Дело № 2-919/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 15 сентября 2015 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Халиулина А.Д.,
при секретаре судебного заседания Ерофеевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Сидуловой И.В. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж периоды работы,
установил:
Сидулова И.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Горномарийском районе Республики Марий Эл, в котором просила возложить на ответчика обязанность включить в общий трудовой стаж периоды ее работы в колхозе «Дружба» Кузнецовского сельского совета Горномарийского района Марийской АССР с 1972 по 1978 годы.
Определением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 31 августа 2015 года по заявлению истца ненадлежащий ответчик по делу был заменен на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл, которого Сидулова И.В. просила обязать включить в ее общий трудовой стаж периоды работы в колхозе «Дружба» Кузнецовского сельского Совета Горномарийского района Марийской АССР, указанные в архивной справке № С-358 от 17 июня 2015 года: июнь 1972 года – 3,5 ч/д, январь 1973 года – 1 ч/д, август 1973 года – 10 ч/д, июль 1974 года – 14,5 ч/д, август 1974 года – 23 ч/д, сентябрь 1974 года – 9,5 ч/д, июль 1975 года – 15 ч/д, август 1975 года – 4,5 ч/д, сентябрь 1975 года – 2 ч/д, август 1976 года – 25 ч/д, сентябрь 1976 года – 22 ч/д, август 1977 года – 13 ч/д, сентябрь 1977 года – 10 ч/д, август 1978 года – 1 ч/д.
В обоснование иска истец указала, что спорные периоды работы в ее трудовой книжке не фиксировались по причине не достижения возраста, позволяющего заключать трудовой договор. В книге учета труда и расчетов лицевые счета были открыты на ее старшую сестру и отца. В настоящее время требуется доказать факт ее работы в колхозе «Дружба» Кузнецовского сельского совета Горномарийского района для перерасчета пенсии. Ответчик отказал включить спорные периоды работы в ее общий трудовой стаж, в связи с чем, истец просила удовлетворить исковые требования.
В судебном заседании истец Сидулова И.В. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске. Пояснила, что в спорные периоды она работала в колхозе «Дружба» помощником повара, собирала золу, работала на зернотоке и выполняла иные работы. В связи с ее несовершеннолетним возрастом, лицевые счета были открыты на имя отца и старшей сестры.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Горномарийском районе Республики Марий Эл Рипанова М.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 8/15, исковые требования не признала. Представила возражения на исковое заявление, из содержания которых следует, что согласно Примерному уставу сельскохозяйственной артели, утвержденного 17.02.1935 года, членами колхоза на постоянную работу могли быть приняты лица, достигшие возраста 16 лет. Следовательно, лица моложе 16 лет не могли быть членами колхоза, и поэтому период работы истицы до достижения возраста 16 лет не может быть подтвержден какими-либо доказательствами. Также истцом не представлено доказательств того, что при достижение возраста 16 лет она была принята в члены колхоза «Дружба» Кузнецовского сельского совета Горномарийского района Марийской АССР. С учетом изложенного ответчик просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав стороны, свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 указанного Закона правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.
Согласно п. 11 указанных Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что истец Сидулова И.В. (до вступления в брак ДД.ММ.ГГГГ – ФИО4) родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Из искового заявления и объяснений истца в судебном заседании следует, что в период с 1972 по 1978 годы она работала в колхозе «Дружба». В связи с ее несовершеннолетним возрастом, лицевые счета были открыты на имя отца и старшей сестры.
Доводы истца о ее работе в колхозе «Дружба» Кузнецовского сельского Совета Горномарийского района в спорные периоды подтверждаются данными архивной справки № С-358 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной архивным отделом администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл, в которой содержатся сведения о том, что в книгах учета труда и расчетов с членами колхоза «Дружба» Кузнецовского сельского Совета Горномарийского района Марийской АССР лицевой счет за 1972 год открыт на ФИО1., значится Раиса, за 1973 год лицевой счет открыт на ФИО2., значится Рая, за 1974- 1975 годы лицевой счет открыт на ФИО2., значится Рая, за 1976 год лицевой счет открыт на ФИО2., значится Рая (Ир.), за 1977-1978 годы лицевой счет открыт на Сарамбаеву Ираиду Викт.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Кузнецовской сельской администрацией Горномарийского района Республики Марий Эл, ФИО2, 1959 года рождения, Сарамбаева И.В., 1960 года рождения, являлись членами хозяйства главы ФИО1ича, 1936 года рождения.
Помимо вышеуказанных доказательств, доводы истца о том, что она действительно принимала трудовое участие в колхозе «Дружба» Кузнецовского сельского Совета Горномарийского района нашли свое подтверждение в показаниях свидетеля Обуховой (до заключения брака ФИО4) В.В., которая в судебном заседании показала, что она является старшей сестрой Сидуловой И.В. Они вместе с сестрой в 1972-1978 годах работали в колхозе «Дружба» Кузнецовского сельского совета. Сидулова И.В. работала поваром, летом принимала участие в сенокосе и выполняла иные работы.
У суда не имеется оснований сомневаться в объективности и достоверности показаний свидетеля, данных в судебном заседании, поскольку эти показания полностью подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании письменных доказательств, поэтому суд кладет их в основу своего решения.
Таким образом, из представленных доказательств судом установлено, что истец действительно принимала трудовое участие в колхозе «Дружба» Горномарийского района Марийской АССР в 1972-1978 годы.
Довод ответчика о том, что возраст истца в спорные периоды был менее 16 лет, поэтому спорные периоды работы не могут быть включены в стаж работы, суд находит несостоятельным.
Согласно постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 апреля 1942 г. № 507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» предусматривалось, что на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы в порядке мобилизации привлекались лица мужского пола в возрасте от 14 лет до 55 лет и лица женского пола в возрасте от 14 лет до 50 лет, а также учащиеся 6-10 классов неполных средних и средних сельских и городских школ, студенты техникумов и ВУЗов. При этом привлечение на сельскохозяйственные работы учащихся школ, техникумов и ВУЗов производилось лишь в летнее время.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не содержал ограничений по возрасту.
При таких обстоятельствах юридически значимым при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы на предприятии или в колхозе, является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя. Установленные в законодательстве того времени запреты по приему в члены колхоза несовершеннолетних накладывали ограничения и имели негативные последствия при их несоблюдении для работодателей, но не для работников, принятых на работу и фактически осуществлявших трудовую деятельность. Иное толкование и применение законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Таким образом, ограничение права гражданина на получение государственной пенсии по возрасту условием достижения определенного возраста, начиная с которого трудовая деятельность засчитывается в трудовой стаж, недопустимо.
Поскольку Сидулова И.В. фактически осуществляла трудовую деятельность в спорные периоды, ее исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и организации по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Иных требований, иных доказательств, кроме вышеизложенных, суду не представлено.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сидуловой И.В. удовлетворить.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл обязанность включить в общий трудовой стаж Сидуловой И.В. периоды ее работы в колхозе «Дружба» Кузнецовского сельского Совета Горномарийского района Марийской АССР: июнь 1972 года – 3,5 ч/д, январь 1973 года – 1 ч/д, август 1973 года – 10 ч/д, июль 1974 года – 14,5 ч/д, август 1974 года – 23 ч/д, сентябрь 1974 года – 9,5 ч/д, июль 1975 года – 15 ч/д, август 1975 года – 4,5 ч/д, сентябрь 1975 года – 2 ч/д, август 1976 года – 25 ч/д, сентябрь 1976 года – 22 ч/д, август 1977 года – 13 ч/д, сентябрь 1977 года – 10 ч/д, август 1978 года – 1 ч/д.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл в пользу Сидуловой И.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий А.Д. Халиулин
Мотивированное решение составлено 17 сентября 2015 года.