Дело № 5-100/2020
87RS0007-01-2020-000202-18
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2020 года г. Певек
Судья Чаунского районного суда Чукотского автономного округа Новикова Е.С., в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Омкыргиной Василины Васильевны,
УСТАНОВИЛ:
25 сентября 2020 г. в 16 часов в Чаунский районный суд Чукотского автономного округа из Пункта полиции (место дислокации г. Певек) МОМВД России «Билибинский» поступил протокол об административном правонарушении от 07 сентября 2020 г. № 23120651, согласно которому: «04 сентября 2020 года в 19 часов 30 минут Омкыргина В.В. возле с.Рыткучи Чаунского района Чукотского автономного округа на берегу реки Паляваам вовлекла несовершеннолетних детей, без разрешения родителей (законных представителей) в публичное мероприятие: «Руки прочь от мыса Наглейнын», которое было направлено в защиту реки против строительства на берегу морского порта. В мероприятии приняли участие жители с.Рыткучи и несовершеннолетние дети, которые при проведении мероприятия использовали плакат: «Руки прочь от мыса Наглейнын»», данное мероприятие сопровождалось выкриками: «Руки прочь от мыса Наглейнын!».
Действия Омкыргиной В.В. должностным лицо, составившим протокол об административном правонарушении, квалифицированы по п. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающий ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Омкыргиной В.В. вменено вовлечение несовершеннолетних в участие в митинге.
Однако, протокол об административном правонарушении не содержит указания на то, был ли митинг (собрание) жителей с.Рыткучи санкционированным.
При этом в протоколе также не указано, кто именно из несовершеннолетних (ФИО, дата рождения) был вовлечен Омкыргиной В.В. для участия в указанном мероприятии, а также отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии во вмененном деянии уголовного сотава.
Таким образом, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 20.2 КоАП РФ фактически не описано, что нельзя признать надлежащим исполнением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и не может быть восполнено судье при рассмотрении.
Кроме того, указанный протокол направлен на рассмотрение в отсутствие лица, в отношении которого он составлен.
При этом санкция ч. 1.1. ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает наказание, в том числе, в виде административного ареста.
В соответствии со ст. 28.2 и ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, влекущем возможность назначения административного наказания в виде административного ареста, составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и немедленно передается судье на рассмотрение.
В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.
Согласно ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Омкыргина В.В. на рассмотрение дела не явилась и не была доставлена в судебное заседание.
При этом из фактических обстоятельства дела не следует, что в отношении Омкыргиной В.В. исключена возможность назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.
По смыслу ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ обязанность по обеспечению явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, возлагается на должностное лицо, передающее дело на рассмотрение судье по подведомственности.
Таким образом, явка лица, в отношении которого предполагается применение меры административной ответственности в виде административного ареста, должна быть обеспечена органом внутренних дел, поскольку согласно ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в суде в день поступления с обязательным участием лица, привлекаемого к административной ответственности. Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с неявкой лица, в отношении которого ведется производство по делу, КоАП РФ не предусмотрено.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается, в том числе и вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
Протокол от 07 сентября 2020г. № 23120651 об административном правонарушении в отношении об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Омкыргиной Василины Васильевны, возвратить должностному лицу, уполномоченному составлять протокол, для устранения недостатков перечисленных в настоящем определении.
Определение может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, а также опротестовано прокурором в суд Чукотского автономного округа через Чаунский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья Е.С. Новикова