№ 2-171/2023
64RS0047-01-2022-004577-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2023 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре судебного заседания Сельчуковой А.А., с участием представителя истца по доверенности Гареевой М.Х., третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Маршалкина В.Ф., представителя третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Маршалкина В.Ф., по доверенности Лобызовой Т.В., представитель ответчика ЖСК «Дубрава» по доверенности Эккерт А.А., представитель третьего лица комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности Бондаренко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела управления Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в интересах Маршалкина Виктора Федоровича к жилищно-строительному кооперативу «Дубрава» об обязании устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
исковому заявлению третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования Маршалкина Виктора Федоровича к жилищно-строительному кооперативу «Дубрава» об установлении факта и обязании устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
установил:
территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области обратился в суд в интересах Маршалкина В.Ф. к ЖСК «Дубрава»
об обязании устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, мотивировав свои требования тем, что согласно положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Саратовской области, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека от 10 июля 2012 г. № 750 начальник территориального отдела является главным государственным санитарным врачом в соответствующих административных территориях. Территориальный отдел осуществляет свою деятельность на административной территории г. Саратова. В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове
из Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области поступило обращение Маршалкина В.Ф. (вх. № 5438/ж-2021 от 12 сентября 2022 г.), проживающего по адресу: <адрес> на нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении контейнерной площадки у дома заявителя. Ранее по обращению Маршалкина В.Ф.
ТО Управление Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове в адрес ЖСК «Дубрава» выдавалось предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований ст. 11, ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г.
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также
п. 4,9,10,17 Сан ПиН 2.1.3684- 21 «Санитарно-эпидемиологические требования
к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических) мероприятий». Однако по вышеуказанному предостережению ответа от ЖСК «Дубрава»
не поступало. Нарушение имеет место быть и в настоящее время. Кроме того
11 октября 2022 г. в связи с поступившим обращением Маршалкина В.Ф.
в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Саратовской области» было направлено предписание (поручение) № 5554 от 11 октября 2022 г. о проведении экспертизы соответствия контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов во дворе <адрес> требованиям раздела 2, п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических мероприятий».
Поскольку государственный контроль за соблюдением законодательства
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является важнейшим элементом государственного регулирования в этой области, направлен, в первую очередь, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а в данном случае нарушения представляют собой угрозу жизни и здоровью граждан, главного государственного санитарного врача по г. Саратову обращается с иском в суд об устранении нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На основании изложенного, просил обязать ЖСК «Дубрава» устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении п.4 Сан ПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде
и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации
и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий», а именно привести расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного жилого дома
по адресу: <адрес> соответствии с вышеуказанным СанПиН, которое должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В ходе судебного разбирательства третьим лицом Маршалкиным В.Ф. были предъявлены исковые требования к ЖСК «Дубрава» об установлении факта
и обязании устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые мотивированы тем, что в сентябре 2021 г. председателем ЖСК «Дубрава»
Эккерт А.А. была организована площадка накопления твердых коммунальных отходов напротив входа в первый подъезд многоквартирного дома
по <адрес> с нарушением норм законодательства,
на расстоянии 9 метров вместо 20 метров, поскольку на этой площадке фактически отсутствует раздельное накопление ТКО, что подтверждается предоставленными
в дело доказательствами: фотографиями, письменными обращениями жильцов МКД по <адрес> в ЖСК «Дубрава», в ОП-5
в составе УМВД России по г. Саратову, экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии
в Саратовской области» № 9942 от 17 октября 2022 г. санитарно- эпидемиологической экспертизы контейнерной площадки, расположенной
по адресу: <адрес>. Факт отсутствия уменьшения расстояния от контейнерной площадки до МКД
по <адрес>, предусмотренного пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21, подтверждается: отсутствием решения Комитета ЖКХ администрации МО «Город Саратов» об уменьшении расстояния от контейнерной площадки
до МКД по <адрес> до 15 метров, уведомлением Комитета ЖКХ администрации МО «Город Саратов» о внесении в реестр места (площадки) накопления ТКО МКД по <адрес>
от 05 октября 2021 г. (исх. № 02-58-05-01/2423) и заявкой ЖСК «Дубрава»
от 29 сентября 2021 г., а также предоставленными в дело фотографиями
и экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № 9942 от 17 октября 2022 г., указывающими на размещение
на контейнерной площадке по <адрес> в <адрес> контейнеров для сбора бытовых отходов (смешанных отходов), бумаги, картона, пластика
и стекло, и на размещение данной контейнерной площадки на расстоянии 9 метров от МКД. Этими же фотографиями и письменными обращениями жильцов МКД
по <адрес> в ЖСК «Дубрава», в ОП-5 в составе УМВД России по г. Саратову подтверждается факт отсутствия раздельного накопления ТКО на контейнерной площадке до МКД по <адрес>
в <адрес>. Факт несоблюдения ЖСК «Дубрава» порядка содержания контейнерной площадки, предусмотренный Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Росстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 и Приложением №1 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эксплуатации контейнерных и специальных площадок» может быть подтвержден
в суде не только фотографиями, но и свидетельскими показаниями.
На основании изложенного просил установить факты, имеющие юридическое значение: отсутствия уменьшения расстояния от контейнерной площадки до МКД по <адрес>, предусмотренного пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21; отсутствия раздельного накопления ТКО
на контейнерной площадке до МКД по <адрес>; несоблюдения ЖСК «Дубрава» порядка содержания контейнерной площадки, предусмотренный Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 и Приложением № 1 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эксплуатации контейнерных и специальных площадок»; обязать ЖСК «Дубрава» устранить допущенные им нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде
и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и перенести площадку накопления ТКО по <адрес>
в <адрес> на расстояние не менее 20 метров от МКД; осуществлять содержание площадки накопления ТКО по <адрес> в <адрес> в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Росстроя РФ
от 27 сентября 2003 г. № 170 и Приложением № 1 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эксплуатации контейнерных и специальных площадок».
Представитель истца по доверенности Гареева М.Х., третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Маршалкин В.Ф. и его представитель Лобызова Т.В. в ходе судебного разбирательства поддержали заявленные требования в полном объеме, просили
их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ЖСК «Дубрава» Эккерт А.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении, пояснив, что контейнерная площадка соответствует всем требованиям законодательства, установлена в соответствии с решением собственников и иных жалоб, помимо Маршалкина В.Ф., который не проживает в данном помещении,
не поступало.
Представитель третьего лица комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов»
по доверенности Бондаренко С.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию ответчика ЖСК «Дубрава», поскольку установка данной контейнерной площадки была согласована с администрацией МО «Город Саратов» и соответствует всем нормам.
Изучив и исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, свидетелей и эксперта, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 89 от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления
в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Из положений ст. 13.4 указанного закона следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов
и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования
к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления,
за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган)
на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).
Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечиваться управлением многоквартирным домом со стороны управляющей организации, либо товариществом собственников жилья
или жилищным кооперативом, либо непосредственно собственниками многоквартирного дома (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27 сентября 2003 г. организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение
за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль
за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание
в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций)
без переполнения и загрязнения территории.
Более того, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг
и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержден постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. № 290, где также указаны работы
по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26 (1)).
Согласно подп. д (2) п. 11 Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 содержание общего имущества включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов
в соответствии с установленными требованиями.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ЖСК «Дубрава»
(ИНН 6454000073, ОГРН 1026403361269) является самостоятельным юридическим лицом (т. 1 л.д. 17-23), осуществляющей управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Согласно протоколу № 1 общего собрания собственников помещений
в форме очного голосования по адресу: <адрес>
от 23 июня 2021 г., было решено обустроить площадку и установить мусорные контейнеры у 1 подъезда, за проголосовали 4 411,32 голосов (75%), против – 1 470,43 голосов (25%), воздержавшихся не было (т. 1 л.д. 33-34).
Указанный протокол не был оспорен жильцами дома, в том числе Маршалкиным В.Ф., в связи с чем был приведен к исполнению ответчиком.
29 сентября 2021 г. ЖСК «Дубрава» обратилось с заявкой в комитет
ЖКХ Администрации МО «Город Саратов» о включении в реестр сведений о месте (площадке) накопления ТКО, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес> (т. 1 л.д.75-76).
На основании чего комитетом по ЖКХ администрации МО «Город Саратов» было направлено письмо № 02-58-05-01/2423 от 01 октября 2021 г. председателю ЖСК «Дубрава» о том, что указанная площадка внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО (т. 1 л.д. 74).
В соответствии с договором на безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) от 18 октября 2021 г. ЖСК «Дубрава» и ООО «ПАКМИЛ Энгельс» договорились о том, что ООО «ПАКМИЛ Энгельс» на безвозмездной основе установит контейнеры под отходы полимеров (ПЭТ бутылка) и макулатуры (картон, бумага) размером 1 500х1 000х 1 500 на территории, расположенной
по адресу: <адрес>, а также принимает на себя обязательство оказать услугу по вывозу отходов указанных контейнеров (т. 1
л.д. 39-40).
Установление раздельного места накопления ТКО подтверждается фотографиями, на которых видно, что на указанной площадке установлены раздельные контейнеры для сбора ТКО для бытовых отходов, а также для бумаги картона (т. 1 л.д. 71-73).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25 июля 2003 г., Маршалкин В.Ф. является собственником 1/3 доли общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес> (т. 1 л.д. 105).
Маршалкин В.Ф. неоднократно обращался с заявлениями о несогласии
с установкой указанной площадки, в том числе к ответчику ЖСК «Дубрава»,
в Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области.
В связи с поступившим обращением 30 сентября 2022 г. ЖСК «Дубрава» обратилось в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением об оказании помощи в определении и закреплении места установки либо переноса
уже имеющейся контейнерной площадки для жильцов дома, расположенного
по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 35).
Поступившее в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области было направлено в Управление Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
по Саратовской области для рассмотрения и принятия соответствующих мер
в части нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства
в связи с несоблюдением допустимого расстояния от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов. Сообщено, что специалистами министерства 09 сентября 2022 г.
в ходе обследования указанного места (площадки) накопления ТКО установлено, что отходы из контейнеров вывезены, контейнеры находятся в удовлетворительном состоянии, прилегающая к контейнерной площадке территория также находится
в удовлетворительном состоянии, однако напротив <адрес> организована несанкционированная свалка отходов. Учитывая изложенное, фотоматериалы министерства направлены в администрацию муниципального образования «Город Саратов» для рассмотрения и принятии соответствующих мер по очистке указанной территории в рамках соблюдения требований Правил благоустройства МО «Город Саратов», а также, что в рамках осуществления контроля за деятельностью регионального оператора установлено,
что транспортирование ТБО с указанной контейнерной площадкой осуществляется оператором ООО «Транссервис», нарушений периодичности транспортирования ТБО с указанной контейнерной площадки не установлено, что подтверждено выпиской из маршрутного журнала оператора и данными системы ГЛОНАСС
(т. 1 л.д. 9-10).
11 октября 2022 г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области было вынесено предписание (поручение) № 5554 на проведение в рамках утвержденного государственного задания государственной работы о проведении экспертизы
с целью определения соблюдения расстояния до жилого дома при раздельном накоплении ТКО (т. 1 л.д. 14).
В соответствии с выводами экспертного заключения № 9942 от 17 октября 2022 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес> не соответствует требованиям п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В рамках данного заключения, было установлено, что контейнерная площадка для сбора отходов имеет твердое покрытие (бетонное), ограждение с трех сторон и навес, выполнены из профнастила. На площадке установлено 6 контейнеров с крышками и маркировкой: 2 контейнера для сбора «бытовые отходы», 2 контейнера для сбора «бумага картон», 1 контейнер для сбора «стекло», 1 контейнер для сбора «пластик». Контейнерная площадка находится в удовлетворительном санитарном состоянии. Расстояние от контейнерной площадке до стены жилого <адрес> составляет 9 метров (т. 1 л.д. 15-16).
Кроме того, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области были вынесены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 29 июня 2022 г. № 349, от 20 апреля 2022 г. № 177, от 09 марта
2023 г. № 86 (. 2 л.д. 141-143).
В соответствии с п. 2 ст. 21 и ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания
и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами
и иными нормативными актами РФ.
В соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 (далее СанПин 2.1.3684-21 на территориях городских
и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой общения отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) (п. 3).
В силу п. 4 СанПин 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных площадок
до индивидуальных жилых домов детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки н
а создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных
до индивидуальных жилых домов должно быть не менее 8 метров.
Согласно п. 7 СанПин 2.1.3684-21 в случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
В соответствии с п. 2 ст. 13.4 от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов может осуществляться путем
их раздельного складирования по видам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Учитывая изложенное, слова «раздельное накопление отходов», указанные
в п. 5 СанПин 2.1.3684-21, следует понимать, как разделение ТКО по группам однородных отходов, не загрязняющих пищевыми отходами.
С целью выяснения наличия нарушений требований законодательства
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по ходатайству Маршалкина В.Ф. была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «РусЭксперт».
Согласно выводам экспертного заключения № 70/2022 от 28 апреля 2023 г., контейнерная площадка (раздельное накопление ТКО) по адресному ориентиру:
<адрес> соответствует строительным, санитарным нормам и правилам, а также соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21.
В результате проведенного исследования и измерений установлено, что, с учетом допустимых отклонений от СанПин 2.1.3684-21, установление в ином месте контейнерной площадки (раздельное накопление ТКО) для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес> возможно. Место расположения предполагаемых площадок и их координаты указаны
в приложении 1 фиолетовым цветом #1 и #2. В результате проведенного исследования установлено, что на момент проведения осмотра существующая контейнерная площадка (раздельное накопление ТКО) по адресному ориентиру:
<адрес> негативное воздействие на санитарно-экологическое благополучие жителей многоквартирного дома по адресу:
<адрес> – не оказывает, при ее использовании непосредственная угроза жизни и здоровью лиц проживающих в данном доме –
не создается (т. 2 л.д. 32-86).
Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования. Сделанные в результате исследования выводы мотивированны
и ясны, эксперты предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. У суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта, результаты которой считает правильными и кладет в основу решения.
Кроме того, в судебном заседании был допрошен эксперт Суетин А.С., который поддержал свое экспертное заключение и дал пояснения, аналогичные
данным в экспертном заключении.
Доводы истца о нарушении его прав и охраняемых законом интересов, в том числе на благоприятную среду являются несостоятельными, поскольку размещенная контейнерная площадка раздельного сбора ТКО соответствует строительным, санитарным нормам и правилам, а также соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21, как и не подтверждается фактор, оказывающий вредное воздействие на человека.
Допрошенная в судебном заседании специалист ФБУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Саратовской области» Пирунова Г.В., проводившая досудебное исследование, подтвердила выводы экспертного заключения № 9942 от 17 октября 2022 г., пояснив, в связи с нахождением в контейнерах пищевых отходов, она является смешанной и расстояние должно составлять не менее 20 метров.
Свидетели, допрошенные в судебном заседании, ФИО1
и ФИО2, пояснили, что не всегда своевременно осуществляется вывоз ТКО, если контейнеры для бытовых отходов переполнены, его бросают и в контейнеры раздельного сбора мусора.
Свидетели ФИО3 и ФИО4 пояснили, что ЖСК «Дубрава» делает все возможное для своевременного вывоза ТКО, а также по поводу установки данной контейнерной площадки проводилось собрание, не все были согласны, однако решение собрания собственников не было обжаловано.
Показания свидетелей последовательны, согласуются между собой, в связи
с чем оснований не доверять им у суда не имеется.
Из Правил благоустройства, мест накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 следует, что процедура создания мест (площадок) накопления ТКО зависит от того, на ком лежит обязанность по созданию таких мест (площадок). В пункте 3 Правил указано: места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность исполняется другими лицами. Данная норма согласуется со ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ в редакции Федерального закона № 503-ФЗ.
Таким образом, органу местного самоуправления, к компетенции которого относится создание мест накопления ТКО, согласования с Роспотребнадзором установки контейнеров не требуется, а требуется лишь запрос их позиции.
Отсутствие сведений о позиции органа Роспотребназдора в отношении установки спорной площадки, не является значительным нарушением, поскольку данная контейнерная площадка оборудована в соответствии с п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 и имеет бетонное покрытие, ограждение и присутствует доступ и подъезд к ней транспортного средства.
Действительно СанПиН 3.1.3684-21 предусмотрено, что расстояние до жилых зданий должно быть не менее 20 м, а с учетом погрешности в данном случае не менее 15 метров.
Установленный контейнер для раздельного сбора отходов, также не соответствует правилам СанПин, и количеству необходимых контейнеров для раздельного сбора отходов.
Однако, данные положения не устанавливают требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние от 20 до 100 м, а содержат требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания. Приведенные нормы допускают в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения предусмотренных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно.
Из пояснений представителя ответчика, а также участников процесса и свидетелей, на <адрес> отсутствует возможность переноса и установка контейнерной площадки без нарушений требований СанПин в части расстояний.
Доводы истца о нарушении его прав и охраняемых законом интересов, в том числе на благоприятную среду являются несостоятельными, поскольку размещение контейнеров на расстоянии менее 20 метров от жилого дома истца само по себе не является безусловным основанием для демонтажа контейнерной площадки, как и не подтверждается фактор, оказывающий вредное воздействие на человека.
Кроме того, истцом в судебное заседание также на предоставлено каких-либо доказательств причинение вреда здоровью проживающим гражданам в многоквартирном доме, а также наличия неприятных запахов исходящих из расположения контейнерной площадки для сбора ТКО и, соответственно, вредного влияния этих запахов на состояние его здоровья.
В ходе судебного разбирательства истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что в данном районе сложившейся застройки имеется возможность размещения контейнерной площадки в ином месте с учетом требований санитарных правил, а также не предоставлено подтверждающих доказательств, что расположение мусорного контейнера оказывает вредное воздействие на него.
Согласно представленных материалов дела, ЖСК «Дубрава» предпринимались все меры, направленные на охрану прав жителей на благоприятную среду, из заявления от 30 сентября 2022 г., направленного
в адрес администрации МО «Город Саратов», следует, что, ЖСК просил определить и закрепить иное место для установлении контейнерной площадки
(т.1 л.д. 35), направлял обращения в АО «Ситиматик» о переносе времени вывоза мусора с территории многоквартирного жилого дома с 3.00 часов - 4.00 часов ночи на 07.00 часов до 20.00 часов дня(т.1 л.д.52), в том числе 15 мая 2023 г. заключен договор выполнения работ (оказания услуг) № 873 с АО «Меддезинфекция» с целью выполнения дератизационных и дезинсекционных работ на контейнерной площадке накопления ТКО не прилегающей дворовой территории жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 144-145).
Несмотря на то, что экспертом была установлена возможность перемещения контейнерной площадки в иное место, с учетом, что, при перемещении
в определенные экспертом места, расстояние от площадки накопления ТКО
до жилого дома и детской площадки будет меньше, чем в прежнем месте расположения площадки накопления ТКО, а также, что расположенная в прежнем месте площадка накопления ТКО соответствует всем нормам и правилам,
не оказывает негативное воздействие на человека, суд полагает требования, заявленные к ЖСК «Дубрава», не подлежащими удовлетворению.
Обязание переноса место площадки накопления ТКО и другие обременения, в случае их возложения на ЖСК «Дубрава», приведут к дополнительным материальным обременениям для собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и на самого истца, а также ответчика, который лишь исполнил решение общего собрания собственников данного жилого дома от 23 июня 2021 г.(т.1 л.д.33-34, 53-64), а также предпринимает все меры для создания благоприятных условий.
Учитывая вышеизложенное, суд находит доводы истца необоснованными, а требования не подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу статьи 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт.
Заявленное истцом требование об установлении вышеуказанных фактов является излишним.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам.
В силу требований ст. 26 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. №155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» твердые и жидкие бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, и др.).
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. №64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Согласно п. п. 3.7.1, 3.7.3, 3.7.5, 3.7.5, 3.7.6 постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров для отходов без переполнения и загрязнения территории.
Данные требования действующего законодательства ЖСУК «Дубрава» исполняются надлежаще.
Доводы стороны истца о наличии бездействия со стороны ЖСК в части содержания контейнерных площадок ТКО и обязании их надлежаще их содержать, суд считает несостоятельными поскольку, как следует из вышеуказанных норм закона, на управляющую компанию многоквартирном доме возложена обязанность по организации контейнерных площадок, своевременность вывоза мусора, а также санитарно- эпидемиологическое их содержание, что подтверждается документами имеющимися в материалах дела. Однако, как следует из представленных фотографий истцом в материалы дела, на них имеются сведения о наличии мусора, расположенного рядом с контейнерами для мусора, а также наполненность одного контейнера при наличии рядом расположенного контейнера, что свидетельству о недобросовестном поведении самих жильцов дома и их отношения к окружающей среде и жильцам своего же дома.
Кроме того судом установлено, что с 12 августа 2018 г. вывоз твердых коммунальных отходов в Саратовской области осуществляет региональный оператор АО «Управление отходами», которое 20 апреля 2021 г. переименовано в АО «Ситиматик», который производит начисление платы гражданам по обращению с твердыми коммунальными отходами.
12 июля 2018 г. в газете «Регион64» АО «Управление отходами» опубликовало предложение о заключении публичного договора на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами (публичная оферта).
Обязанности регионального оператора определены пунктом 5.1.1. типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно «принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены настоящим договором».
В соответствии с договором складирование ТКО потребителями осуществляется в местах, определенных органами местного самоуправления (п. 2.2).
В силу пункта 9 Правил №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 1 Правил №1156).
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Абзацем 2 п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
В соответствии с пунктами 13, 14 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления ТКО.
В ходе рассмотрения дела установлено, а также подтверждается показаниями свидетелей о ежедневном вывозе мусора с территории многоквартирного дома, вопрос о недостаточности самих контейнеров или необходимости установления иного графика вывоза мусора, собственниками многоквартирного дома не было делегировано ЖСК, в связи с чем, истец как собственник помещения в многоквартирном доме не лишен возможности самостоятельного разрешения данного вопроса.
В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований
Маршалкина В.Ф. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по Саратовской области (ИНН 6454073184,
ОГРН 1056405410137) в интересах Маршалкина Виктора Федоровича к жилищно-строительному кооперативу «Дубрава» (ИНН 6454000073, ОГРН 1026403361269) об обязании устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отказать.
В удовлетворении исковых требований третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования Маршалкина Виктора Федоровича (паспорт серии серия №) к жилищно-строительному кооперативу «Дубрава» (ИНН 6454000073, ОГРН 1026403361269) об установлении факта и обязании устранить нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения отказать.
На решение суда может быть подана в Саратовский областной суд апелляционная жалоба через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня его изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья С.И. Долгова
В мотивированной форме решение суда изготовлено 02 июня 2023 г.