Решение по делу № 2-3828/2024 от 09.07.2024

Дело №2-3828/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2024 года г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Фроловой С.Л.

при секретаре Юрьевой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Смоленска к Министерству культуры и туризма Смоленской области, ОГАУК «Смоленская областная филармония» о возложении обязанности,

установил:

Заместитель прокурора Ленинского района г.Смоленска обратился в суд с иском к ответчикам о возложении на ОГАУК «Смоленская областная филармония» обязанности обеспечить устранение нарушений антитеррористической защищенности, путём организации физической охраны объекта; оборудования системой речевого оповещения и управления эвакуацией людей здания филармонии; оборудования видеокамерами потенциально опасные участки и критические элементы объекта, расположенного по адресу: <адрес> течение 4-х месяцев с момента поступления финансирования, а на Министерство культуры и туризма Смоленской области обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г.Смоленска проверки исполнения ОГАУК «Смоленская областная филармония» требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности и пожарной безопасности, установлено, что в нарушение норм действующего законодательства объект (территория) не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует физическая охрана сотрудниками частных охранных предприятий; не оборудованы потенциально опасные участки и критические элементы объекта камерами видеонаблюдения.

Представитель прокуратуры Новикова О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования, отметив, что отраженные в иске нарушения требований законодательства о противодействии терроризму на момент разрешения спора ответчиками не устранены.

Представитель ОГАУК «Смоленская областная филармония» Кошелев Д.В. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал, при наличии финансирования указанных мероприятий.

Представитель Министерства культуры и туризма Смоленской области Вавилина Е.С. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, а также статьёй 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с действующим законодательством оценка характера нарушения, степени влияния на общество, выбор меры прокурорского реагирования, в том числе обращение в суд с иском, являются исключительно правом прокурора, определяемым его внутренним убеждением.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Федеральный закон от 06.03.2006 N 35 «О противодействии терроризму» в статье 3 определяет, что профилактика терроризма заключается в предупреждении терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, под которым понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 N 176 (далее - Требования).

В силу пункта 2 названных Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В силу пункта 5 Требований в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

Пунктом 20 Требований определено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:

а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории);

б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г) минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях);

д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Подпунктами «б», «в» пункта 21 Требований предусмотрено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;

Как предусмотрено подпунктом «в» пункта 24, подпункта «з» пункта 25 названных Требований, минимизация возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается, в частности, посредством своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о безопасной и беспрепятственной эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 26 данных Требований, дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

По делу установлено, что ОГАУК «Смоленская областная филармония» является автономной некоммерческой унитарной организацией и осуществляющей свою деятельность в области культуры

Распоряжением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав ОГАУК «Смоленская областная филармония» (в ред. распоряжений Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно пункту 1.4 Устава ОГАУК «Смоленская областная филармония» учредителем учреждения и собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации – Смоленская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация Смоленской области и Департамент Смоленской области по культуре.

Постановлением Правительства Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N Департамент Смоленской области по культуре переименован в Министерство культуры Смоленской области.

Постановление Правительства Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N Министерство культуры Смоленской области переименовано в Министерство культуры и туризма Смоленской области

Министерство культуры и туризма Смоленской области действует на основании Положения о Министерстве культуры Смоленской области, утв. Постановлением Правительства Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ N (далее – Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения Министерство культуры и туризма Смоленской области является исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере культуры, туризма и архивного дела на территории <адрес>.

Прокуратурой Ленинского района г. Смоленска в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ОГАУК «Смоленская областная филармония» требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности и пожарной безопасности.

В ходе проверки было установлено, в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 N 176 объект (территория) не оборудован системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует физическая охрана сотрудниками частных охранных предприятий; не оборудованы потенциально опасные участки и критические элементы объекта камерами видеонаблюдения.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ОГАУК «Смоленская областная филармония» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

В своем ответе на представление исх. от ДД.ММ.ГГГГ ОГАУК «Смоленская областная филармония» сообщило, что в настоящее время проводится работа с частными охранными предприятиями в целях заключения договоров на оказание услуг физической охраны, а также направлен запрос в Министерство культуры и туризма Смоленской области о выделении финансирования. Кроме этого, направлен запрос о выделении денежных средств в целях организации охраны и оснащения системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, оборудования потенциально опасных участков и критических элементов объекта видеокамерами.

Указанные выше обстоятельства ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Самостоятельно устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической безопасности, для которых требуется произвести значительные денежные затраты, ОГАУК «Смоленская областная филармония» не в состоянии, поскольку финансируются учредителем в пределах, установленных соответствующей сметой расходов.

До настоящего времени выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства о противодействии терроризму не устранены; объект не обеспечен системой экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; отсутствует физическая охрана; не оборудованы потенциально опасные участки и критические элементы объекта камерами видеонаблюдения. При этом со стороны Министерства культуры и туризма Смоленской области не принимаются должные меры для надлежащего финансирования в целях обеспечения реализации мероприятий, направленных на повышение уровня защиты жизни, здоровья, обеспечения безопасности посетителей, а также работников филармонии.

Упомянутое выше бездействие ответчиков, сопряженное с нарушением требований действующего законодательства, создает угрозу безопасности граждан и, как следствие, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, гарантированных государством и обеспечиваемых путем выполнения законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму.

При таком положении, поскольку из положений вышеприведенного законодательства следует безусловная обязанность ответчиков в целях антитеррористической защищенности лиц, находящихся в учреждении культуры, оборудовать объект системами экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечить физическую охрану, оборудовать потенциально опасные участки и критические элементы объекта камерами видеонаблюдения, суд возлагает на ОГАУК «Смоленская областная филармония» обязанность обеспечить устранение нарушений антитеррористической защищенности, путем организации физической охраны, оборудования системы речевого оповещения и управления эвакуацией людей здания филармонии, оборудоваания видеокамерами потенциально опасные участки и критические элементы объекта, расположенного по адресу: <адрес> течении четырех месяцев с момента поступления финансирования, а на Министерства культуры и туризма Смоленской области обязанность обеспечить финансирование указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ

Отсутствие в бюджете <адрес> денежных средств, достаточных для выполнения упомянутых выше мероприятий, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку само по себе это обстоятельство не освобождает орган государственной власти субъекта Российской Федерации от исполнения текущих публично-правовых полномочий, к числу которых относится финансовое обеспечение антитеррористической защищенности учреждений культуры.

Пунктом 36 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 N 176 прямо предусмотрена обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации контролировать выполнение данных Требований и принимать меры, направленные на соответствие объектов учреждений культуры требованиям законодательства к их антитеррористической защищенности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск заместителя прокурора Ленинского района г.Смоленска к Министерству культуры и туризма Смоленской области, ОГАУК «Смоленская областная филармония» о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать ОГАУК «Смоленская областная филармония» обеспечить устранение нарушений антитеррористической защищенности, путем организации физической охраны, оборудования системы речевого оповещения и управления эвакуацией людей здания филармонии, оборудовать видеокамерами потенциально опасные участки и критические элементы объекта, расположенного по адресу: <адрес> течении четырех месяцев с момента поступления финансирования.

Обязать Министерство культуры и туризма Смоленской области обеспечить финансирование указанных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.Л. Фролова

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2024

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД: 67RS0002-01-2024-004462-95

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-3828/2024

2-3828/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Смоленска
Ответчики
Министерство культуры и туризма Смоленской области
ОГАУК "Смоленская областная филармония"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Фролова С.Л.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
09.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2024Передача материалов судье
11.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.09.2024Предварительное судебное заседание
26.09.2024Судебное заседание
04.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.11.2024Дело оформлено
06.11.2024Дело передано в архив
26.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее