Дело № 2а-1091/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2020 года г. Алексеевка Белгородской области
Алексеевский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Слепцовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Мирошник Ю.В.,
с участием старшего помощника Алексеевского межрайонного прокурора Белгородской области Самодурова А.В.,
представителя административного истца – ОМВД России по Алексеевскому городскому округу Белгородской области – Чертова В.В., действующего на основании доверенности от 16 сентября 2020 года, имеющего высшее юридическое образование (диплом № ... от 17 июня 2012 года),
административного ответчика Кодирова Х.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алексеевскому городскому округу Белгородской области к Кодирову Хасану Кахоровичу о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение,
УСТАНОВИЛ:
Приговором Бутырского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2019 года Кодиров Х.К. осужден по п.п «а, г» ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 162 УК РФ к лишению свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Зачет – 239 дней.
ФСИН России Министерства юстиции Российской Федерации пребывание административного ответчика на территории Российской Федерации признано нежелательным, в связи с чем, УМВД России по Белгородской области принято решение о депортации Кодирова Х.К. за пределы Российской Федерации и помещении в специальное учреждение на срок, не превышающий 48 часов.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алексеевскому городскому округу Белгородской области (сокращенное наименование – ОМВД России по Алексеевскому городскому округу) обратился в суд с административным иском, в котором просит поместить гражданина <данные изъяты> Кодирова Х.К., подлежащего депортации за пределы Российской Федерации, в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве на срок 90 дней, до завершения процедуры депортации за пределы Российской Федерации.
В обоснование требований ссылается на то, что после освобождения из мест лишения свободы Кодиров Х.К. должен покинуть территорию Российской Федерации, так как законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации не имеет, однако немедленное завершение процедуры депортации невозможно по причине отсутствия у административного ответчика действительных документов, необходимых для пересечения Государственной границы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца – ОМВД России по Алексеевскому городскому округу Белгородской области – Чертов В.В. поддержал в полном объёме административное исковое заявление по основаниям, изложенным в административном иске, и просил суд административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Кодиров Х.К. административные исковые требования признал частично, он согласен на временное помещение его в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по г. Москве до завершения процедуры депортации за пределы Российской Федерации, но на срок не более 10 дней, так как, купив билет, он самостоятельно сможет уехать домой в <данные изъяты>, где живут его родители.
Прокурор полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Указанная норма позволяет признавать нежелательным проживание (пребывание) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, как находящихся на территории Российской Федерации незаконно лишь по одному этому основанию, так и находящихся законно и незаконно при наличии соответствующих указанных в ней обстоятельств.
Полномочия Минюста России по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, закреплены в Положении о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года №1313.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положениями ст. 2 которого установлено, что депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Исходя из положений п. 9, п. 9.4, п. 10, п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации. За исключением случая, предусмотренного п. 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 настоящей статьи либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (п. 12 ст. 31 указанного Закона).
Как следует из материалов дела, гражданин <данные изъяты> Кодиров Х.К. был осужден приговором Бутырского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2019 года по п. п «а, г» ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 162 УК РФ к лишению свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Зачет – 239 дней.
Для отбывания наказания Кодиров Х.К. был этапирован в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Белгородской области, освобожден по отбытии наказания 26 октября 2020 года.
23 сентября 2020 года в отношении гражданина <данные изъяты> Кодирова Х.К. ФСИН России вынесено распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.
06 октября 2020 года УВМ УМВД России по Белгородской области в соответствии с п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении гражданина <данные изъяты> Кодирова Х.К. принято решение о его депортации за пределы Российской Федерации.
24 сентября 2020 года начальником ЦВСИГ ОМВД России по Алексеевскому городскому округу направлено обращение Консулу Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации с просьбой оформить Кодирову Х.К. сертификат (свидетельство) для возвращения в <данные изъяты>.
На момент освобождения из мест лишения свободы у Кодирова Х.К. отсутствуют документы, удостоверяющие личность (паспорт утерян), необходимые для пересечения Государственной границы Российской Федерации.
Для пересечения Государственной границы Российской Федерации гражданину <данные изъяты> Кодирову Х.К. не оформлен сертификат (свидетельство) для возвращения в <данные изъяты> в консульской службе Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации, депортировать его за пределы Российской Федерации в настоящее время не представляется возможным, в связи с тем, что завершение процедуры депортации требует согласование организационных мероприятий по доставлению иностранного гражданина до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Обеспечение государственной безопасности, как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Основываясь на вышеприведенных положениях закона, а также принятом ФСИН России Министерства юстиции Российской Федерации распоряжении о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, УМВД России по Белгородской области принято решение о депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации.
До настоящего времени процедура депортации в отношении административного ответчика не завершена.
Сведений об отмене, признании незаконными распоряжения ФСИН России Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) административного ответчика на территории Российской Федерации, решения УМВД России по Белгородской области о депортации за пределы Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации не имеет.
В соответствии со ст. 32.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 15-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации содержатся в специальных учреждениях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-0 указал, что п. 9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривает, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, что согласуется с п.п. «f» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Применение мер в виде помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации в специальное учреждение, носит обеспечительный характер для предотвращения затягивания процедуры выезда иностранного гражданина.
В рамках рассматриваемого дела административным ответчиком не представлено доказательств отмены, как распоряжения о нежелательности пребывания, так и решения о депортации.
Принимая решение в рамках заявленных административным истцом требований, учитывая вышеназванные положения закона, наличие в отношении административного ответчика решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, решения о депортации за пределы Российской Федерации, с учетом необходимости обеспечения исполнения принятого решения о его депортации, а также то, что он не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.
Гражданина <данные изъяты> Кодирова Х.К. следует поместить в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, предусмотренное Федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, как это указано в п. 4 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на срок 90 дней, до завершении процедуры депортации за пределы Российской Федерации.
Решение следует обратить к немедленному исполнению в соответствии со ст. 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обосновывая разумность установления срока пребывания административного ответчика в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, суд принимает во внимание длительность процесса оформления необходимых документов для завершения процедуры депортации.
Сведений о невозможности пребывания административного ответчика в специальном учреждении по состоянию здоровья не представлено и в судебном заседании установлено не было.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 188, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ 90 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░