47RS0011-01-2022-000090-10
Дело № 2-1228/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ломоносов 22 ноября 2022 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлева М.В.,
при секретаре Зеленовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВАНГАРД» (ООО «АВАНГАРД») к Кукушкину Александру Валерьевичу о взыскании задолженности за перемещение и хранение транспортного средства на специализированной стоянке, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
ООО «АВАНГАРД» обратилось в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с исковым заявлением к Кукушкину А. В. о взыскании задолженности за перемещение и хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке в размере 66076 рублей 00 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за каждый день просрочки оплаты за период с 22 августа 2020 года по 30 ноября 2021 года (дату иска) в размере 4366 рублей 38 копеек и за период с 1 декабря 2021 года по день фактического исполнения обязательства, исходя из суммы задолженности (66076 рублей 00 копеек) и ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период времени а также расходов на оплату государственной пошлины в размере 2313 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленных исковых требований ООО «АВАНГАРД» указало, что ООО «АВАНГАРД» на основании договора, заключенного с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области по итогам открытого аукциона, является хозяйствующим субъектом, осуществляющим на территории Московской области деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату.
В своей деятельности ООО «АВАНГАРД», руководствуется Законом Московской области № 102/2012-03 от 6 июля 2012 года «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, их возврата», Постановлением Правительства Московской области № 900/40 от 31 октября 2017 года «Об организации деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату на территории Московской области...», Распоряжением № 318-P от 20 декабря 2017 года Комитета по ценам и тарифам Московской области «Об установлении тарифов на перемещение задержанных транспортных средств и тарифов на хранение задержанных транспортных средств».
4 августа 2020 года, в связи c совершенным административным правонарушением в области дорожного движения, повлекшим задержание транспортного средства, Кукушкин А.В. был привлечен к административной ответственности.
Автомобиль марки «Скания», г.н.з. №, со спецприцепом, г.н.з. № были перемещены на специализированную стоянку ООО «АВАНГАРД» по акту приема-передачи от 21 июля 2020 года.
На основании разрешения на выдачу транспортного средства, согласно акту осмотра и возврата задержанного транспортного средства от 4 августа 2020 года вышеуказанный автомобиль возвращен владельцу.
Истец также указал, что в соответствии с частью 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением № 318-Р от 20 декабря 2017 года Комитета по ценам и тарифам Московской области установлены: плата за перемещение транспортных средств категорий «А», «А1», «В», «В1», «BE» – 4227 рублей 00 копеек, за одни полные сутки их хранения – 1394 рубля 00 копеек; плата за перемещение транспортных средств категорий «С», «С1», «CE», «D», «D1», «D1E», «DE» – 6060 рублей 00 копеек, за одни полные сутки их хранения – 3854 рубля 00 копеек.
Согласно пункту 7 Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденных Приказом ФАС России от 15 августа 2016 года № 1145/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты» перемещение и (или) хранение задержанных транспортных средств оплачивается по тарифам установленным в соответствии с настоящими методическими указаниями, лицом, привлеченным к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства. Срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств определяется субъектом Российской Федерации, но предельный срок оплаты (отсрочки оплаты) не должен быть менее 30 дней со дня перемещения задержанного транспортного средства. Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 4 октября 2017 года № 209-Р установлен срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств – 30 календарных дней со дня перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.
Задолженность ответчика сформировалась из платы за перемещение задержанного транспортного средства, за хранение задержанного транспортного средства (автопоезда) в течение 14,4 суток, а также проценты в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской федерации за каждый день просрочки оплаты за период с 22 августа 2020 года по 30 ноября 2021 года (дату иска).
До настоящего времени Кукушкин А.В. оплату возникшей задолженности не произвел, в связи с чем, истец был вынужден обратиться ы суд с названными требованиями.
Истец ООО «АВАНГАРД» о дате судебного заседания извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Ответчик Кукушкин А.В. и его представитель … в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных истцом требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором ответчик пояснил, что 27 июля 2020 года в 4 часа 53 минуты должностным лицом административного органа был остановлен автопоезд под его управлением в составе тягача SCANIA RSOOC № г.н.з. № с прицепом SPECPRICEP № г.н.з. №, перевозящий груз на основании товарной накладной № без специального разрешения. В порядке статьи 27.13 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, автопоезд под управлением Кукушкина А.В. был задержан и перемещен на специализированную стоянку ООО «АВАНГАРД».
Выдача ТС со специализированной стоянки была произведена на основании разрешения на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, выданного должностным лицом 1 полка ДПС (северный) ГИБДД ГУ России по Московской области после устранения причины задержания ТС, а именно по факту предъявления специального разрешения №.
Специальное разрешение № на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства и (или) крупногабаритного транспортного средства выдано ООО «НЕГАБАРИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» на перевозку груза автопоездом (транспортным средством) в составе ТС: тягач с полуприцепом: SCANIA №
Частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения.
Объектом вышеуказанной статьи выступают общественные отношения в области безопасности дорожного движения, дополнительным объектом отношения по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Объективная сторона деяний, регламентированных вышеуказанной статьей, отражает нарушение правил процесса транспортировки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, и характеризуется перевозкой данных категорий грузов без специального разрешения, если его получение обязательно.
В качестве субъекта правонарушений, квалифицируемых по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, выступают водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, и юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых параметров без специального разрешения, если получение такого разрешения необходимо.
Состав правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, являются формальными, поскольку он считается оконченным c момента нарушения соответствующих правил перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями (часть 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Порядок выдачи специальных разрешений, указанных в части 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 9 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 5 июня 2019 года Министерством транспорта Российской Федерации издан Приказ № 167 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».
Пунктом 3 Приказа Минтранса РФ № 167 установлено, что специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его уполномоченному представителю. Таким образом, лицом, ответственность за получение специального разрешения для движения по дорогам Российской Федерации тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых параметров закон возлагает на владельца транспортного средства.
При движении тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых параметров без специального разрешения, наступает административная ответственность, предусмотренная соответствующими нормами статьи 12.21.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 27.13 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания (часть 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях).
Как следует из пункта 6 «Прием груза» товарной накладной № (имеется материалах дела), 18 июля 2020 года по адресу: <адрес>, <адрес>, Кукушкин А.В. принял груз в качестве водителя, специальное разрешение не передавалось.
Получение специального разрешения действующее законодательство не относит к обязанности водителя транспортного средства, а относит к обязанности владельца транспортного средства.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства №, транспортное средство SCANIA R500C №, принадлежит ООО «НЕГАБАРИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ».
Специальное разрешение № на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства и (или) крупногабаритного транспортного средства получено ООО «НЕГАБАРИТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ», то есть владельцем TC, уже после задержания TC.
Таким образом, ответчик полагал, что суть административного правонарушения. квалифицируемого по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, повлекшие за собой задержание TC, составили действия владельца ТС, своевременно не оформившего специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства и (или) крупногабаритного транспортного средства, а не действия Кукушкина А.В., как лица, управлявшего ТС.
По доводам ответчика, исковое заявление и материалы дела не содержат доказательств того, что именно им, а не должностным лицом, юридическим лицом или собственником ТС совершено правонарушение, повлекшее за собой задержание ТС.
Исходя из представленных стороной истца доказательств, следует, что собственник транспортного SCANIA № не только обязался оплатить сумму понесенных затрат истца на перемещение и хранение ТС, но даже получил претензию ООО «Авангард» с требованием погасить имеющуюся перед истцом задолженность.
Доказательств того, что собственник транспортного SCANIA R500C № не оплатил перемещение и хранение транспортного средства (автопоезда), в соответствии с заявлением на выдачу ТС от 4 августа 2022 года, в материалах дела не содержится и истцом суду не представлено.
Кроме того, ответчик полагал, что является ненадлежащим ответчиком, иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску.
Третье лицо ООО «Негабаритная безопасность» в судебное заседание не явилось, извещено судом надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просило, представило ответ на запрос суда в котором дало пояснения по факту задержания транспортного средства.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям редакции расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее задержание транспортного средства.
Согласно статье 6 Закона адрес от 6 июля 2012 года № 102/2012-ОЗ «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплату расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства оплачивает лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства…
Из материалов дела следует, что 20 июля 2020 года в 23 часа 50 минут в отношении Кукушкина А.В. был составлен административный материал по части 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, транспортное средство в составе машины SCANIA R500C г.н.з№ с прицепом SPECPRICEP 994294 г.н.з. № на основании статьи 27.13 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях было помещено на специализированную стоянку до устранения причины задержания (л.д.19-20, 26-27).
Указанный факт не отрицался сторонами при рассмотрении дела.
Перевозка грузов осуществлялась на основании заявки на перевозку грузов № 15211 от 17 июля 2020 года, а также на основании товарной и транспортной накладных (л.д.31, 31об, 32, 69).
На основании заявления представителя собственника транспортных средств (л.д.24, 33) и на основании разрешения на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку 4 августа 2020 года, при предъявлении специального разрешения, автомобиль SCANIA R500C г.н.з.№ с прицепом SPECPRICEP № были возвращены Кукушкину А.В. (л.д.20об-21, 27об-28).
В период с 25 ноября 2019 года по 30 декабря 2020 года Кукушкин А.В. был трудоустроен в ООО «Негабаритная безопасность» водителем-экспедитором (л.д.60-68).
При помещении на хранение у владельца задержанного транспортного средства (поклажедателя) независимо от вида его права на эту вещь в силу статей 896 - 898 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает обязанность по оплате хранителю вознаграждения, до исполнения которой последний вправе удерживать вещь на основании пункта 1 статьи 359 Кодекса.
В рассматриваемом случае транспортное средство задержано в связи с совершением административного правонарушения фактически использовавшим транспортное средство лицом – Кукушкиным А.В., у которого транспортное средство изъято в качестве последствия его деяния.
В период задержания транспортные средства находилось во владении Кукушкина А.В. на законных основаниях, поэтому суд полагает возложение на Кукушкина А.В. бремени несения спорных расходов соответствует правовым основаниям, вследствие которых возникли владение и задержание транспортного средства.
Доводы ответчика о том, что он не является лицом, с которого надлежит взыскать расходы по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, так как владельцем транспортных средств на момент их задержания не являлся, являясь лишь временным наемным работником, а транспортные средства принадлежат ООО «Негабаритная безопасность», не могут быть приняты судом во внимание, как не основанные на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах.
Судом установлено, что ответчик является лицом, виновным в совершении административного правонарушения, повлекшего необходимость задержания, перемещения и хранения транспортных средств на специальной стоянке и, как следствие, необходимость несения соответствующих расходов по перемещению и хранению транспортных средств, с учетом применения ранее указанных норм права.
Факт вины ответчика в совершении административного правонарушения с подтверждается материалами дела и не оспаривался ответчиком.
Таким образом, доводы ответчика не содержат обстоятельств, которые могли бы являться основанием для освобождения от ответственности, и отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно положениям части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как разъяснено в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4366 рублей 38 копеек за период с 22 августа 2020 года по 30 ноября 2021 года, а также за период с 1 декабря 2021 года по день фактического исполнения обязательства.
Учитывая, что суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, то указанное требование также подлежит удовлетворению.
Расчет, представленный истцом, признан судом верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, в связи с чем, оснований для изменения суммы взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами судом не усматривается.
Кроме того, с учетом положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2313 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 66076 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 395 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 22 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░░░░ (░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░ 4366 ░░░░░░ 38 ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░ 1 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2313 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░