УИД 13МS0033-01-2021-001927-61
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14125/2022
№ 2-1342/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Саратов 10 июня 2022 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Вербышевой Ю.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Лоскутову Е. И., Лоскутовой А. П., Лоскутову Е. Е. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе Лоскутова Е. И. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Рузаевского района Республики Мордовия от 29 октября 2021 г. и апелляционное определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 февраля 2022 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) «РЕМОНДИС Саранск» обратилось в суд с иском к Лоскутову Е.И., Лоскутовой А.П., Лоскутову Е.Е. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В обоснование заявленных требований указало, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия. С 1 мая 2018 г. истец является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы ответчики. За период с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2020 г. ответчики плату за указанную коммунальную услугу не вносили, в связи с чем образовалась задолженность. Просили взыскать с ответчиков задолженность за коммунальную услугу обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 8364 руб. 80 коп., в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 400 руб., почтовые расходы в размере 262 руб. 50 коп.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Рузаевского района Республики Мордовия от 29 октября 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 февраля 2022 г., с Лоскутова Е.И. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» взысканы задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 2304 руб. 66 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 133 руб. 33 коп., почтовые расходы в размере 87 руб. 50 коп.
С Лоскутовой А.П. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» взысканы задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 2304 руб. 66 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 133 руб. 33 коп., почтовые расходы в размере 87 руб. 50 коп.
С Лоскутова Е.Е. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» взысканы задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 2304 руб. 66 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 133 руб. 33 коп., почтовые расходы в размере 87 руб. 50 коп.
В кассационной жалобе Лоскутов Е.И. просит об отмене вынесенных судебных постановлений, указывая на то, что он договор с истцом не заключал.
Кассационная жалоба в порядке ч. 10 ст. 397.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лоскутов Е.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном жилом доме зарегистрированы Лоскутов Е.И., Лоскутова А.П., Лоскутов Е.Е.
11 августа 2017 г. между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, заключено соглашения №, в соответствии с условиями которого ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия. Зоной деятельности регионального оператора является территория Республики Мордовия
Дополнительным соглашением № от 29 декабря 2017 г. установлена дата начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Рузаевского муниципального района – 1 мая 2018 г.
В соответствии с уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание.
Согласно данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья.
4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» опубликовано адресованное, в том числе потребителям Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц – собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секретаре Республики Мордовия.
Газета «Известия Мордовии» согласно пункту 2 статьи 70 Закона Республики Мордовия от 21 февраля 2002 г. № 10-3 «О правовых актах Республики Мордовия» является источником официального опубликования правовых актов Республики Мордовия.
В пункте 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) региональным оператором потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пункта 1 статьи 433, пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Согласно пункту 2.5 опубликованной публичной оферты от 4 апреля 2018 г. дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц Рузаевского муниципального района Республики Мордовия региональным оператором начинается с 1 мая 2018 г.
Решением Совета депутатов Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия 31 октября 2017 г. № 18/69 утверждены Правила благоустройства на территории Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. Указанными правилами запрещено накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах (п.10.2.4); введен запрет на сжигание отходов производства и потребления (п.10.2.8).
Постановлением исполняющего обязанности Главы администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 17 января 2020 г. № 1 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Левженском сельском поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
18 марта 2021 г. постановление Главы администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия № 12 внесены изменения в постановление от 17 января 2020 г. № 1, согласно которому по состоянию на 18 марта 2021 г. их количество составляет 15, в том числе у <адрес> (источник образования ТКО <адрес> дома с литерами).
Утвержденный органом местного самоуправления реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Левженском сельском поселении Рузаевского муниципального района размещен в сети интернет на общедоступном сайте администрации Леженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно данным, содержащимся в справке администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 7 октября 2021 г., следует, что в период с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2020 г. контейнеры для сбора твердых коммунальных услуг были установлены у <адрес>. На улице Ленина с литерами контейнеры не установлены в связи с отсутствием дороги с твердым покрытием, что затрудняет вывоз ТКО. Вывоз мусора из контейнеров, установленных в <адрес>, осуществляется ООО «РЕМОНДИС Саранск» в соответствии с маршрутными графиками на механизированную уборку твердых бытовых и пищевых отходов
Разрешая заявленные требования, мировой судья руководствовался положениями статей 210, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, 30, 31, 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, 1 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесений изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», 24.7 Федерального закона от 26 апреля 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, и исходил из наличия у ответчика, являющегося собственником жилого помещения, обязанности по внесению платы за предоставленную истцом услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, установив, что истцом фактически оказывались услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков образовавшейся задолженности.
Мировым судьей отклонены доводы ответчика об отсутствии доказательств возникновения между истцом и ответчиком договорных отношений, поскольку доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес истца мотивированного отказа от подписания типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или заявления о заключении договора в письменной форме, стороной ответчика представлено не было.
Надлежаще оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен ответчиками с истцом на условиях типового договора на 16-й рабочий день после публикации региональным оператором предложения о заключении данного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Мировым судьей признаны несостоятельными доводы Лоскутова Е.И. о том, что он не пользуется услугами ООО «РЕМОНДИС Саранск», а самостоятельно утилизирует образовавшиеся отходы, ввиду не предоставления доказательств, подтверждающих самостоятельную утилизацию твердых коммунальных отходов без нарушения санитарного законодательства, в том числе данных о заключении договоров на утилизацию твердых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказании услуг, обращения с заявлением к региональному оператору по перерасчету указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортировки твердых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Также судом первой инстанции отклонены доводы ответчика Лоскутовой А.П. об отсутствии обязанности по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных услуг, в связи с не проживанием по адресу регистрации, так как они основаны на неверном толковании норм права.
Определяя размер задолженности, подлежащий взысканию, и период с которого подлежит взысканию сумма долга, суд первой инстанции, принимая во внимание заявление ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, установив дату, когда ООО «РЕМОНДИС Саранск» стало известно о нарушение его прав, пришел к выводу о том, что истцом не пропущен срок исковой давности на обращение в суд с заявленными требованиями.
Соглашаясь с выводами мирового судьи, суд апелляционной инстанции указал на то, что доводы ответчиков о том, что услугами истца они не пользуются ввиду удаленности контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов от места их проживания, не могут являться основанием для вывода о неоказании или (ненадлежащем) оказании ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку на истца возложена обязанность принимать твердые коммунальные отходы именно в местах (на площадках) накопления, определенных договором, и установленных органом местного самоуправления.
Судом апелляционной инстанции отклонены доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчиков сведений об оказании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, о реестре мест накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории <адрес>, и обязанности администрации в этой связи созвать сход граждан <адрес>, поскольку регулирование, рассмотрение, решение указанных вопрос, информирование граждан <адрес> по указанным вопросам не относится к компетенции ООО «РЕМОНДИС Саранск» как регионального оператора.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статей 3, 6, 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», пункта 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отклонил доводы апелляционной жалобы о незаконном открытии лицевого счета без ведома Лоскутова Е.И., поскольку действия истца по обработке персональных данных ответчиков без согласия последних, включая открытие лицевого счета, необходимы для исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорное правоотношение.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия «Известия Мордовия» региональным оператором опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что между истцом и ответчиком не был заключен письменный договор, ответчик услугами ООО «РЕМОНДИС Саранск» не пользовались, поскольку в силу выше приведенных законоположений собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиками способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчики не пользуются коммунальной услугой, в материалы дела не представлено.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанций, не нашли своего подтверждения и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых судебных актах.
Само по себе несогласие с данной судебными инстанциями оценкой доказательств не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 379.5, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Рузаевского района Республики Мордовия от 29 октября 2021 г. и апелляционное определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лоскутова Е. И. – без удовлетворения.