Дело №
УИД: №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе судьи Топчиловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Рычковой К.Н.,
с участием представителя истца М.И.А., представителя ответчика Котовщиковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева В. В. к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> об обязании включить период обучения в страховой стаж,
у с т а н о в и л:
Г.В.В. обратился в суд с иском и просил включить в страховой стаж период обучения в Новосибирском электротехническом институте с ДД.ММ.ГГГГ годы.
В обоснование своих требований истец указал, что является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В октябре 2021 года он обратился в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о получении удостоверения «Ветеран труда», в связи с наличием трудового стажа в 40 лет. Однако, истцу было отказано, ввиду не включения в его страховой стаж периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ годы. Полагая, что пенсионным органом был незаконно исключен данный период работы, Князев В.В. обратился в суд с иском.
Истец в судебное не явился, извещался судом надлежащим образом, судебное извещение возвращено в адрес суда за истечением срока хранения.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения согласно иску.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в отзыве.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что право на страховую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно представленной в материалы дела справке, Князев В.В. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, Князев В.В. обратился в ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда <адрес>».
Согласно ответу ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в присвоении звания «Ветеран труда» было отказано, ввиду отсутствия необходимого стажа.
Так, ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» указал, что из трудовой книжки истца следует, что его стаж работы составляет 39 лет 6 месяцев 1 день, при необходимом стаже для мужчин – 40 лет.
Князев В.В., полагая отказ незаконным, обратился в суд с указанным иском.
Суд, исследовав представленные доказательства, полагает, что иск не подлежит удовлетворению, ввиду того, что он заявлен к ненадлежащему ответчику.
Согласно статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О почетном звании "Ветеран труда <адрес>» почетное звание «Ветеран труда <адрес>» присваивается гражданам, достигшим возраста 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин либо возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим стаж работы, в том числе военной службы (далее - стаж работы), не менее 35 лет для женщин, из которых не менее 15 лет составляет работа на территории <адрес> и (или) военная служба независимо от места ее прохождения, и не менее 40 лет для мужчин, из которых не менее 20 лет составляет работа на территории <адрес> и (или) военная служба независимо от места ее прохождения. К работе на территории <адрес> для супругов военнослужащих приравнивается их работа по месту прохождения военной службы другим супругом.
Из статьи 3 Закона следует, что документами, подтверждающими стаж работы, являются трудовая книжка или ее копия, заверенная центром социальной поддержки населения либо в ином порядке, установленном федеральным законодательством, а также иные документы, содержащие сведения о периодах работы, входящих в стаж работы.
Таким образом, из буквального толкования закона следует, что для получения права на присвоение соответствующего звания необходимо осуществление трудовой деятельности для мужчин продолжительностью не менее 40 лет, при этом, данный стаж рассчитывается на основании норм законодательства <адрес>, без учета положений пенсионного законодательства.
Из содержания Постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об удостоверении «Ветеран труда <адрес>», статьи 3 Закона следует, что органом, полномочным принимать решение о наличии права на присвоение данного звания является Министерства труда и социального развития <адрес>.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ГУ ОПФР по НСО не является надлежащим ответчиком по делу об оспаривании решения, в части отказа во включении в стаж работы, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда <адрес>», периода обучения в учебном заведении.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании включить период обучения в страховой стаж, суд также учитывает следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1).
В связи с изменением порядка исчисления трудовых пенсий, в том числе по старости, с даты вступления в силу Федерального «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть с ДД.ММ.ГГГГ, законодатель в статье 30 этого Федерального закона установил для застрахованных лиц преобразование их пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, составным элементом которой является исчисляемый в установленном порядке расчетный размер трудовой пенсии. При этом в пункте 2 данной статьи закреплено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет указанным лицам выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ №О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение, нахождение в отпуске по уходу за ребенком, - не засчитываются. Период службы в армии в двойном размере также не учитывается. Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Пунктом 4 статьи 30 Федерального от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, учитываемая в календарном порядке, куда входят периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), периоды военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Таким образом, положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяют им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствуют реализации приобретенных пенсионных прав.
Как следует из представленных материалов, расчетный размер пенсии Князева В.В. определен в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», без учета периодов его обучения в высшем учебном заведении, поскольку данный порядок расчета пенсии является более выгодным для истца.
Суд, анализируя приведенные выше нормы права, не находит оснований для удовлетворения требований истца об обязании включить указанные периоды в страховой стаж, поскольку из материалов дела не усматривается, что ответчиком были нарушены пенсионные права истца. Так, ответчиком правомерно была назначена истцу пенсия по пункту 3 статьи 30 Закона как наиболее выгодному для истца, заявления о перерасчете пенсии по другому пункту истец не подавал.
Учитывая изложенное, ответчиком правомерно для определения размера расчетной страховой пенсии по старости по состоянию на дату назначения пенсии был определен стаж 36 лет 04 месяц 14 дней без учета обучения.
Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, позволяют им выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствуют реализации приобретенных пенсионных прав, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права. Пункт 1 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичная норма в настоящее время закреплена в части 1 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях») является элементом правового механизма определения размера страховой части трудовой пенсии, содержит общие правила определения размера трудовой пенсии, в равной мере распространяется на всех лиц, являющихся получателями трудовых пенсий, и также не может расцениваться как нарушающий права заявительницы (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, применяются при расчете стажа по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; определение от ДД.ММ.ГГГГ N 2906-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки П.Л.М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 17, положениями статьи 30 и пунктом 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3022-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ш.Н.А. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При этом, вопреки доводам искового заявления, при решении вопроса о наличии права на пенсию ответчиком был учтен период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из данных о стаже Князева В.В. (л.д.№).
Суд, анализируя представленные по делу доказательства, с учетом их оценки на относимость и допустимость, принимая во внимание, что истцу назначена пенсия по более выгодному для него варианту, не учитывающему в страховом стаже периоды обучения в высших учебных заведения, принимая во внимание, что истцом не подавалось в установленные законом порядке и сроки заявление о перерасчете пенсии по другому основанию, приходит к выводу, что требования истца об обязании включить период обучения в страховой стаж не подлежит удовлетворению.
Приходя к таким выводам, суд учитывает, что определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Князеву В.В. истцу было предложено представить доказательства, на которые он основывает свои исковые требования, в том числе, указать, указать правовые основания для повторного включения периода учебы в страховой стаж, учитывая, что из расчета пенсионного органа усматривается, что период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включен в стаж, учитываемый при решении вопроса о праве на назначение пенсии, указать, чем именно нарушаются права ответчиком, учитывая, что стаж, подлежащий учету при присвоении звания «Ветеран труда», рассчитывается иным органом.
Однако, в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, таких доказательств суду представлено не было.
Суд, анализируя представленные по делу доказательства, с учетом их оценки на относимость и допустимость, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Г.В.Н. в объеме, определенном судом, в части обязания включить период военной службы и произвести корректировку сведений индивидуального лицевого счета истца, с учетом включенного периода.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л :
Исковое заявление Князева В. В. (СНИЛС №) к Государственному учреждению – Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> (ИНН 5406103101) об обязании включить период обучения в страховой стаж оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший решение.
Судья Н.Н. Топчилова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ