Решение по делу № 2а-944/2022 от 11.03.2022

Дело а-944/2022

УИД RS0-31

Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 14.04.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2022 года                            а. Тахтамукай

Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея                                 Горюнова М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО3,

с участием помощника прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО4,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление <адрес> к ФИО1 о лишении права управления транспортными средствами до улучшения состояния его здоровья, подтвержденного в установленном законом порядке,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> Республики Адыгея обратился в суд с иском к ФИО1 о лишении права управления транспортными средствами до улучшения состояния его здоровья, подтвержденного в установленном законом порядке, в обоснование указав, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение категории: В,В1,С,С1, М . Однако в соответствии с информацией ГБУЗ «Тахтамукайская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с 2021 года находится на учете с диагнозом: F 12.1 «Употребление каннабиноидов с вредными последствиями». Просил лишить ФИО1 права управления транспортными средствами до улучшения состояния его здоровья, подтвержденного в установленном законом порядке и обязать ФИО1 сдать в ОМВД по <адрес> водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ на срок до подтверждения медицинским заключением отсутствия у него медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Прокурор ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом путем направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, ходатайств относительно существа иска не представил.

Представители заинтересованных лиц ГБУЗ «Тахтамукайская центральная районная больница» и ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом путем направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда.

Изучив материалы дела, выслушав мнение прокурора, участвующего в деле, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №2202-1-ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в том числе органами местного самоуправления.

        В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.         Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.         Статьей 8 Конвенции о дорожном движении от ДД.ММ.ГГГГ, ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

       Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

       Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

       Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.          В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ, использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.

       Статьей 24 Федеральным закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ-196) определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

      Согласно абзацу 9 статьи 5 ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

      В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.

       В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 23 ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.          В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.

       В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.        Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

       Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказанием для управления транспортными средствами всех категорий является, в частности, эпилепсия, алкоголизм, наркомания, токсикомания.       Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.

На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. В соответствии с приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года.

Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).

Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего хроническим алкоголизмом, и предполагает наблюдение за психическим состоянием лица путем регулярных осмотров врачом-наркологом и оказание необходимой медицинской и социальной помощи. Решение о необходимости диспансерного наблюдения и его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией медицинского учреждения, оказывающего помощь.

    Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.

При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> (с местом дислокации в <адрес>) было выдано водительское удостоверение , категория: В, В1 (АS), С, С1, М, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), выданной ГБУЗ «Тахтамукайская центральная районная больница», ФИО1 состоит на проф.учете с диагнозом: F 12.1 «Употребление каннабиноидов с вредными последствиями» с 1-го квартала 2021 года.

       Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ имеют коды F10 - F19, к которым в частности относится заболевание: Псисихические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением каннабиоидов (F 12.1).

В соответствии с перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболеваний F10 - F16), являются медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством.

Поскольку ФИО1 имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.          На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> к ФИО1 о лишении права управления транспортными средствами до улучшения состояния его здоровья, подтвержденного в установленном законом порядке удовлетворить полностью.

            Лишить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения права управления транспортными средствами до улучшения состояния его здоровья, подтвержденного в установленном законом порядке.

Обязать ФИО1 сдать в ОМВД по <адрес> водительское удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ на срок до подтверждения медицинским заключением отсутствия у него медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

Решение суда является основанием для ОМВД России по <адрес> Республики Адыгея прекратить действие водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ на срок до подтверждения медицинским заключением отсутствия у ФИО1 медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

    Судья                                                       М.С. Горюнова

2а-944/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Тахтамукайского района Кислица А.О.
Ответчики
Толкачев Дмитрий Владимирович
Другие
ОМВД России по Тахтамукайскому району
ГБУЗ "Тахтамукайская центральная районная больница"
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Горюнова Мария Сергеевна
Дело на странице суда
tahtamukaysky.adg.sudrf.ru
11.03.2022Регистрация административного искового заявления
11.03.2022Передача материалов судье
15.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2022Подготовка дела (собеседование)
29.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2022Судебное заседание
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее