Решение по делу № 33-5936/2024 от 23.04.2024

УИД 59RS0040-01-2023-001939-14

Дело № 33-5936/2024

№ 2-34/2024

Судья Клячина О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 28 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Цыбиной И.Н.,

судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Раисы Александровны к администрации Чайковского городского о круга, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании пропуска срока подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Чайковский Пермского края, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

по апелляционной жалобе Егоровой Раисы Александровны на решение Чайковского городского суда Пермского края от 06 февраля 2024 года,

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., пояснения представителя истца Василькова В.В., представителя ответчиков Бурнышевой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Егорова Раиса Александровна обратилась в суд с иском к администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о возложении на ответчиков обязанности включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Чайковский Пермского края, о признании незаконным решения от 16 мая 2023 года № 18 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Чайковский Пермского края.

В обоснование заявленных требований указано, что Егорова Раиса Александровна, дата рождения являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец не являлась и не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма и собственником жилых помещений на территории Российской Федерации. В возрасте 15 лет на основании постановления Главы Чайковского муниципального района Пермского края от 16 июня 2006 года № 1394 в отношении истца, оставшейся без попечения родителей, установлена опека с назначением опекуном тети Е1., при этом сохранено право пользования жилым помещением, принадлежавшим опекуну. В возрасте 22 лет истец с целью включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу. Специалистом уполномоченного органа истцу разъяснена необходимость установления факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении. Несмотря на отсутствие основания 05 ноября 2013 года истцом подано заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении. 08 ноября 2023 года Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу принято решение об отказе в установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении. 05 декабря 2013 года специалист Территориального управления передал истцу заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, для подачи которого в суд, истец собрала документы, подтверждающие отсутствие у нее в собственности недвижимого имущества. Определением Чайковского городского суда от 11 декабря 2013 года заявление истца об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении было возвращено в связи с неподсудностью, поскольку заявитель проживала по месту учебы в городе Ижевске Удмуртской Республики. В октябре 2013 года в возрасте 22 лет истцом по месту учебы были предприняты попытки к разрешению вопроса о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подано заявление уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике с просьбой оказать содействие в разрешении данного вопроса. 12 декабря 2013 года истец уведомлена администрацией города Ижевска Удмуртской Республики о необходимости обращения с заявлением по месту жительства в Пермском крае. Таким образом, до достижения возраста 23 лет истец предпринимала активные действия, направленные на включение ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, но не была в них включена из-за действий уполномоченного органа. Подача 05 ноября 2013 года заявления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении и заявления в суд 05 декабря 2013 года свидетельствуют о намерении истца разрешить вопрос об обеспечении ее жилым помещением. 05 мая 2022 года Егорова Р.А. обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение об отказе в разрешении данного вопроса, принятое 11 июля 2022 года, отменено апелляционным определением Пермского краевого суда от 05 апреля 2023 года с возложением на ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления истца. Жилищной комиссией 16 мая 2023 года отказано в удовлетворении заявления Егоровой Р.А. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с закреплением за истцом жилого помещения при установлении опеки в 2006 году. При вынесении решения уполномоченным органом применено законодательство, действующее до 01 января 2013 года, при этом не учтено, что после 01 января 2013 года до достижения возраста 23 лет (06 декабря 2013 года) истец при наличии права не была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по уважительным причинам.

Решением Чайковского городского суда Пермского края от 06 февраля 2024 года требования Егоровой Р.А. оставлены без удовлетворения.

Истец Егорова Р.А., не согласившись с постановленным решением суда, обратилась в суд с апелляционной жалобой о его отмене, указав, что решение принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Ответчиком Администрацией Чайковского городского округапринесены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, жалобы без удовлетворения.

Третьим лицом Министерством социального развития Пермского края также принесены возражения на апелляционную жалобу Егоровой Р.А.

Представитель истца в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, пояснил, что Егорова Р.А. в администрацию о включении её в список детей-сирот обращалась в 2013 году в устной форме, ей разъяснили, что необходимо установить факт невозможности её проживания в жилом помещении, которое за ней было закреплено. Она обратилась с таким заявлением, но ей было отказано. Обращалась в суд, но её заявление принято не было. Также обращалась к уполномоченному по правам человека по поводу включения в список, Егоровой Р.А. было разъяснено, что обращаться нужно по месту жительства.

Представитель ответчиков в судебном заседании поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу Егоровой Р.А., пояснив, что Егорова Р.А. до достижения ею 23 лет в администрацию по включению её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, не обращалась.

Истец, представители третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Егорова Раиса Александровна родилась дата. в ****, отец – Е2., мать – И. (л.д. 94 оборот).

Постановлением Главы Чайковского муниципального района Пермского края от 16 июня 2006 года № 1394 над Егоровой Раисой Александровной, дата рождения установлено попечительство со стороны тети Е1., при этом за истцом сохранено право пользования жилым домом по адресу: **** с запретом его отчуждения, снятия несовершеннолетней с регистрационного учета, регистрации иных лиц по указанному адресу без разрешения органа опеки и попечительства (л.д. 41).

18 марта 2009 года решением Чайковского городского суда Пермского края, вступившим в законную силу 31 марта 2009 года, установлен юридический факт отсутствия родительского попечения в отношении Егоровой Раисы Александровны, дата, уроженки ****, в возрасте до 18 лет. Из решения следует, что Егорова Р.А. с младенчества была лишена родительского попечения, воспитывалась в семье попечителя Е1. на полном иждивении последней (л.д. 103-105).

08 ноября 2013 года на основании заключения заместителя начальника Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковском муниципальному району за № 5981 - принято решение об отказе Егоровой Раисе Александровне в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****, право пользования которым установлено на основании постановления № 1394 и приложенных к нему документов. Основание для отказа - пункт 2.1 части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Закона Пермского края от 14 декабря 2012 года № 147-ПК» (общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, более учетной нормы площади жилого помещения) (л.д. 42).

20 ноября 2013 уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике на обращение Егоровой Р.А. о включении её в республиканский список сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, разъяснил, что её обращение направлено для рассмотрения в Министерство образования и науки Удмуртской Республики и Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска (л.д.46).

05 декабря 2013 года Егорова Р.А. обратилась в Чайковский городской суд Пермского края с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: **** (л.д. 43).

11 декабря 2013 года заявление Егоровой Р.А. возвращено с разъяснением права на обращение в суд по месту жительства заявителя в г.Ижевск (л.д. 44).

12 декабря 2013 года начальником Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска Егоровой Р.А. направлен ответ на её обращение Уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике о включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Из которого следует, что для реализации прав лица, оставшегося без попечения родителей, Егоровой Р.А. необходимо обратиться по месту её постоянного жительства в Пермском крае (л.д. 47).

24 декабря 2013 года из Министерства образования и науки Удмуртской Республики в адрес Егоровой Р.А. был направлен ответ по поручению Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике, где разъяснено, что ей необходимо обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения в Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации МО «Город Ижевск» (л.д. 48).

28 октября 2020 года на основании заочного решения Чайковского городского суда Пермского края от, вступившего в законную силу 25 декабря 2020 года, Егорова Р.А. признана утратившей право пользования жилым по помещением по адресу: ****. Судом установлено, что собственником жилого дома по адресу: **** является Егорова Р.А. Ответчик Егорова Р.А., датарождения является внучкой Егоровой Р.А. Ответчик Егорова Р.А. в доме не проживает, вещи не хранит, членом семьи истца не является, общее хозяйство не ведет, из спорного жилого помещения выехала более шести лет, покинув территорию Российской Федерации (л.д. 94).

05 мая 2022 года истец обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о включении в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечением жилыми помещениями (л.д. 81 оборот-82).

Из выписки из протокола № 20 заседания жилищной комиссии Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 11 июля 2022 года следует, что, Егорова Р.А. являлась лицом, имевшим закрепленное в установленном порядке жилое помещение и соответственно не имела права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, основания для включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений у Егоровой Р.А. отсутствуют (л.д. 80 оборот-81).

14 декабря 2022 года решением Чайковского городского суда Пермского края исковые требования Егоровой Р.А. о признании незаконным решение жилищной комиссии от 11 июля 2022 года оставлены без удовлетворения.

05 апреля 2023 года апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Пермского краевого суда решение Чайковского городского суда Пермского края от 14 декабря 2022 года отменено, принято новое решение. Решение жилищной комиссии Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, оформленное протоколом № 20 от 11 июля 2022 года признано незаконным, на жилищную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 5 мая 2022 года Егоровой Р.А. о включении её в список детей-сирот (л.д. 106-113).

Решением жилищной комиссии от 16 мая 2023 года, оформленным протоколом № 18, при повторном рассмотрении заявления Егоровой Р.А. во исполнение апелляционного определения Пермского краевого суда от 05 апреля 2023 года, отказано во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В протоколе заседания жилищной комиссии указано, что Егорова Раиса Александровна, дата рождения до достижения возраста 18 лет (06 декабря 2008 года) относилась к категории – дети, оставшиеся без попечения родителей. За Егоровой Р.А. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: **** на основании постановления администрации Чайковского муниципального района Пермского края от 16 июня 2006 года № 1394. Принимая во внимание требования статей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпункта 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, Егорова Р.А. являлась лицом, имевшим закрепленное в установленном порядке жилое помещение, и соответственно не имела право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Так как в период, когда Егорова Р.А. относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, она не имела права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, не могла быть включена в список на основании требований пункта 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397.

Судом также установлено, что до достижения истцом возраста 23 лет Егорова Р.А. (либо иные лица в ее интересах) в уполномоченный орган с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, не обращались.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. До 23 лет Егорова Р.А. не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, доказательств того, что истица в период с 18 до 23 лет предпринимала попытки обратиться в орган местного самоуправления Чайковского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, суду не представлено. Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска истицей срока для обращения в органы местного самоуправления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Чайковский Пермского края.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с приведенными изменениями Федерального закона было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 указанного выше закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных выше норм следует, что истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот. По достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства. Однако по ранее действующему законодательству, так и после 01.01.2013 истица своевременно не заявила о своем праве, в связи с чем, данное право утратила.

Судом обоснованно не приняты во внимание доводы истицы о том, что её обращение в Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району в ноябре 2013 года, в возрасте 22 лет, об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, следует расценивать как обращение для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, поскольку указанные заявления в соответствии с действующим законодательством невозможно рассматривать как равнозначные. Кроме того, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей истица обратилась только в мае 2022 года в возрасте 31 года.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Доводы жалобы Егоровой Р.А. о том, что ею осенью 2013 года предпринимались активные попытки по включению её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем подачи заявления об установлении факта невозможности проживания, оспаривания данного отказа в суд, обращение к Уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике, не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока для обращения в органы местного самоуправления по включению в список детей-сирот. Принимая во внимание, что после принятия решения об установлении юридического факта отсутствия родительского попечения Егоровой Р.А. (18.03.2009), истцу на тот момент исполнилось 18 лет, истец на протяжении более 10 лет не предпринимала попыток реализовать свои права, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены судебного постановления, так как фактически аналогичны доводам, приведенным в исковом заявлении, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Каких-либо доводов, ставящих под сомнение вывод суда, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловным основанием для, отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Чайковского городского суда Пермского края от 06 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Егоровой Раисы Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 июня 2024 года.

УИД 59RS0040-01-2023-001939-14

Дело № 33-5936/2024

№ 2-34/2024

Судья Клячина О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 28 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Цыбиной И.Н.,

судей Безматерных О.В., Журавлевой В.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Раисы Александровны к администрации Чайковского городского о круга, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о признании пропуска срока подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Чайковский Пермского края, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

по апелляционной жалобе Егоровой Раисы Александровны на решение Чайковского городского суда Пермского края от 06 февраля 2024 года,

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., пояснения представителя истца Василькова В.В., представителя ответчиков Бурнышевой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Егорова Раиса Александровна обратилась в суд с иском к администрации Чайковского городского округа, Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о возложении на ответчиков обязанности включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Чайковский Пермского края, о признании незаконным решения от 16 мая 2023 года № 18 об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Чайковский Пермского края.

В обоснование заявленных требований указано, что Егорова Раиса Александровна, дата рождения являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец не являлась и не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма и собственником жилых помещений на территории Российской Федерации. В возрасте 15 лет на основании постановления Главы Чайковского муниципального района Пермского края от 16 июня 2006 года № 1394 в отношении истца, оставшейся без попечения родителей, установлена опека с назначением опекуном тети Е1., при этом сохранено право пользования жилым помещением, принадлежавшим опекуну. В возрасте 22 лет истец с целью включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась в Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу. Специалистом уполномоченного органа истцу разъяснена необходимость установления факта невозможности проживания в закрепленном жилом помещении. Несмотря на отсутствие основания 05 ноября 2013 года истцом подано заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении. 08 ноября 2023 года Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу принято решение об отказе в установлении факта невозможности проживания истца в жилом помещении. 05 декабря 2013 года специалист Территориального управления передал истцу заявление об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, для подачи которого в суд, истец собрала документы, подтверждающие отсутствие у нее в собственности недвижимого имущества. Определением Чайковского городского суда от 11 декабря 2013 года заявление истца об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении было возвращено в связи с неподсудностью, поскольку заявитель проживала по месту учебы в городе Ижевске Удмуртской Республики. В октябре 2013 года в возрасте 22 лет истцом по месту учебы были предприняты попытки к разрешению вопроса о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подано заявление уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике с просьбой оказать содействие в разрешении данного вопроса. 12 декабря 2013 года истец уведомлена администрацией города Ижевска Удмуртской Республики о необходимости обращения с заявлением по месту жительства в Пермском крае. Таким образом, до достижения возраста 23 лет истец предпринимала активные действия, направленные на включение ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, но не была в них включена из-за действий уполномоченного органа. Подача 05 ноября 2013 года заявления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении и заявления в суд 05 декабря 2013 года свидетельствуют о намерении истца разрешить вопрос об обеспечении ее жилым помещением. 05 мая 2022 года Егорова Р.А. обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение об отказе в разрешении данного вопроса, принятое 11 июля 2022 года, отменено апелляционным определением Пермского краевого суда от 05 апреля 2023 года с возложением на ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления истца. Жилищной комиссией 16 мая 2023 года отказано в удовлетворении заявления Егоровой Р.А. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с закреплением за истцом жилого помещения при установлении опеки в 2006 году. При вынесении решения уполномоченным органом применено законодательство, действующее до 01 января 2013 года, при этом не учтено, что после 01 января 2013 года до достижения возраста 23 лет (06 декабря 2013 года) истец при наличии права не была включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по уважительным причинам.

Решением Чайковского городского суда Пермского края от 06 февраля 2024 года требования Егоровой Р.А. оставлены без удовлетворения.

Истец Егорова Р.А., не согласившись с постановленным решением суда, обратилась в суд с апелляционной жалобой о его отмене, указав, что решение принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Ответчиком Администрацией Чайковского городского округапринесены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, жалобы без удовлетворения.

Третьим лицом Министерством социального развития Пермского края также принесены возражения на апелляционную жалобу Егоровой Р.А.

Представитель истца в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, пояснил, что Егорова Р.А. в администрацию о включении её в список детей-сирот обращалась в 2013 году в устной форме, ей разъяснили, что необходимо установить факт невозможности её проживания в жилом помещении, которое за ней было закреплено. Она обратилась с таким заявлением, но ей было отказано. Обращалась в суд, но её заявление принято не было. Также обращалась к уполномоченному по правам человека по поводу включения в список, Егоровой Р.А. было разъяснено, что обращаться нужно по месту жительства.

Представитель ответчиков в судебном заседании поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу Егоровой Р.А., пояснив, что Егорова Р.А. до достижения ею 23 лет в администрацию по включению её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, не обращалась.

Истец, представители третьих лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте, времени слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступало.

На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Егорова Раиса Александровна родилась дата. в ****, отец – Е2., мать – И. (л.д. 94 оборот).

Постановлением Главы Чайковского муниципального района Пермского края от 16 июня 2006 года № 1394 над Егоровой Раисой Александровной, дата рождения установлено попечительство со стороны тети Е1., при этом за истцом сохранено право пользования жилым домом по адресу: **** с запретом его отчуждения, снятия несовершеннолетней с регистрационного учета, регистрации иных лиц по указанному адресу без разрешения органа опеки и попечительства (л.д. 41).

18 марта 2009 года решением Чайковского городского суда Пермского края, вступившим в законную силу 31 марта 2009 года, установлен юридический факт отсутствия родительского попечения в отношении Егоровой Раисы Александровны, дата, уроженки ****, в возрасте до 18 лет. Из решения следует, что Егорова Р.А. с младенчества была лишена родительского попечения, воспитывалась в семье попечителя Е1. на полном иждивении последней (л.д. 103-105).

08 ноября 2013 года на основании заключения заместителя начальника Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чайковском муниципальному району за № 5981 - принято решение об отказе Егоровой Раисе Александровне в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ****, право пользования которым установлено на основании постановления № 1394 и приложенных к нему документов. Основание для отказа - пункт 2.1 части 2 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Закона Пермского края от 14 декабря 2012 года № 147-ПК» (общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, более учетной нормы площади жилого помещения) (л.д. 42).

20 ноября 2013 уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике на обращение Егоровой Р.А. о включении её в республиканский список сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, разъяснил, что её обращение направлено для рассмотрения в Министерство образования и науки Удмуртской Республики и Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска (л.д.46).

05 декабря 2013 года Егорова Р.А. обратилась в Чайковский городской суд Пермского края с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: **** (л.д. 43).

11 декабря 2013 года заявление Егоровой Р.А. возвращено с разъяснением права на обращение в суд по месту жительства заявителя в г.Ижевск (л.д. 44).

12 декабря 2013 года начальником Управления по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации г. Ижевска Егоровой Р.А. направлен ответ на её обращение Уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике о включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Из которого следует, что для реализации прав лица, оставшегося без попечения родителей, Егоровой Р.А. необходимо обратиться по месту её постоянного жительства в Пермском крае (л.д. 47).

24 декабря 2013 года из Министерства образования и науки Удмуртской Республики в адрес Егоровой Р.А. был направлен ответ по поручению Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике, где разъяснено, что ей необходимо обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения в Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства Администрации МО «Город Ижевск» (л.д. 48).

28 октября 2020 года на основании заочного решения Чайковского городского суда Пермского края от, вступившего в законную силу 25 декабря 2020 года, Егорова Р.А. признана утратившей право пользования жилым по помещением по адресу: ****. Судом установлено, что собственником жилого дома по адресу: **** является Егорова Р.А. Ответчик Егорова Р.А., датарождения является внучкой Егоровой Р.А. Ответчик Егорова Р.А. в доме не проживает, вещи не хранит, членом семьи истца не является, общее хозяйство не ведет, из спорного жилого помещения выехала более шести лет, покинув территорию Российской Федерации (л.д. 94).

05 мая 2022 года истец обратилась в Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа с заявлением о включении в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечением жилыми помещениями (л.д. 81 оборот-82).

Из выписки из протокола № 20 заседания жилищной комиссии Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа от 11 июля 2022 года следует, что, Егорова Р.А. являлась лицом, имевшим закрепленное в установленном порядке жилое помещение и соответственно не имела права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях. Таким образом, основания для включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений у Егоровой Р.А. отсутствуют (л.д. 80 оборот-81).

14 декабря 2022 года решением Чайковского городского суда Пермского края исковые требования Егоровой Р.А. о признании незаконным решение жилищной комиссии от 11 июля 2022 года оставлены без удовлетворения.

05 апреля 2023 года апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Пермского краевого суда решение Чайковского городского суда Пермского края от 14 декабря 2022 года отменено, принято новое решение. Решение жилищной комиссии Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, оформленное протоколом № 20 от 11 июля 2022 года признано незаконным, на жилищную комиссию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 5 мая 2022 года Егоровой Р.А. о включении её в список детей-сирот (л.д. 106-113).

Решением жилищной комиссии от 16 мая 2023 года, оформленным протоколом № 18, при повторном рассмотрении заявления Егоровой Р.А. во исполнение апелляционного определения Пермского краевого суда от 05 апреля 2023 года, отказано во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В протоколе заседания жилищной комиссии указано, что Егорова Раиса Александровна, дата рождения до достижения возраста 18 лет (06 декабря 2008 года) относилась к категории – дети, оставшиеся без попечения родителей. За Егоровой Р.А. было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: **** на основании постановления администрации Чайковского муниципального района Пермского края от 16 июня 2006 года № 1394. Принимая во внимание требования статей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подпункта 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года, Егорова Р.А. являлась лицом, имевшим закрепленное в установленном порядке жилое помещение, и соответственно не имела право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма. Так как в период, когда Егорова Р.А. относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, она не имела права на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, не могла быть включена в список на основании требований пункта 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397.

Судом также установлено, что до достижения истцом возраста 23 лет Егорова Р.А. (либо иные лица в ее интересах) в уполномоченный орган с заявлением о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жильем, не обращались.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. До 23 лет Егорова Р.А. не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, доказательств того, что истица в период с 18 до 23 лет предпринимала попытки обратиться в орган местного самоуправления Чайковского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, суду не представлено. Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска истицей срока для обращения в органы местного самоуправления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Чайковский Пермского края.

Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с приведенными изменениями Федерального закона было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 указанного выше закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных выше норм следует, что истица на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот. По достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства. Однако по ранее действующему законодательству, так и после 01.01.2013 истица своевременно не заявила о своем праве, в связи с чем, данное право утратила.

Судом обоснованно не приняты во внимание доводы истицы о том, что её обращение в Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Чайковскому муниципальному району в ноябре 2013 года, в возрасте 22 лет, об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, следует расценивать как обращение для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилого помещения, поскольку указанные заявления в соответствии с действующим законодательством невозможно рассматривать как равнозначные. Кроме того, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей истица обратилась только в мае 2022 года в возрасте 31 года.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Доводы жалобы Егоровой Р.А. о том, что ею осенью 2013 года предпринимались активные попытки по включению её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем подачи заявления об установлении факта невозможности проживания, оспаривания данного отказа в суд, обращение к Уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике, не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока для обращения в органы местного самоуправления по включению в список детей-сирот. Принимая во внимание, что после принятия решения об установлении юридического факта отсутствия родительского попечения Егоровой Р.А. (18.03.2009), истцу на тот момент исполнилось 18 лет, истец на протяжении более 10 лет не предпринимала попыток реализовать свои права, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены судебного постановления, так как фактически аналогичны доводам, приведенным в исковом заявлении, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Каких-либо доводов, ставящих под сомнение вывод суда, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Предусмотренных положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловным основанием для, отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Чайковского городского суда Пермского края от 06 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Егоровой Раисы Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий: /подпись/

Судьи: /подписи/

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 июня 2024 года.

33-5936/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Безматерных Ольга Владиленовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
23.04.2024Передача дела судье
28.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Передано в экспедицию
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее