Дело №2-977/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2020 года Евпаторийский городской суд Республики Крым
в составе:
председательствующего судьи - Володарец Н.М.
при секретаре - Щупак О.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лагно Александра Николаевича к Администрации города Евпатории Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Шишов Игорь Павлович, Волоцкая Татьяна Анатольевна, Явдоченко Ирина Николаевна, о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Лагно А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Евпатории Республики Крым о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования по закону, мотивируя свои требования тем, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 10 октября 2017 года за ФИО признано право собственности на самостоятельный объект недвижимости - индивидуальный жилой дом лит. «А1» с пристройками лит. «А1-а1-а4», состоящий из помещений №6 - подсобное, площадью 4,2 кв. м, №1 - тамбур, площадью 1,1 кв. м, №5 -жилая комната, площадью 16,2 кв. м, №2а - санузел, площадью 1,3 кв. м, №3 - жилая комната, площадью 10,6 кв. м, №2 - кухня, площадью 7,4 кв. м, общей площадью 40,8 кв. м, жилой площадью 26,8 кв. м, хозяйственные строения лит. «Е» - сарай, лит. «И» - сарай, лит. «Уб1» - уборная, а также выделены в натуре 31/100 долей земельного участка, с учетом площади занятой под строениями, расположенного по указанному выше адресу и за ФИО признано право собственности на земельный участок площадью 193 кв. м по указанному выше адресу. 26 мая 2019 года ФИО умерла. Он – истец, как сын, является наследником первой очереди по закону после ее смерти, в связи с чем в установленном законом порядке обратился к нотариусу по вопросу оформления наследства, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ему отказано, поскольку право собственности на признанное по решению суда имущество – жилой дом и земельный участок не было зарегистрировано за его матерью. При таких обстоятельствах просит суд включить в наследственную массу после смерти ФИО, умершей 26 мая 2019 года, индивидуальный жилой дом лит. «А1» с пристройками лит. «А1-а1-а4», состоящий из помещений №6 - подсобное, площадью 4,2 кв. м, №1 - тамбур, площадью 1,1 кв. м, №5 - жилая комната, площадью 16,2 кв. м, №2а - санузел, площадью 1,3 кв. м, №3 - жилая комната, площадью 10,6 кв. м, №2 - кухня, площадью 7,4 кв. м, общей площадью 40,8 кв. м, жилой площадью 26,8 кв. м, хозяйственные строения лит. «Е» - сарай, лит. «И» - сарай, лит. «Уб1» - уборная, а также земельный участок площадью 193 кв. м по указанному выше адресу, признать за ним – истцом Лагно А.Н. право собственности на указанные жилой дом и земельный участок в порядке наследования по закону после смерти ФИО, умершей 26 мая 2019 года.
Определением суда от 1 июня 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Шишов И.П., Волоцкая Т.А., Явдоченко И.Н.
В судебное заседание стороны, третьи лица и их представители не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены в установленном порядке, согласно поступившему до начала судебного заседания заявлению истец и\заявленные им исковые требования поддерживает и просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Иные лица, участвующие в деле, причины неявки суду не сообщили, с заявлениями и ходатайствами об отложении рассмотрения дела к суду не обращались. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, третьих лиц и их представителей.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 10 октября 2017 года, вступившим в законную силу 13 ноября 2017 года, за ФИО признано право собственности на самостоятельный объект недвижимости - индивидуальный жилой дом лит. «А1» с пристройками лит. «А1-а1-а4», состоящий из помещений №6 - подсобное, площадью 4,2 кв. м, №1 - тамбур, площадью 1,1 кв. м, №5 -жилая комната, площадью 16,2 кв. м, №2а - санузел, площадью 1,3 кв. м, №3 - жилая комната, площадью 10,6 кв. м, №2 - кухня, площадью 7,4 кв. м, общей площадью 40,8 кв. м, жилой площадью 26,8 кв. м, хозяйственные строения лит. «Е» - сарай, лит. «И» - сарай, лит. «Уб1» - уборная, а также на земельный участок площадью 193 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 17 апреля 2020 года усматривается, что право собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества за ФИО в установленном порядке не зарегистрировано.
Согласно свидетельства о смерти, выданного 29 мая 2019 года Евпаторийским городским отделом ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым, ДД.ММ.ГГГГ Лагно Н.В. умерла.
Из материалов наследственного дела №, открытого к имуществу умершей 26 мая 2019 года ФИО, дела следует, что истец Лагно А.Н., являясь сыном умершей ФИО, в установленном законом порядке обратился к нотариусу Евпаторийского городского нотариального округа ФИО1 с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО., однако в выдаче свидетельства о праве на наследство ему было отказано в связи с тем, что право собственности на наследственное имущество, признанное за наследодателем по решению суда, не зарегистрировано в установленном порядке. Данные обстоятельства подтверждаются содержащимися в материалах дела Свидетельством о рождении Лагно А.Н. от 1 сентября 1955 года, сообщением нотариуса Евпаторийского городского нотариального округа Республики Крым ФИО1 от 27 ноября 2019 года.
Кроме того, из материалов указанного наследственного дела следует, что 20 августа 2019 года к нотариусу Евпаторийского городского нотариального округа Республики Крым ФИО1 обратилась ФИО2, являющаяся дочерью умершей ФИО с заявлением об отказе от принятия наследства по всем основаниям после смерти ее матери ФИО (л.д. 75).
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Определяя состав наследственного имущества, ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, вещи и другое имущество включается в состав наследства при условии, что наследодатель имел на них определенное вещное право. Необходимость существования права на имущество подтверждается указанием на то, что в состав наследства могут входить лишь принадлежавшие наследодателю вещи.
Отсутствие права на имущество у наследодателя не может привести к появлению права у наследника.
Поскольку в судебном заседании установлено, что решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 10 октября 2017 года, вступившим в законную силу 13 ноября 2017 года, за ФИО признано право собственности на самостоятельный объект недвижимости - индивидуальный жилой дом лит. «А1» с пристройками лит. «А1-а1-а4», состоящий из помещений №6 - подсобное, площадью 4,2 кв. м, №1 - тамбур, площадью 1,1 кв. м, №5 - жилая комната, площадью 16,2 кв. м, №2а - санузел, площадью 1,3 кв. м, №3 - жилая комната, площадью 10,6 кв. м, №2 - кухня, площадью 7,4 кв. м, общей площадью 40,8 кв. м, жилой площадью 26,8 кв. м, хозяйственные строения лит. «Е» - сарай, лит. «И» - сарай, лит. «Уб1» - уборная, а также на земельный участок площадью 193 кв. м, расположенные по <адрес>, суд приходит к выводу о том, что данное недвижимое имущество входит в состав наследства.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Положениями ч. 1 ст. 1154 ГК РФ установлено, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Статьей 1152 ГК РФ предусмотрено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства.
Из материалов дела следует, что истец Лагно А.Н., как наследник первой очереди после смерти своей матери ФИО в установленном законом порядке обратился к нотариусу по вопросу оформления наследственных прав.
Также к нотариусу Евпаторийского городского нотариального округа Республики Крым ФИО1 обратилась ФИО2, являющаяся дочерью умершей Лагно Н.В., с заявлением об отказе от принятия наследства по всем основаниям после смерти ее матери ФИО
Сведения о наличии иных наследников, принявших наследство после смерти наследодателя ФИО в материалах дела не содержатся.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гражданину гарантируется.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований Лагно А.Н. и о наличии достаточных правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 264 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лагно Александра Николаевича к Администрации города Евпатории Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Шишов Игорь Павлович, Волоцкая Татьяна Анатольевна, Явдоченко Ирина Николаевна, о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования по закону – удовлетворить.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО, умершей 26 мая 2019 года, индивидуальный жилой дом лит. «А1» с пристройками лит. «А1-а1-а4», состоящий из помещений №6 - подсобное, площадью 4,2 кв. м, №1 - тамбур, площадью 1,1 кв. м, №5 - жилая комната, площадью 16,2 кв. м, №2а - санузел, площадью 1,3 кв. м, №3 - жилая комната, площадью 10,6 кв. м, №2 - кухня, площадью 7,4 кв. м, общей площадью 40,8 кв. м, жилой площадью 26,8 кв. м, хозяйственные строения лит. «Е» - сарай, лит. «И» - сарай, лит. «Уб1» - уборная, а также на земельный участок площадью 193 кв. м, расположенные по <адрес>.
Признать за Лагно Александром Николаевичем право собственности на индивидуальный жилой дом лит. «А1» с пристройками лит. «А1-а1-а4», состоящий из помещений №6 - подсобное, площадью 4,2 кв. м, №1 - тамбур, площадью 1,1 кв. м, №5 - жилая комната, площадью 16,2 кв. м, №2а - санузел, площадью 1,3 кв. м, №3 - жилая комната, площадью 10,6 кв. м, №2 - кухня, площадью 7,4 кв. м, общей площадью 40,8 кв. м, жилой площадью 26,8 кв. м, хозяйственные строения лит. «Е» - сарай, лит. «И» - сарай, лит. «Уб1» - уборная, а также на земельный участок площадью 193 кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО, умершей 26 мая 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья Н.М. Володарец