Дело № 2-1945/2024
64RS0043-01-2024-002233-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2024 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Простаковой И.С.,
при секретаре Силаевой И.А.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора <адрес> Золотушкина В.А., представителя ответчика публичного акционерного общества «Т Плюс» Егорова Д.А., представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Управление Комфортом» Гриняевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов Бирюковой Татьяны Николаевны к публичному акционерному обществу «Т Плюс», обществу с ограниченной ответственностью «Управление Комфортом» о возложении обязанности произвести мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной круглосуточной подачи коммунальной услуги в многоквартирном доме,
установил:
первый заместитель прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс»), обществу с ограниченной ответственностью «Управление Комфортом» (далее – ООО «Управление Комфортом») о возложении обязанности произвести мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной круглосуточной подачи коммунальной услуги в многоквартирном доме.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой <адрес> в рамках исполнения указания прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в жилищно-коммунальной сфере», также на основании поручений Саратовской прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ проведен анализ доводов обращения Бирюковой Т.Н. по вопросу нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в многоквартирном <адрес>, в рамках которого выявлены следующие нарушения требований указанного законодательства в части обеспечения населения бесперебойными коммунальными услугами по горячему водоснабжению в деятельности Саратовского филиала ПАО «Т Плюс».
Статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а также на основании инициативы ПАО «Т Плюс», ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «<адрес>» принято решение о возможности заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, отдельных таких систем муниципального образования «<адрес>», предназначенных для осуществления деятельности по оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям, на представленных в предложении ПАО «Т Плюс» о заключении концессионного соглашения условиях.
Указанное концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования «<адрес>» подписано ДД.ММ.ГГГГ.
Концессионным соглашением предусмотрено, что Концессионер выполняет реконструкцию линейных объектов в целях повышения надежности снабжения, снижения количества прекращений подачи тепловой энергии и горячего водоснабжения, снижения повреждаемости тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности.
Таким образом, филиал «Саратовский» ПАО «Т Плюс» в рамках осуществления своей деятельности эксплуатирует магистральные сети, которые являются частью центральной системы горячего водоснабжения <адрес>.
В рамках проведенной прокуратурой <адрес> проверки с выходом на место осуществлен замер температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирного <адрес> и температуры воды горячего водоснабжения в местах водозабора (в самих жилых помещениях) и на вводе в указанный дом.
По результатам проведенных замеров установлено, что в <адрес> температура горячего водоснабжения в точке водозабора составляла 34,4 градуса, <адрес> – 40,2 градуса, <адрес> – 47,1 градуса, <адрес> – 49,2 градуса, <адрес> - 49,4 градуса.
При этом, температура теплоносителя горячего водоснабжения на вводе в МКД составила Т3-49,1 градуса, давление на вводе в дома Р3-4,0 кгс/см.
По информации Саратовского филиала АО «Энергосбыт Плюс» следует, что система горячего водоснабжения в указанном выше МКД подключена по закрытой схеме без циркуляции от ЦТП, расположенного по адресу: <адрес> А.
Исходя и проведенного прокуратурой города анализа представленных отчетов о часовых параметров коммунальной услуги «горячее водоснабжение» по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что температура подачи коммунальной услуги «горячее водоснабжение» не соответствует нормативным требованиям.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой города в адрес директора Саратовского филиала ПАО «Т Плюс» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое в настоящее время рассмотрено и не удовлетворено, перерасчет платы за поставки коммунальной услуги не произведен.
Также имеется необходимость в выполнении мероприятий как ресурсоснабжающей организацией – ПАО «Т Плюс», так и управляющей организацией – ООО «Управление Комфортом» внутри дома в выполнении мероприятий, обеспечивающих круглосуточную бесперебойную подачу коммунальной услуги «горячее водоснабжение», соответствующую нормативным требованиям именно в точках водозабора жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил обязать ПАО «Т Плюс», администрацию муниципального образования «<адрес>» (до внешней стены <адрес>) произвести мероприятия, направленные на обеспечения бесперебойной круглосуточной подачей коммунальной услуги «горячее водоснабжение» жителям многоквартирного <адрес> и обеспечивающую температуру горячей воды в местах водозабора жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов путем прокладки циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от блочно-модульной котельной, расположенной по адресу: <адрес> разработкой соответствующей проектной документации и внесении изменений в концессионное соглашение и инвестиционную программу. Кроме того просит обязать ООО «Управление Комфортом» (внутри <адрес>) провести мероприятия, направленные на обеспечения бесперебойной круглосуточной подачей коммунальной услуги «горячее водоснабжение» жителям многоквартирного <адрес> и обеспечивающую температуру горячей воды в местах водозабора жилых и нежилых помещений данного многоквартирного дома не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов путем прокладки циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения внутри указанного дома.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Золотушкин В.А. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков публичного акционерного общества «Т Плюс» Егоров Д.А. и общества с ограниченной ответственностью «Управление Комфортом» Гриняева О.Н в судебном заседании возражали против удовлетворения требований по основаниям указанным в возражениях.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в связи с чем, при отсутствии возражений сторон, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктом 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных
ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.
В силу пп. «в» п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность.
В приложении № к Правилам «Требования к качеству коммунальных услуг» применительно к качеству предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению установлено, что требование об обеспечении соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09).
Согласно п. п. 2.3, 2.4 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ
№, санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60.0 С градусов, в их числе LegionellaPneumophila, а температура горячей воды в местах водоразборанезависимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 и не выше 75.0 С.
Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» установлено, что расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна (пункт 5.3 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО «Т Плюс» в рамках осуществления своей деятельности эксплуатирует магистральные сети, которые являются частью центральной системы горячего водоснабжения <адрес>.
Ответчик осуществляет поставку коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Управление домом № по <адрес> осуществляет ООО «Управление Комфортом», что сторонами не оспаривалось.
В рамках проведенной прокуратурой <адрес> проверки с выходом на место осуществлен замер температуры воздуха в жилых помещениях многоквартирного <адрес> и температуры воды горячего водоснабжения в местах водозабора (в самих жилых помещениях) и на вводе в указанный дом. По результатам проведенных замеров установлено, что в <адрес> температура горячего водоснабжения в точке водозабора составляла 34,4 градуса, <адрес> – 40,2 градуса, <адрес> – 47,1 градуса, <адрес> – 49,2 градуса, <адрес> - 49,4 градуса. При этом, температура теплоносителя горячего водоснабжения на вводе в МКД составила Т3-49,1 градуса, давление на вводе в дома Р3-4,0 кгс/см. Система горячего водоснабжения в указанном выше МКД подключена по закрытой схеме без циркуляции от ЦТП, расположенного по адресу: <адрес> А. Исходя и проведенного прокуратурой города анализа представленных отчетов о часовых параметров коммунальной услуги «горячее водоснабжение» по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что температура подачи коммунальной услуги «горячее водоснабжение» не соответствует нормативным требованиям.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> вынесено представление в адрес ПАО «Т Плюс» филиала «Саратовский» об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Согласно ответу ПАО «Т Плюс» филиала «Саратовский» от ДД.ММ.ГГГГ для улучшения качества горячего водоснабжения в точках водозабора (жилых и нежилых помещений) ООО «Управление Комфортом» даны рекомендации по регулировке внутридомовой системы теплоснабжения. Распределение теплоносителя на нужды горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений МКД № по <адрес> производится во внутридомовой системе теплоснабжения, входящей в состав общего имущества МКД и расположенной после границ раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. В настоящее время энергоресурс на нужды отопления и горячее водоснабжение в границах эксплуатационной ответственности ПАО «Т Плюс» соответствует установленным требованиям, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству стороны истца по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Центр независимой технической экспертизы».
Из заключения экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что действующие на период строительства требования допускали отсутствие циркуляционного трубопровода при соблюдении требуемых параметров (температурного режима). В соответствии с техническими требованиями, действующими на период строительства и на момент производства экспертизы, должен быть предусмотрен циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения (Т4) от действующей блочно-модульной котельной по адресу: <адрес>, к МКД <адрес>. На момент проведения экспертного осмотра и пояснений сторон установлено, что горячее водоснабжение осуществляется от блочно-модульной котельной по адресу: <адрес>. В данной котельной предусмотрен циркуляционной трубопровод (Т4) в системе горячего водоснабжения, но фактически не используется. Учитывая наличие предусмотренного циркуляционного трубопровода в БМК, техническая возможность устройства циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от блочно-модульной котельной по адресу: <адрес> к МКД 15 по <адрес> имеется. Техническое решение по прокладке циркляционного трубопровода должно определяться проектной документацией. В соответствии с техническими требованиями, поддержание у водозаборных кранов требуемой температуры горячей воды достигается за счет постоянной циркуляции ее в системе. Отсутствие циркуляции в системе приводит к снижению температуры (охлаждению) воды и влияет на нормативную температуру подачи коммунальной услуги «горячее водоснабжение». В результате проведенного исследования эксперт приходит к выводу, что оснований для перерасчета платы в связи с некачественно поставленной услугой по горячему водоснабжениею не имеется. Наличие циркуляционного трубопровода (Т4) в подвальных помещениях МКД не выявлено. Подключение отсутствующего циркуляционного трубопровода Т4 в МКД к наружным сетям отсутствует. Установлено отсутствие циркуляционного трубопровода (Т4) в подвальных помещениях многоквартирного <адрес>, отсутствие подключения к наружным сетям циркуляционного трубопровода, так ка он отсутствует. При установленных обстоятельствах (физическом отсутствии трубопровода) обеспечение циркуляции воды в системе горячего водоснабжения в квартальные сети невозможно.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Под реконструкцией объекта капитального строительства (каковым и является многоквартирный дом) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14 статьи 1 ГрК РФ).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения входит в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства (часть 5 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования).
С учетом вышеуказанного система горячего водоснабжения относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного <адрес>, а решение о реконструкции многоквартирного дома, связанного с реконструкцией системы подачи горячего водоснабжения, относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно п. 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °C - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Как пояснил эксперт ФИО6 в судебном заседании, проведение циркуляционного трубопровода невозможно без реконструкции внутридомовой системы горячего водоснабжения. В данном случае причиной ненормативной температуры горячей воды является «тупиковая система горячего водоснабжения», которую возможно изменить лишь путем реконструкции сетей горячего водоснабжения.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, решения о реконструкции системы подачи горячего водоснабжения собственники многоквартирного <адрес> не принимали.
При этом доказательств нарушения обязательств управляющей организацией, связанных с ненадлежащим содержанием общего имущества, в материалах дела не имеется. По существу требования истца в отношении ООО «Управление Комфортом» направлены на понуждение управляющей организации к проведению капитального ремонта, реконструкции системы горячего водоснабжения в многоквартирном доме в отсутствие на то решения собственников.
Также стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих, что горячее водоснабжение многоквартирного дома возможно привести к нормируемым параметрам без реконструкции внутридомовой системы горячего водоснабжения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае решение является неисполнимым, поскольку характер работ, необходимых для его исполнения, носит капитальный характер. Проведение работ капитального характера общего имущества многоквартирного жилого дома не относится к полномочиям управляющей организации, а возложение обязанности на ПАО «Т Плюс» и администрацию муниципального образования «<адрес>» по прокладке циркуляционного трубопровода горячего водоснабжения от блочно-модульной котельной по адресу: <адрес> до внешней границы стены МКД № по <адрес> с разработкой проектной документации и внесении изменений в концессионное соглашение и инвестиционную программу не восстановит надлежащую температуру горячей воды внутри дома.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что мероприятия, необходимые для устранения выявленных нарушений, требуют не только реконструкции теплотрассы и разработки проектной документации, но и проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме вопросы о реконструкции общедомовых инженерных сетей не принимались, разрешение указанных вопросов не входит в компетенцию управляющей компании, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
В силу положений ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Вместе с тем согласно положениям ст. 89 ГПК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор как лицо, освобожденное от уплаты судебных расходов, не должен производить оплату расходов, связанных с проведением судебной экспертизы.
По настоящему делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО «Центр независимой технической экспертизы», которым заявлено ходатайство о распределении судебных расходов по проведению судебной экспертизы в размере 85 000 руб., представлен счет на оплату.
В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции» финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.
На основании ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 февраля 1999 года № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.
В силу пп. 20.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08 января 1998 года № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» судебный департамент финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета.
Управление Судебного департамента в <адрес> является органом Судебного департамента, осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов <адрес>, а также в пределах своей компетенции финансирует районные суды в <адрес>.
Исходя из приведенных выше норм права, расходы по проведению судебной экспертизы по настоящему делу подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета с Управления Судебного департамента в <адрес> в размере 85 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований первого заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов Бирюковой Татьяны Николаевны к публичному акционерному обществу «Т Плюс», обществу с ограниченной ответственностью «Управление Комфортом» о возложении обязанности произвести мероприятия, направленные на обеспечение бесперебойной круглосуточной подачи коммунальной услуги в многоквартирном доме отказать в полном объеме.
Взыскать с Управления Судебного департамента в <адрес> за счет средств федерального бюджета в пользу общества с ограниченной ответственностью «Центр независимой технической экспертизы» по <адрес> (ИНН №) расходы по проведению судебной экспертизы в размере 85 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья И.С. Простакова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 06 ноября 2024 года.
Судья И.С. Простакова