Дело № 2-345/2024
УИД 34RS0019-01-2023-004711-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Камышин 16 апреля 2024 года
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ветлугина В.А.
при секретаре судебного заседания Кибальниковой Е.Е.
с участием истца Полоника В.И., его представителя Кошовца А.Н.
представителей ответчика Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области Егоровой Л.А., Капкаевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полоника Валерия Ивановича к Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Полоник В.И. обратился в суд с иском к Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет. В обосновании требований истец указал, что 10 апреля 2014 года обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки по форме, установленной приложением к решению Камышинской городской Думы от 27 июня 2008 года № 36, для оформления пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему, замещавшему должности муниципальной службы органов местного самоуправления городского округа – города Камышина. В выдаче указанной справки ему было отказано по причине того, что право на пенсию у него не возникло, так как он был уволен с муниципальной службы 16 июня 2004 года, то есть ранее предусмотренного срока – 1 января 2006 года. 3 июня 2014 года истец подал заявление о назначении ему пенсии за выслугу лет, в удовлетворении которого ему было отказано. 17 ноября 2023 года он повторно обратился к ответчику по вопросу назначения пенсии. Письмом от 23 ноября 2023 года Администрация городского округа – города Камышина Волгоградской области отказала ему в назначении пенсии, указав, что муниципальные служащие, замещавшие должности муниципальной службы органов местного самоуправления городского округа – города Камышина имеют право на пенсию за выслугу лет при соблюдении нескольких условий, одно из которых увольнение с муниципальной службы не ранее 1 января 2006 года. Полагает, что ответчик нарушает его пенсионные права, исходя из следующего. В трудовой книжке Полоника В.И. имеются следующие записи: 16 июня 2004 года он был уволен с должности начальника Управления капитального строительства Администрации городского округа – города Камышина по сокращению штата работников организации на основании распоряжения № 441-р/л от 16 июня 2004 года, работодателем указана Администрация городского округа – города Камышина; 17 июня 2004 года был принят в Администрацию городского округа – города Камышина на должность начальника муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Камышина» на основании распоряжения № 445-р/л от 17 июня 2004 года, в качестве работодателя указана Администрация города Камышина. После указанной записи в трудовой книжке сделана запись о переименовании Администрации города Камышина в Администрацию городского округа – города Камышина; 16 апреля 2007 года истец был уволен по собственному желанию на основании распоряжения № 279-р/л от 16 апреля 2007 года. Записи о работе с 17 июня 2004 года по 16 апреля 2007 года заверены печатью Управления делами Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области. Согласно его личной карточке (форма Т-2), он непрерывно с 8 мая 1987 года по 16 апреля 2007 года работал в органах местного самоуправления. При этом, за период с 17 июня 2004 года по 16 апреля 2007 года в графе «цех (отдел), участок» указано – муниципальное учреждение «Управление капитального строительства города Камышина», в графе «профессия (должность)», указано начальник. В период с 2004 года по 2006 год ответчик, как работодатель, неоднократно поощрял истца, а именно: распоряжением Администрации городского округа – города Камышина от 8 февраля 2004 года № 77р/л Полоник В.И. награжден почетной грамотой, распоряжением Главы городского округа – города Камышина от 14 декабря 2005 года № 1132р/л ему объявлена благодарность, распоряжением Главы городского округа – города Камышина от 22 мая 2006 года № 253-р он был премирован, как сотрудник органа местного самоуправления, принявший участие в III спартакиаде региональных округов Волгоградской области, премия выплачена за счет средств Администрации городского округа, предусмотренных на 2006 год на выплату заработной платы. Согласно справке, выданной МБУ «УКСРиЭ, за период с 1 апреля 2006 года по 31 марта 2007 года истец получал денежное содержание (вознаграждение), как лицо, замещающее муниципальную должность, должность муниципальной службы городского округа – города Камышина. В состав ежемесячного денежного содержания входили: должностной оклад, надбавка за особые условия муниципальной службы, надбавка за выслугу лет, единовременная выплата по итогам службы за год. Стаж его муниципальной службы составляет 22 года 1 месяц 16 дней (с 1 марта 1985 года по 16 апреля 2007 года). Перед увольнением Полоник В.И. замещал должность муниципальной службы почти 3 года (с 17 июня 2004 года по 16 апреля 2007 года). 16 апреля 2007 года он был уволен по собственному желанию. 14 февраля 2014 года истцу была назначена трудовая пенсия по старости.
На основании изложенного, с учетом увеличения исковых требований (том 1 л.д. 233), просит суд: признать незаконным отказ Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области о назначении пенсии за выслугу лет; обязать Администрацию городского округа – города Камышина Волгоградской области назначить и выплатить пенсию за выслугу лет со дня подачи заявления, то есть с 3 июня 2014 года; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100,00 рублей.
Истец Полоник В.И. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал в полном объеме, дополнил, что уведомление об отказе в назначении ему пенсии он получил по почте лично 19 мая 2014 года, однако за судебной защитой обратился только в 2023 году, в связи с ухудшением материального положения.
Представитель истца Кошовец А.Н. в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях, представил письменные объяснения (том 1 л.д. 168-170), указав, что при обращении к ответчику с заявлением истцом были представлены все необходимые документы и основания для отказа в назначении указанной пенсии, у ответчика отсутствовали. Его доверитель в спорный период времени состоял на муниципальной службе в Администрации городского округа – города Камышина, получал денежное содержание из средств бюджета города Камышина, его работодателем являлась Администрация города Камышина. В письмах, поступивших от Администрации городского округа – г. Камышина в его адрес, была указана единственная причина для отказа в назначении пенсии – увольнение с муниципальной службы до 1 января 2006 года. Ссылка представителей ответчика на не предоставление Полоником В.И. полного пакета документов является незаконной, так как данные документы имелись у истца в наличии, при необходимости уполномоченный орган мог их истребовать. Обратил внимание суда, что срок исковой давности в данном случае не применим.
Представители ответчика Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области Егорова Л.А. и Капкаева С.В. в судебном заседании не согласились с исковыми требованиями по доводам, изложенным в возражении (том 1 л.д. 135-137), объяснении в письменной форме (том 1 л.д. 208-213), при этом пояснили, что Полонику В.И. было отказано в назначении муниципальной пенсии за выслугу лет и выдаче справки для назначения пенсии, поскольку он был уволен с муниципальной службы ранее 1 января 2006 года (16 июня 2004 года). Должность начальника муниципального учреждения «Управления капитального строительства города Камышина», которую истец замещал с 17 июня 2004 года по 16 апреля 2007 года, не отнесена к должностям муниципальной службы. Муниципальное учреждение «Управление капитального строительства города Камышина» в спорный период в структуру Администрации города Камышина не входило. Кроме того, Полоником В.И. при подаче заявления о назначении пенсии за выслугу лет не были представлены все необходимые документы. При повторном обращении Полоником В.И. не была соблюдена форма обращения, в связи с чем заседание комиссии не проводилось, ему был дан письменный ответ. Просили применить к заявленным требованиям срок исковой давности (том 1 л.д. 242).
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент обращения истца за назначением муниципальной пенсии) (далее по тексту ФЗ № 25, Закон) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
Основными принципами муниципальной службы являются в том числе: правовая и социальная защищенность муниципальных служащих (статья 4 указанного Закона).
В соответствии со статьей 23 ФЗ № 25 установлены гарантии для муниципального служащего, в том числе - право на пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1).
Согласно части 2 статьи 22 данного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Федеральный закон № 25, включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства правовой природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Согласно части 1 статьи 24 указанного Закона права государственного гражданского служащего, установленные Федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме распространяются на муниципального служащего.
Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В этой связи, как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года № 25 (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 4-5 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим Федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации.
Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям Федерального закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм материального права следует, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих.
Камышинской городской Думой Волгоградской области от 27 июня 2008 года № 36 принято решение «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности городского округа – города Камышина и муниципальные должности муниципальной службы городского округа – города Камышина», которым установлено следующее:
право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности городского округа - город Камышин, при условии замещения муниципальной должности городского округа - город Камышин не менее одного года, получавшие ежемесячное денежное содержание или ежемесячное денежное вознаграждение за счет средств бюджета городского округа - город Камышин и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий в связи с противоправными действиями или отзывом с замещаемой муниципальной должности городского округа (пункт 2.1);
муниципальные служащие, замещавшие должности муниципальной службы органов местного самоуправления городского округа - город Камышин, имеют право на пенсию за выслугу лет при одновременном выполнении следующих условий: наличие стажа муниципальной службы, учитываемого для назначения в соответствии с настоящим решением пенсии за выслугу лет, не менее пятнадцати лет, в том числе при замещении должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа - город Камышин суммарно не менее семи лет; замещение должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа - город Камышин не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением; увольнение с муниципальной службы городского округа - город Камышин не ранее 1 января 2006 года по следующим основаниям: увольнение с должностей муниципальной службы городского округа - город Камышин, замещаемых на определенный срок, учреждаемых в установленном действующим законодательством Волгоградской области порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий выборных лиц, замещающих муниципальные должности городского округа, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий; расторжение трудового договора по инициативе работника; достижение предельного возраста, установленного федеральным законодательством для замещения муниципальной должности муниципальной службы; несоответствие работника занимаемой должности вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; признание работника полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; ликвидация или реорганизация органов местного самоуправления городского округа, а также их структурных подразделений, являющихся юридическими лицами; сокращение штатов; истечение срока трудового договора; перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю (пункт 2.2);
пенсия за выслугу лет устанавливается в виде ежемесячной дополнительной выплаты: к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», - по достижении возраста, предусмотренного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»… Пенсия за выслугу лет устанавливается независимо от возраста, в котором лица, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего решения, были уволены с муниципальной службы или освобождены от муниципальных должностей (пункт 2.3);
в стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, включаются периоды работы на должностях, установленных Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также на иных должностях в соответствии с действующим законодательством Волгоградской области (пункт 3.1);
пенсия за выслугу лет устанавливается на основании письменного заявления лица на имя Главы городского округа - город Камышин о назначении пенсии за выслугу лет. Заявление регистрируется в день его подачи в управление делами Администрации городского округа - город Камышин (далее по тексту Управление делами), заявителю выдается расписка, в которой указываются дата приема заявления и перечень принятых документов. К заявлению о назначении пенсии заявителем прилагаются следующие документы: представление к назначению пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению 4 к настоящему решению; справка органа, назначившего и выплачивающего пенсии, о размере назначенных пенсий, иных выплат с указанием федеральных законов, иных нормативных документов, в соответствии с которыми они назначены, - на месяц установления пенсии за выслугу лет; копии документов об освобождении от муниципальной должности или муниципальной должности муниципальной службы, заверенные в установленном порядке; копии трудовой книжки, иных документов, подтверждающих стаж для назначения пенсии за выслугу лет, заверенные в установленном порядке; копии документов воинского учета - для военнообязанных и лиц, находящихся в отставке; копия паспорта; копия пенсионного удостоверения; справка о периодах замещения муниципальных должностей и должностей муниципальной службы (работы), а также иных периодов службы (работы), учитываемых при исчислении стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, согласно приложению 2 к настоящему решению; справка о размере среднемесячного денежного содержания (среднемесячного денежного вознаграждения) для назначения пенсии за выслугу лет согласно приложению 3 к настоящему решению; копия сберегательной книжки с указанием реквизитов банка, номера лицевого счета либо пластиковой карты, куда будет перечисляться пенсия за выслугу лет (пункты 4.1 и 4.2);
после регистрации заявления о назначении пенсии за выслугу лет Управление делами проверяет полноту и правильность оформления представленных документов и выносит их на рассмотрение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, осуществлявшим службу на муниципальных должностях или муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа - город Камышин (далее - городская комиссия) (пункт 4.3);
городская комиссия принимает решение (приложение 5 к настоящему решению) в месячный срок со дня подачи заявления о назначении пенсии за выслугу лет о рекомендации или об отказе в рекомендации назначить заявителю пенсию за выслугу лет (пункт 4.4);
решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет принимается в следующих случаях: отсутствие у заявителя права на пенсию за выслугу лет; невыполнение условий назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренных разделом 2 настоящего решения; непредставление заявителем документов, предусмотренных пунктом 4.2 настоящего решения (пункт 4.5);
с учетом решения городской комиссии Глава городского округа - город Камышин принимает решение о назначении пенсии или об отказе в ее назначении. Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, равно как и решение о назначении пенсии за выслугу лет, оформляется распоряжением Администрации городского округа - город Камышин (пункт 4.6);
уведомление о назначении пенсии за выслугу лет направляется заявителю Управлением делами по форме согласно приложению 7 к настоящему решению. В случае отказа в установлении пенсии за выслугу лет в уведомлении излагается причина отказа (пункт 4.8).
При этом, согласно пункту 3 статьи 5 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (Главы Администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Волгоградской области, вправе требовать назначения пенсии за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы Волгоградской области не ранее 24 июля 1997 года, при достижении пенсионного возраста, а также при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что 3 июня 2014 года Полоник В.И. обратился в Камышинскую городскую Думу, с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, в соответствии с решением Камышинской городской Думы от 27 июня 2008 года № 36, которое 9 июня 2014 года было перенаправлено в Управление делами администрации.
Из протокола заседания комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, осуществлявшим службу на муниципальных должностях или муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа – города Камышин от 3 июля 2014 года № 1 следует, что на основании подпунктов «б» и «в» пункта 4.5 решения Камышинской городской Думы от 27 июня 2008 года № 36 отказано в рекомендации назначить Полонику В.И., замещавшему должность начальника Управления капитального строительства Администрации города Камышина, пенсию за выслугу лет. Заявителем не выполнены условия назначения пенсии за выслугу лет, предусмотренные разделом 2 решения Камышинской городской Думы от 27 июня 2008 года № 36 (подпункты 2.2.3 пункта 2.2): увольнение с муниципальной службы городского округа – города Камышина ранее 1 января 2006 года, а именно 16 июня 2004 года. Заявителем не представлены документы, предусмотренные подпунктами «а», «в», «з» пункта 4.2 решения Камышинской городской Думы от 27 июня 2008 года № 36. Заявителем представлены документы, не соответствующие требованиям, установленным в подпунктах «б», «г», «и» пункта 4.2 решения Камышинской городской Думы от 27 июня 2008 года № 36 (том 1 л.д. 124-125).
Распоряжением Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области от 4 июля 2014 года № 497-р в назначении пенсии за выслугу лет Полонику В.И. было отказано (том 1 л.д. 121), о чём истцу было направлено уведомление от 4 июля 2014 года № 3-п (л.д. 122), которое он получил лично 22 июля 2014 года (том 1 л.д. 150).
17 ноября 2023 года Полоник В.И. обратился к председателю Камышинской городской Думы с заявлением о рассмотрении вопроса о начислении ему муниципальной пенсии (том 1 л.д. 16), в ответ на которое ему сообщили, что поскольку он был уволен с муниципальной службы 16 июня 2004 года, у него отсутствует право на назначение пенсии за выслугу лет лицам, замещавших должности муниципальной службы городского округа – города Камышина (том 1 л.д. 18).
Полагая, что указанным решением нарушаются его пенсионные права, истец обратился в суд с настоящим иском.
Из трудовой книжки Полоника В.И. следует: с 1 сентября 1971 года до 2 июля 1976 года он обучался в Волгоградском инженерно-строительном институте (запись № 1); 2 августа 1976 года принят на должность мастера в СМУ Жилстрой (запись № 2); 2 ноября 1976 года уволен в связи с призывом на военную службу (запись № 3); с 9 ноября 1976 года по 27 октября 1977 года, с 9 ноября 1976 года по 3 марта 1978 года проходил службу в Советской армии (запись № 4); 20 марта 1978 года принят на должность инженера ПТО в СМУ Жилстрой (запись № 5); 8 сентября 1980 года переведен на должность прораба (запись № 6); 1 марта 1985 года уволен в связи с переводом для работы в Горкоме КПСС (запись № 7); 1 марта 1985 года утвержден на должность инструктора промышленно-транспортного отдела ГК КПСС (запись № 8); 8 мая 1987 года освобожден от занимаемой должности, в связи с переводом на другую работу (запись № 9); 8 мая 1987 года принят в порядке перевода на должность начальника управления капитального строительства исполкома Камышинского горсовета (запись № 10); 13 февраля 1992 года в связи с прекращением полномочий исполкома переведен в администрацию города начальником управления капитального строительства (запись № 11); 1 марта 2000 года переведен на муниципальную службу в Волгоградской области (запись № 12); 1 июня 2000 года ему присвоена квалификация действительный муниципальный советник Волгоградской области 2 класса (запись № 13); 16 июня 2004 года уволен по сокращению штата работников организации (запись № 14); 17 июня 2004 года принят на должность начальника муниципального учреждения «Управление капитального строительства города Камышина» Администрации города Камышина (запись № 15); Администрация города Камышина с 23 ноября 2005 года переименована в Администрацию городского округа – города Камышина; 16 апреля 2007 года уволен в связи с расторжением трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) (запись № 16); 17 апреля 2007 года принят директором ООО «Стройсервис и К» (запись № 16); 10 февраля 2010 года уволен в связи с расторжением трудового договора (по собственному желанию) (запись № 17); 11 февраля 2010 года принят на должность генерального директора ООО «VIP-Строй» (запись № 18); 5 сентября 2018 года уволен в связи с расторжением трудового договора (по собственному желанию) (запись № 19)…(том 1 л.д. 19-31).
Полоник В.И. с 29 августа 2012 года является получателем трудовой пенсии по линии ОСФР по Волгоградской области, как инвалид 3 группы (том 1 л.д. 51-95).
Отказывая в назначении истцу пенсии за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности муниципальной службы городского округа – города Камышина, ответчик в качестве основной причины указал, что Полоник В.И. был уволен с муниципальной службы ранее 1 января 2006 года (16 июня 2004 года), а значит право на такую пенсию у него не возникло.
На момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет (9 июня 2014 года), истцом достигнут пенсионный возраст, а также выработан общий трудовой стаж работы по должности муниципальной службы свыше 15-ти лет, что в свою очередь является обязательным условием для назначения пенсии за выслугу лет.
Действительно, определение порядка назначения и выплаты пенсии муниципального служащего за выслугу лет в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Вместе с тем, органы местного самоуправления не вправе действовать произвольно, определяя условия (в том числе дату, с которой такая пенсия может быть назначена к выплате), не соответствующие условиям, установленным нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, и не могут быть хуже условий при назначении пенсий государственным служащим, поскольку отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено тождественностью условий и порядка их прохождения.
Указанная правовая позиция также отражена в определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 декабря 2019 года по делу № 88г-1378/2019.
Принимая во внимание, что решение Камышинской городской Думы Волгоградской области от 27 июня 2008 года № 36 «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности городского округа – города Камышина и муниципальные должности муниципальной службы городского округа – города Камышина» в части установления даты, с которой муниципальные служащие вправе требовать назначения пенсии за выслугу лет противоречит положениям Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД, суд приходит к выводу, что в данном случае, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД, имеющие большую юридическую силу.
Исходя из принципа, закрепленного в статье 34 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей Федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, следовательно, Полоник В.И. вправе требовать назначения пенсии за выслугу лет, которая должная быть ему назначена с момента обращения с заявлением, то есть с 9 июня 2014 года и исковые требования в данной части подлежат удовлетворению в полном объеме. При этом назначение пенсии с 3 июня 2014 года противоречит пункту 4.1 решения Камышинской городской Думы Волгоградской области от 27 июня 2008 года № 36.
Доводы стороны ответчика о том, что основанием для отказа истцу в назначении пенсии за выслугу лет послужило также не предоставление им документов, предусмотренных пунктом 4.2 решения Камышинской городской Думы от 27 июня 2008 года № 36, а именно: представления о назначение пенсии за выслугу лет и справки о периодах замещения муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, а также иных периодов службы (работы) учитываемых при исчислении стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет; представление не заверенных надлежащим образом копии трудовой книжки и распоряжения Администрации городского округа – города Камышина от 16 апреля 2007 года № 279-р/л «О прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)», судом не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные документы выдаются непосредственно Администрацией городского округа – города Камышина.
Ссылка представителей Администрации городского округа – г. Камышина на то, что истцом представлены в уполномоченный орган копии, а не оригиналы справки Управления пенсионного фонда РФ в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области от 1 апреля 2014 года и справки о размере среднемесячного денежного содержания, выданной МБУ «Управление капитального строительства, ремонта и эксплуатации» от 3 апреля 2014 года, по мнению суда является необоснованной, поскольку указанные документы могли быть затребованы Управлением делами у заявителя.
Суд обращает внимание, что Управление делами при принятии заявления должно проверить полноту и правильность оформления представленных заявителем документов и уведомить заявителя о невозможности рассмотрения заявления, чего ими сделано не было, заявление Полоника В.И. передано на рассмотрение комиссии.
Рассматривая ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях», ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По смыслу данной нормы и Закона в целом право на получение пенсии подлежит защите без ограничения каким-либо сроком, независимо от того, когда гражданином были обнаружены обстоятельства, повлекшие неполучение пенсии.
Таким образом, спорные правоотношения вытекают из законодательства о социальном обеспечении, носят публично-правовой характер, поэтому нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие исковую давность, на которые ссылается ответчик, неприменимы к указанным правоотношениям и в удовлетворении данного ходатайства Администрации городского округа – города Камышина Волгоградской области суд отказывает.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 100,00 рублей.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 ГК РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 ГК РФ).
Из приведенных нормативных положений следует, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, в частности, взыскания компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064-1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившимися в необоснованном отказе в назначении пенсии за выслугу лет, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и причиненного неимущественного вреда.
С учетом приведенных норм, право граждан на своевременное получение пенсии и ежемесячной денежной выплаты тесно связано с личными неимущественными правами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают истца не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем, моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе, в виде денежных выплат (пенсий, пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Суд, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, исходя из того, что действия (бездействия) ответчика в рассматриваемом случае привели к нарушению личных неимущественных прав истца на обеспечение жизненного уровня пенсионера, необходимого для поддержания здоровья и благосостояния, вызвали у истца чувства социальной незащищенности и неравноправия, приходит к выводу, что требования являются законными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку заявленная истцом сумма соразмерна последствиям его нарушенных прав, требованиям разумности, справедливости, степени и характеру перенесенных им нравственных страданий и обстоятельствам их причинения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ № ....) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3436102623) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 497-░ ░░ 4 ░░░░ 2014 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ 9 ░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100,00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░