММ.ГГГГ №, с его отменой с момента вынесения, и обязании повторного рассмотрения заявления Чуркина А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) о включении истца и членов его семьи в реестр нуждающихся в получении жилья.
Административный истец мотивировал свои требования тем, что решением жилищной комиссии войсковой части 81272 он был постановлен на учет нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением на состав семьи из трех человек. После увольнения в запас, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением, Чуркин А.Н. обратился с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма, приложил необходимый пакет документов, указанное заявление было принято уполномоченным органом – территориальным отделом № 3 ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, ему присвоен регистрационный номер № 07-8/150. Решением от 07.08.2017 г. № 09-06/82 истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с ссылкой на пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, пп. 3 п.1 ст. 54 ЖК РФ, пп.1 п.1 ст. 54 ЖК РФ.
В судебном заседании административный истец Чуркин А.Н., а также его представитель Цирис В.И. (допущенный к участию в деле на основании устного ходатайства административного истца) заявленные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещенный о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Представитель начальника Территориального отделения г. Красноярска ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Центррегионжилье» Брага В.И. (по доверенностям) в судебном заседании иск не признал, полагая принятое решение законным и обоснованным, в частности, на том основании, что Чуркиным А.Н. было подано заявление о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, из представленных при этом документов невозможно было установить место жительства Чуркина и членов его семьи за пять лет до подачи заявления, в связи с чем ему направлялись уведомления с предложениями предоставить недостающие документы, которые, в итоге, Чуркиным представлены не были, а из тех документов, которые имелись в распоряжении начальника Отделения (территориального, г. Красноярск) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, принято обоснованное решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Чуркина А.Н. и членов его семьи; представив письменные возражения на иск и ряд ходатайств, разрешенных судом в полном объеме в ходе рассмотрения дела по существу.
Так, представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о привлечении в качестве соответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», в обоснование чего было заявлено о том, что, поскольку суд при вынесении решения разрешает вопросы, связанные с судебными расходами, при этом, Отделение (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ состоит на финансовом обеспечении в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», указанное учреждение необходимо привлечь в качестве соответчика.
При разрешении заявленного ходатайства, принимая во внимание мнение стороны административного истца, возражавших относительно его удовлетворения, суд, с учетом существа заявленного спора, в удовлетворении заявленного ходатайства отказывает.
В силу положений ст. 41 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд совместно несколькими административными истцами или к нескольким административным ответчикам (процессуальное соучастие), которое допускается, если:
1) предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков;
2) права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание;
3) предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений.
В случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено КАС РФ или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
С учетом того, что со стороны административного истца требований о возмещении понесенных им судебных расходов не заявлялось, просит он признать незаконным решение начальника Территориального отделения г. Красноярска ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Центррегионжилье» 07.08.2017 г. № 09-06/82, с его отменой и обязанием повторного рассмотрения, оснований для привлечения к участию в деле в качестве соответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области» суд не усматривает, как и не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства, заявленного стороной административного истца, об исключении из числа соответчиков по делу Отделение (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» МО РФ, поскольку указанное Отделение не является соответчиком по указанному делу, согласно содержания как административного искового заявления, так и судебных определений по делу.
Суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, с учетом мнения явившихся участников процесса, и, заслушав их позицию по сути спора, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам:
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу положений ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных КАС РФ, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока, приложены документы, подтверждающие уважительность этих причин. Статья 219 КАС РФ устанавливает, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 ст. 219 КАС РФ или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По тексту административного искового заявления, а также по тексту заявленного представителем административного ответчика ходатайства о применении срока давности по указанному делу ставится вопрос о пропуске административным истом срока для обжалования оспариваемого решения, с учетом того, что оно было вынесено 07.08.2017 г. Учитывая обстоятельства дела, ознакомившись с материалами, суд приходит к следующим выводам относительно пропуска сроков для защиты нарушенного права в порядке КАС РФ со стороны административного истца:
Копия решения № 09-06/82 от 07.08.2017 г., которым административному истцу было отказано в принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, была получена административным истцом Чуркиным А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, что административным ответчиком не оспаривалось и подтверждалось по тексту возражений на иск. При этом, судом достоверно установлено, что первоначально с исковым заявлением Чуркин А.Н. обратился к ответчикам ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (ФГКУ «Центррегионжилье»), ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» 3 отдел, Минобороны России с иском о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма, и обязании повторного рассмотрения заявления, в установленный для обжалования срок – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68).
Вместе с тем, оформленное в порядке, установленном ГПК РФ, на основании определения Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, указанное исковое заявление было возвращено истцу в связи с его неподсудностью, на основании п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ; с чем истец не согласился, подав в установленные сроки частную жалобу на указанное судебное определение. Апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное определение было отменено, дело возвращено в суд первой инстанции для повторного рассмотрения со стадии принятия искового заявления к производству, при поступлении дела в распоряжение Канского городского суда, ДД.ММ.ГГГГ Канским городским судом вынесено определение о возвращении иска заявителю на основании ст. 129 КАС РФ; по факту получения которого, ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), Чуркиным А.Н. вновь было подано административное исковое заявление, принятое к производству на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, с учетом указанных обстоятельств, руководствуясь положениями ст.ст. 45, 46 Конституции РФ, согласно которым государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется; в том числе, судебная защита прав и свобод приходит к выводу об уважительности пропуска административным истцом срока для обращения за защитой нарушенных, по его мнению, прав, исходя из даты первичного обращения в суд с иском, поданного в срок, в связи с чем указанное ходатайство представителя административного ответчика не подлежит удовлетворению.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7, ч. 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые, хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом, в том числе и путем признания жилищного права.
В соответствии с п. 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Абзацем 1 п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего ЖК РФ срок.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от 03.11.2010 г. № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах РФ», ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ является специализированной организацией Министерства обороны РФ и осуществляет следующие функции:
- принимает заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях;
- признает военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными постановлением, а также пунктами 3 - 6, 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 29.03.2012 г. № 422-р, вместо Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ создано Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
На основании приказа начальника ФГКУ «Центррегионжилье» от 26.01.2015 г. № 5, указанные выше полномочия на территории Красноярского края осуществляет отделение (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье».
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, требования абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (Определение Конституционного Суда РФ от 28.09.2017 № 1949-О).
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Определении от 22.03.2011 № 403-О-О, Постановлении от 27.02.2012 № 3-П, Постановлении от 05.06.2013 № 12-П, следует, что увольнение нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих во всяком случае не освобождает государство от обязанности обеспечить этим гражданам реализацию конституционного права на жилище в установленном законом порядке при условии, что они приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным на то органом.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено Федеральным законом«О статусе военнослужащих», другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети.
В соответствии с разъяснениями о применении указанных норм права, приведенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 года № 8, при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. На основании ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. В силу ч.ч. 2, 5 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ЖК РФ других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства. Таким образом, действующее законодательство о статусе военнослужащих предусматривает возможность предоставления жилья как военнослужащим, так и членам их семей, к которым, применительно к реализации жилищных прав военнослужащих, относятся их супруги и дети, но при обязательном условии их совместного проживания с военнослужащими. При этом, порядок признания военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях устанавливается как нормами ЖК РФ, так и Правительством Российской Федерации, а также Министерством обороны Российской Федерации, определяя в том числе, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, из содержания которой следует, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются следующие документы:
- копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
- копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
- копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпункте "д" приведенного выше пункта, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения. Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях (п. 1 Инструкции)
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (п. 3 Инструкции).
Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в п. 1 Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа. Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в п. 1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях (п. 5 Инструкции).
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 512, военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09. 2010 г. №, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
При этом, не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица: не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности; произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак. Таким образом, только действия по добровольному ухудшению военнослужащими и членами их семей своих жилищных условия в силу общего правила действительно влекут невозможность предоставления указанным лицам жилья и нахождения их на жилищном учете в течение пяти лет со дня совершения указанных действий.
В соответствии с разъяснениями о применении норм права, приведенными в п.п. 11, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14, регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
При этом сам по себе факт регистрации военнослужащего и его супруга должен учитываться жилищными органами, но он не является безальтернативным, обязательным и достаточным основанием признания или непризнания супруга членом семьи военнослужащего и возникновения у права на жилые помещения.
В случае же наличия противоречий между фактом регистрации и иными представленными военнослужащим документами данные противоречия подлежат исключению на основании дополнительных документов.
В силу ч.ч. 5, 6 ст. 52 ЖК РФ, п.п. 5, 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 года № 512, п.п. 5, 6 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, вопросы принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях либо снятия их с такового учета разрешатся уполномоченным органом либо его структурным подразделением путем вынесения специального документа в форме решения, которое в течение трех рабочих дней высылается военнослужащему.
Каких-либо изъятий из указанного порядка в отношении членов семьи военнослужащих, подлежащих постановке на жилищный учет совместно с данными военнослужащими, действующие нормативные правовые акты не только не предусматривают, но и напрямую указывают, что вопросы признания нуждающимися в жилых помещениях рассматриваются в отношении военнослужащих и членов их семей, то есть в едином порядке, с необходимостью вынесения по этим вопросам соответствующего решения жилищного органа, копия которого направляется военнослужащему.
Как установлено в судебном заседании, Чуркин А.Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период прохождения службы Чуркин А.Н. относился к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период прохождения военной службы служебным жилым помещением, а при достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, при увольнении с военной службы по предусмотренным законом основаниям, с предоставлением жилищной субсидии или жилого помещения (по выбору – в собственность или по договору социального найма). Таким образом, в отношении Чуркина А.Н., имеющего выслугу военной службы более 20 лет и относящегося к категории военнослужащих, обеспечиваемых в период военной службы служебными жилыми помещениями, при увольнении с военной службы, предполагается право получить жилое помещение в избранном месте жительства по установленным нормам.
Решением начальника Отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ №, по факту поданного ДД.ММ.ГГГГ Чуркиным А.Н. заявления с предоставлением пакета документов, ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства – г. Красноярск, составом семьи 4 человека. Основаниями для отказа указаны: представление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ); не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок (п.п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ); не представление предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя (п.п.1 п.1 ст. 54 ЖК РФ).
Позиция, отраженная в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007 г.) говорит о том, что один лишь факт регистрации военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Факт постановки Чуркина А.Н. и членов его семьи на регистрационный учет по адресам квартир их родителей признан, при принятии оспариваемого решения, фактом, свидетельствующим об их обеспеченности жильем, из чего был сделан вывод как о первоначальной обеспеченности административного истца и членов его семьи достаточной площадью жилого помещения, так и в совершении в дальнейшем действий по изменению порядка пользования жилыми помещениями, которые были расценены должностным лицом как намеренное ухудшение жилищных условий, и данное обстоятельство, в том числе, повлекло за собой вынесение решения об отказе в удовлетворении требования о признании Чуркина А.Н. и членов его семьи нуждающимися в получении жилого помещения (в своей взаимосвязи, как по пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, так пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Между тем, значимыми обстоятельствами, исследовать которые надлежало при принятии решения, являются правовая природа регистрационного учета и последствия для военнослужащего регистрации не по месту прохождения им военной службы при решении вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из материалов дела следует, и стороной административного ответчика не оспаривалось, что Чуркин А.Н. за время военной службы, продолжительность которой составляла более 20 лет, жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивался. При этом, судом достоверно установлено, что он женат, имеет двух детей, 2002 и 2014 г.р., с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 40). Согласно справки о необеспеченности служебным жилым помещением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44), в списке на предоставление служебного жилого помещения Чуркин А.Н. состоял с ДД.ММ.ГГГГ (согласно поданного ДД.ММ.ГГГГ заявления о предоставлении служебного жилого помещения) по ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списка по причине утраты права на обеспечение служебным жилым помещением.
При принятии решения в части отказа в признании семьи Чуркиных нуждающимися в обеспечении жилым помещением, должностное лицо исходило из того, что Чуркин А.Н. был зарегистрирован по месту нахождения квартиры его матери, по адресу: <адрес>, а члены его семьи – супруга и дети, были зарегистрированы по месту нахождения квартиры матери жены истца Чуркиной И.В., по адресу: <адрес>, а также из того, что эти жилые помещения соответствуют нормам предоставления жилья, в том числе, с учетом проживания указанных лиц (по мнению административного ответчика, на дату подачи заявления на учет, обеспеченность Чуркина А.Н. общей площадью жилого помещения составляла 7,94 кв.м., членов его семьи – 49,43 кв.м., всего – 57,37 кв.м., в последствии, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи со снятием Чуркиной Ю.В., Чуркина И.А., Чуркиной М.А. с регистрационного учета по адресу: <адрес>А-52, где они числились по договор социального найма, обеспеченность Чуркина А.Н. и членов его семьи общей площадью жилого помещения уменьшилась и составляла всего 7,06 кв.).
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что действия должностного лица в данном конкретном случае вызывают необходимость повторного исследования и анализа с его стороны обстоятельств регистрации по указанным адресам и фактическому проживанию и пользованию указанными жилыми помещениями со стороны семьи Чуркиных, о чем по тексту своих заявлений и ответов, неоднократно говорил административный истец.
Также по делу установлено, что жилое помещение, в котором прописан Чуркин А.Н., принадлежит на праве собственности его матери, в силу договора о передаче квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, по сути, принятым решением не исследована и не дана оценка вероятности того, что Чуркин А.Н. к указанной квартире никакого отношения не имел как до приобретения ее в собственность матерью, так и после, аналогичные выводы, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, можно сделать и в отношении обстоятельств и правомочий со стороны его супруги и детей в связи с их регистрацией (до ДД.ММ.ГГГГ) по месту жительства Чураковой Л.Б. (матери жены административного истца). которая до ДД.ММ.ГГГГ являлась нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, по договору социального найма, а с указанной даты данная квартира принадлежит ей на праве собственности по договору передачи жилого помещения в собственность граждан. В соответствии со ст. 288 ГК РФ право собственности на жилое помещение заключается в осуществлении собственником права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением, при этом, не был поставлен и не был исследован вопрос о характере достигнутых между собственниками указанных жилых помещений и членами семьи Чуркиных соглашений, при которых имела место быть постановка на регистрационный учет, что, при определенных обстоятельствах, могло свидетельствовать о фактическом необеспечении Чуркиных жильем. Таким образом, решение должностного лица в той части, где оно руководствовалось лишь отраженными документально данными по регистрационному учету Чуркиных в квартирах, принадлежащих на праве собственности их родственникам, является необоснованным в должной мере, поскольку значимые обстоятельства не в полном объеме были при этом исследованы.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17.06.1995 г. № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, о чем уже упоминалось выше. С учетом этого, суд приходит к выводу о том, что институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает регулятивными и охранительными функциями, позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.
Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с указанными нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, относительно содержащихся в решении начальника Отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» от 07.08.2017 г. № 09-06/82 сведений, явившиеся мотивами вынесения данного решения в рассматриваемой части (по вопросам как регистрации, так и фактического проживания), можно сделать вывод об их ненадлежащем анализе и исследовании, в связи с чем и выводы относительно нормы обеспеченности указанных лиц жилой площадью, исходя из данных обстоятельств, судом расцениваются как рассчитанные без установления всех обстоятельств, имеющих значение при принятии решения, что, само по себе, свидетельствует о неправомерности принятого решения № 09-06/82 от 07.08.2017 г.
При этом, доводы представителя административного ответчика о том, что действия Чуркина А.Н. являются добровольным ухудшением жилищных условий, поэтому попадают под действие ст. 53 ЖК РФ, согласно которой семья Чуркиных не может быть принята на жилищный учет в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, суд отклоняет как противоречащие (на настоящий момент, без установления всех значимых по делу обстоятельств), пункту 4 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280, о которых было упомянуто выше.
Судом установлено, что согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Таким образом, положения приведенной нормы распространяются на граждан, претендующих на признание их нуждающимися в жилых помещениях и принятие на такой учет. Из этого следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, ограничения в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение ст. 53 ЖК РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования, в частности во взаимосвязи с п. 5 ст. 10 ГК РФ, согласно которому добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Оценка обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, также относится к компетенции соответствующего органа при решении вопроса о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Вместе с тем, исследованные обстоятельства по настоящему делу свидетельствуют о том, что административным ответчиком при принятия решения в достаточной и исчерпывающей мере не была дана оценка фактическим обстоятельствам, предшествующим предполагаемому, по мнению административного ответчика, ухудшению жилищных условий, что, само по себе, не исключает вывода о том, что административный истец фактически не совершал действий, которые могут быть квалифицированы как действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Суд приходит к указанным выводам, исходя из имеющихся в материалах дела документов, представленных стороной административного истца, которые, по своему содержанию, по мнению суда, в определенной мере подтверждают факты, на которые ссылается Чуркин А.Н. и его представитель при обосновании фактического проживания административного истца и членов его семьи в спорные периоды времени по договору коммерческого найма в квартире по адресу: <адрес>, которыми являются: заявление от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное начальнику ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», с полученным на это обращение ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. №; заявление на имя начальника базы войсковой части 58661-75 от ДД.ММ.ГГГГ, полученного на это ответа, а также копии выписок из приказов командира войсковой части 58991-75 в части, касающейся выплаты Чуркину А.Н. денежной компенсации за найм жилого помещения за период с января 2014 г. по май 2016 г.
В отношении указанных доказательств от представителя административного ответчика в ходе рассмотрения дела по существу было заявлено ходатайство об их исключении, с ссылкой на ст. 59 КАС РФ, поскольку, по мнению административного ответчика, на дату принятия решения указанные документы административным истом в отделение (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» не представлялись и при принятии оспариваемого решения не исследовались.
В соответствии с ч. 3 ст. 62, ст. 178 и ч. 8 ст. 226 КАС РФ и разъяснениями об их применении, приведенными в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36, при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. При недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Данное ходатайство суд оставляет без удовлетворения, поскольку из материалов жилищного дела Чуркина А.Н., представленного для исследования в суд представителем административного ответчика, следует, что в ответ на уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении, в том числе, правоустанавливающих документов на жилое помещение по адресу: <адрес>, административным истцом были приложены сканированные копии указанных выше обращений в адрес ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», и на имя начальника базы войсковой части 58661-75 от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд полагает, что в связи с этим логично предполагать, что представленные по указанному запросу документы административный истец планировал предоставить уполномоченному в принятии решения должностному лицу по факту их получения, в обоснование права признания его и его семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением, при этом, на сроки получения запрошенных сведений административный истец повлиять не мог, вместе с тем, заслуживали, по мнению суда, при принятии оспариваемого решения внимания и надлежащей оценке те обстоятельства, которые были изложены в полученных на обращения Чуркина А.Н. ответах.
Так, в ответе ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» отражено, что в указанном учреждении имеются сведения о сумме выплаченной на имя Чуркина А.Н. денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.20.2012 г.– 36 000 руб. (3 600 руб. в месяц), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 86 040 руб. (3 600 руб. в месяц), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 97 740 руб. (5 400 руб. в месяц), всего на сумму 219 780 рублей (л.д. 16). В ответе начальника базы (технической, г. Канск) войсковой части 58661 от ДД.ММ.ГГГГ (т.е., после принятия оспариваемого решения) отражено, что рапорт о назначении выплаты денежных компенсаций представлялся Чуркиным А.Н. в 2011 г. и был уничтожен, согласно Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня документов со сроками их хранения», приказы за период с 2012 г. по 2014 г. также уничтожены, вместе с тем, направлены выписки из приказов о выплатах военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с января 2014 г. по май 2016 г. – на 28 л. (л.д. 18 – 31).
Таким образом, суд констатирует, что указанными документами, так или иначе, со стороны органов и должностных лиц, находящихся, по сути, в административном взаимодействии как между собой, так и с административными ответчиками по указанному делу, признавался, как минимум, факт наличия за Чуркиным А.Н. и членами его семьи права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в спорный период (с 2011 г. по 2016 г.), что никаким образом не было учтено при принятии начальником Отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» решения от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом, заслуживают внимания доводы стороны административного истца о том, что по объективным причинам информация о реализации в установленном порядке Чуркиным А.Н. права на получение денежной компенсации в связи с наймом жилых помещений, должна была быть известна стороне административного ответчика, как органу, так или иначе, принимавшему решение в части выплат указанной денежной компенсации, в порядке административной подчиненности.
Согласно положений Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утв. Приказом Министра обороны РФ от 27.05.2016 № 303, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации, в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, с учетом положений, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей».
Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации), на основании приказа командира воинской части (начальника организации). В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация. Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы:
копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
справка воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;
выписка из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);
копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста;
копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения. Одновременно копия приказа направляется командиром воинской части (начальником организации) в уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения военнослужащих. Судом установлено при этом, что специализированной организацией Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах РФ является, в том числе, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Также, по мнению суда, спорным является решение в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Чуркина А.Н. и членов его семьи, по основанию, предусмотренному пп. 1 п. 1 ст. 54 ЖК РФ, как непредставление документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, поскольку, согласно ответа административного истца на уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов, датированного ДД.ММ.ГГГГ, и полученного административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, им была приложена по запросу, содержащемуся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №, копия договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения по адресу: г<адрес> а также даны пояснения относительно предоставления заявленных по тексту уведомления документов, с обоснованием невозможности предоставления прочих документов, оговоренных в нем.
Вместе с тем, данным доводам Чуркина А.Н. при принятии решения не было дано никакой оценки, ссылку на указанный ответ со стороны Чуркина А.Н., оценку информации, в нем отраженной, в том числе, и по представленному договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> необходимость предоставления которого была определена административным ответчиком, текст оспариваемого решения не содержит. В соответствии с требованиями ч.3 ст.52 ЖК РФ, иные необходимые документы, обязанность предоставления которых не возложена на заявителя, самостоятельно запрашиваются органом, осуществляющим принятие на учет в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. Таким образом, можно сделать вывод, что должностное лицо, принявшее решение об отказе в постановке административного истца на жилищный учет в связи с непредставлением документов, подтверждающих вышеназванное право, действовало необоснованно, в связи с чем суд полагает необходимым обязать должностное лицо данное решение отменить, и повторно рассмотреть представленное Чуркиным А.Н. заявление и документы.
При этом, суд полагает, что иные доводы со стороны представителя административного ответчика, озвученные им по ходу рассмотрения дела, приведенные в обоснование принятого решения, выводов суда не опровергают, в связи с чем судом при принятии решения во внимание не принимаются за их необоснованностью. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение начальника Отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит признанию неправомерным, как содержащее необоснованные в надлежащей мере выводы, в связи с чем удовлетворяет заявленные Чуркиным А.Н. административные исковые требования в части признания действий начальника Отделения (территориальное, г. Красноярск) ФГКУ «Центррегионжилье», связанных с вынесением решения от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконными, поскольку они, с учетом установленных обстоятельств по делу, на настоящий момент являются нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца Чуркина А.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Чуркина АН к начальнику Отделения (территориального, г. Красноярск) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» (ФГКУ «Центррегионжилье») МО РФ, Министерству обороны РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица – удовлетворить.
Решение начальника Отделения (территориального, г. Красноярск) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Бессараб Е.Б. № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Чуркина А.Н. и членов его семьи – признать незаконным и отменить.
Обязать начальника Отделения (территориального, г. Красноярск) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ повторно рассмотреть заявление о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Чуркина АН и членов его семьи от ДД.ММ.ГГГГ (вх.№).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.М. Блошкина