Дело № 2а-331/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г.Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тимонцева В.И.,
при секретаре Рудык А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием административного истца Царева О.В., заинтересованных лиц Гордеевой Е.В., Черемухиной И.В., административное дело по административному иску Царева О. В. к администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Царев О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области от ---- о признании незаконным отказа администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, №; возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, №, в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административного иска указал, что ---- обратился в администрацию Чебаркульского городского округа Челябинской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: <адрес>, №, на кадастровом плане территории, приложив все необходимые документы. ---- им получен ответ, которым администрация Чебаркульского городского округа Челябинской области в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказала. Отказ мотивирован тем, что в нарушение п.6 ст.11.9 ЗК РФ образуемый путем перераспределения земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, №, создает изломанность границ. Полагает, что отказ администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области является незаконным, поскольку действующее законодательство не раскрывает понятий вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Испрашиваемый земельный участок имеет практически правильную прямоугольную форму с прямыми сторонами, изломанность границ испрашиваемого земельного участка отсутствует, а формируемый земельный участок в соответствии с предоставленной схемой не приводит к изломанности границ образуемого земельного участка как препятствующего рациональному использованию и охране земель недостатку, не нарушает требования земельного законодательства, участок находится в границах земель населенного пункта, соответствует нормам законодательства о градостроительной деятельности. То обстоятельство, что принадлежащий Цареву О.В. земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, к которому примыкает испрашиваемый земельный участок, изначально имеет неправильную многоконтурную форму с 28 характерными точками координат, а присоединение испрашиваемого земельного участка происходит на протяжении 16 мм. в длину и добавляет лишь 3 характерные точки координат и сам по себе имеет практически правильную прямоугольную форму, не должно трактоваться как образование изломанности границ земельного участка, приводящей к препятствующему рациональному использованию и охране земель недостатку. Указанные выводы подтверждается заключением кадастрового инженера (л.д.3-6).
Определениями судьи Чебаркульского городского суда Челябинской области от 04 марта 2021 года и 29 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены управление муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области, Гордеева Е.В. и Черемухина И.В. (л.д.52-53, 90).
Административный истец Царев О.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что с декабря <данные изъяты> года является собственником жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, №. ---- он обратился в администрацию Чебаркульского городского округа Челябинской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного на кадастровом плане территории в целях перераспределения земельных участков путем присоединения к его земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м. дополнительного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., на что получил отказ, который полагает незаконным.
Представитель административного ответчика администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области в суд не явился. Административный ответчик извещен о месте и времени судебного заседания, сведений о причинах неявки своего представителя в суд не представил, в ранее направленных в суд возражениях на административное исковое заявление просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что из представленной Царевым О.В. на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается непрямолинейная конфигурация границ земельного участка Г-образной формы, с прилеганием к тыльной меже соседнего земельного участка, что не соответствует положениям п.6 ст.11.9 ЗК РФ (л.д.33, 93).
Заинтересованные лица Гордеева Е.В., Черемухина И.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали, суду пояснили, что являются собственниками земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, №, которые находятся по смежеству с земельным участком Царева О.В. Испрашиваемый Царевым О.В. земельный участок примыкает с западной стороны к их земельному участку. Ранее их родители пользовались частью испрашиваемого Царевым О.В. земельного участка и они намерены оформить его в собственность.
Представитель заинтересованного лица управления муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области в суд не явился. Заинтересованное лицо извещено о месте и времени судебного заседания, сведений о причинах неявки своего представителя в суд не представило (л.д.94).
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения административного истца Царева О.В., заинтересованных лиц Гордеевой Е.В., Черемухиной И.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено следующее.
Царев О.В. на основании договора купли-продажи от ---- является собственником жилого дома блокированной застройки общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, №.
Заинтересованные лица Гордеева Е.В. и Черемухина И.В. на основании договора дарения от ---- являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности каждая жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. и земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, №.
Принадлежащий Гордеевой Е.В. и Черемухиной И.В. земельный участок с кадастровым номером № с южной стороны граничит с земельным участком с кадастровым номером №, принадлежащим Цареву О.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН (л.д.10-12, 13-15, 82-84, 85-88); проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.40-41); договором дарения от ---- (л.д.79-81); объяснениями административного истца Царева О.В., заинтересованных лиц Гордеевой Е.В., Черемухиной И.В., данными в судебном заседании.
---- Царев О.В. обратился в администрацию Чебаркульского городского округа Челябинской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях перераспределения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, №, собственником которого он является, и примыкающей к нему с северно-западной стороны части территории публичных земель и образования в результате перераспределения самостоятельного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.39, 40-41).
Сообщением № от ---- администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области Цареву О.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что земельный участок, образуемый путем перераспределения, расположенный по адресу: <адрес>, №, создает изломанность границ в нарушение п.6 ст.11.9 ЗК РФ (л.д.16-17, 37-38).
В соответствии с пп.3 п.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу п.2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 8 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 ст.11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из представленной административным истцом для утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане территории, а также объяснений административного истца Царева О.В., заинтересованных лиц Гордеевой Е.В., Черемухиной И.В., данных в судебном заседании, следует, что публичные земли, часть из которых испрашивается административным истцом для перераспределения, расположены с северо-западной стороны земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежащего Цареву О.В., с западной стороны по всей длине земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего заинтересованным лицам Гордеевой Е.В., Черемухиной И.В. Конфигурация образуемого в результате перераспределения земельного участка будет иметь Г-образную форму, полностью огибая с западной стороны земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в результате чего доступ к остальной территории публичных земель со стороны земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, как и образование из оставшихся земель самостоятельного участка с учетом нахождения с западной стороны береговой полосы озера Чебаркуль, затруднен.
Поскольку представленная Царевым О.В. для утверждения в администрацию Чебаркульского городского округа Челябинской области схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории предусматривает образование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., имеющего изломанную линию с соседними землями и участками, перегораживает доступ к остальной территории публичных земель со стороны земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> делает затруднительным образование из оставшихся земель самостоятельного участка, что является нарушением требований действующего земельного законодательства, суд пришел к выводу, что решение администрации Чебаркульского городского округа <адрес> № от ---- об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории соответствует требованиям действующего законодательства, принято в пределах компетенции органа местного самоуправления, оснований для признания его незаконным не имеется, в связи с чем Цареву О.В. в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Доводы Царева О.В. о том, что принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> изначально имеет неровности, многоконтурность, изгибы и повороты, большое количество характерных точек подлежат отклонению, поскольку в результате перераспределения по представленной им схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границы земельного участка приобретут Г-образную форму и станут еще более изломанными.
Руководствуясь ст.ст.14, 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Цареву О. В. в удовлетворении административного иска к администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2021 года
Судья В.И. Тимонцев