05 августа 2020 года Дело № 2а-3492/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при секретаре Поливаной Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Широких .. о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафа,
у с т а н о в и л:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Широких М. И. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование административного искового заявления указала, что ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога на доходы с физических лиц за 2017 год в размере 1 399 817 руб., пени в размере 159 625 руб. 80 коп., штрафа в размере 141 353 руб., всего, сумма подлежащая взысканию: 1 700 795 руб. 80 коп.
Представитель административного истца МИФНС № 9 заместитель начальника правового отдела Кирин А. Г. изложенные в административном исковом заявлении доводы поддержал, просил взыскать задолженность по налогу, пени и штрафу. Дополнительно указал, что решение налогового органа, послужившее основанием для выставления налогового уведомления, до настоящего времени Широких М. И. в установленном законом порядке не обжаловано. Обратил внимание на пункт 63 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Административный ответчик Широких М. И., надлежаще извещённый, в суд не явился. Как следует из телефонограммы, с административном иском не согласился в полном объёме, утверждая об отсутствии у него какой-либо задолженности. Об отложении дела не ходатайствовал, дополнительных возражений не представил.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, материалы дела № 9а-50/2020, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 227 НК РФ исчисление и уплату налога производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 208 НК РФ доходом от источников в Российской Федерации признается доход, получаемый налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Широких М. И. состоял на учёте в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя в период с 10.03.2017 по 27.02.2018, осуществляя предпринимательскую деятельность, облагаемую налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и налогом на добавленную стоимость.
В представленной декларации по НДФЛ за 2017 год (лист В) «Доходы от предпринимательской деятельности и частной практики» налогоплательщиком не заполнен, доходы не заявлены. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, Широких М. И. не исчислена, заявлена сумма налога в размере ..... руб., подлежащая возврату из бюджета, в связи с предоставлением социального налогового вычета, в сумме, уплаченной за обучение и лечение.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2017 год установлены расхождения между данными, отражёнными налогоплательщиком, и данными, представленными банками.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ, предусматривающей формы проведения налогового контроля, закреплено за должностными лицами налогового органа право в пределах своей компетенции осуществлять контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
.....
.....
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... ..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
Налоговый орган не ограничен в области налогового контроля правом на получение и проведение анализа сведений о деятельности налогоплательщика только на основании налоговых деклараций, представляемых налогоплательщиком.
В ходе мероприятий налогового контроля первичной декларации по НДФЛ за 2017 год (представленной 11.01.2018) контрагентами Широких М. И. представлены следующие документы, подтверждающие факт получения доходов налогоплательщиком:
.....
.....
.....
В соответствии со статьёй 38 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно статье 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ являются, в частности, доходы, получаемые в результате осуществления деятельности на территории России. При определении базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика.
Дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, что установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России, на основании пункта 2 статьи 54 НК РФ.
Пунктом 14 такого Порядка, утверждённым Приказом Минфина России № 86н и МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002, определено, что в Книге учёта доходов и расходов индивидуального предпринимателя отражаются все доходы, полученные предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности. В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно. При этом доходы отражаются кассовым методом, то есть после фактического получения дохода.
Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДФЛ за 2017 год установлено, что Широких М. И. в 2017 году получен доход в размере ..... от осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 248 НК РФ, при определении доходов для целей налогообложения прибыли из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Следовательно, при определении налоговой базы, доходы предпринимателя от осуществления им предпринимательской деятельности, учитываются за вычетом сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком покупателю (приобретателю) данных услуг (работ).
В нарушение вышеперечисленных норм Широких М. И. не включил в налоговую базу 2017 года сумму полученного дохода в размере .....
Согласно пункту 1 статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы налогоплательщики – индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», в которой пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты.
Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Налоговый орган не располагает документами (информацией), подтверждающими суммы произведенных расходов, подлежащие вычету в проверяемом налоговом периоде. Налогоплательщиком самостоятельно суммы произведенных расходов в декларации не заявлены.
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 % общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.
.....
.....
.....
.....
.....
Таким образом, налоговый орган пришёл к выводу, что предоставить налогоплательщику социальный налоговый вычет, в соответствии со статьёй 219 НК РФ, за 2017 год нет оснований.
.....
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
||||
..... |
||||
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
||
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
||||
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
||||
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
||||
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
||||
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
..... |
.....
.....
.....
Как пояснил в судебном заседании представитель налогового органа, данное решение налогового органа до настоящего времени Широких М. И. в установленном законом порядке не обжаловано.
При этом, при рассмотрении настоящего дела, с учётом пояснений представителя администратвиного истца, суд учитывает положения пункта 63 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому при рассмотрении заявлений налогоплательщиков об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов судам необходимо исходить из следующего.
Установление пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ обязательной досудебной процедуры только в отношении обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обусловлено тем обстоятельством, что все последующие ненормативные правовые акты (равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа) принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений, то есть являют собой механизм их реализации.
В связи с этим оспаривание таких актов возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.
Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес должника направлено требование № 57156 с предложением в добровольном порядке в срок до 10.01.2020 уплатить вышеуказанную задолженность (л. д. 97).
В установленный срок, а также на момент направления рассмотрения дела в суде, требование налогоплательщиком самостоятельно не исполнено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства.
Как усматривается из материалов дела, 24.01.2020 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафу с Широких М. И.
29.01.2020 определением мирового судьи судебного участка № 8 Северодвинского судебного района Архангельской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Северодвинского судебного района Архангельской области, в выдаче судебного приказа о взыскании с Широких М. И. задолженности по налогам и сборам в общей сумме 1 700 795 руб. 80 коп. отказано.
С административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Северодвинский городской суд Архангельской области 07.07.2020, то есть в пределах установленного законом срока.
С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа, материалы дела не содержат.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере 16 703 руб. 98 коп.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 9 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ .. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ .. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 399 817 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 159 625 ░░░. 80 ░░░., ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 141 353 ░░░., ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: 1 700 795 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 80 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ .. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 16 703 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░) ░░░. 98 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 19.08.2020.