УИД: 38RS0035-01-2021-003882-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2021 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Хижаева А.Ю.,
при секретаре Лоза А.Е.,
с участием представителя истца ФИО4, действующей на основании доверенности от Дата, ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4633/2021 по иску Министерства имущественных отношений Адрес к ФИО2 о взыскании задолженности по арендной плате,
установил:
В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 являлась арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: Адрес кадастровый №, площадью 1496 кв.м из земель населенных пунктов, целевое назначение - для индивидуального жилищного строительства (далее - земельный участок). Земельный участок передан по акту приема передачи 18.10.2018. Срок действия договора с 18.10.2018 по 17.10.2038.
03.03.2021 зарегистрировано право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1496 кв.м.
В течение срока действия договора № от 18.10.2018 Ответчиком неоднократно нарушались обязательства по внесению арендной платы за пользование земельным участком, в связи с чем, образовалась задолженность.
Предупреждение министерства № от 23.04.2021 с требованием оплаты образовавшейся задолженности направлено 28.04.2021, однако, до настоящего времени обязательства Ответчиком не исполнены, что исключает возможность досудебного урегулирования спора.
Согласно расчету задолженность по внесению арендных платежей за период с 01.07.2020 по 02.03.2021 составляет 126 472 руб. 32 коп.
В соответствии с п. 5.3 Договора Арендатор, не внесший арендную плату в сроки установленные настоящим Договором, начисляется пени в размере 0,1% на сумму долга за каждый календарный день просрочки.
Согласно расчету задолженность пени за просрочку внесения платежей по договору за период с 12.11.2019 по 02.03.2021 составляет 36 160 руб. 09 коп.
Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03.03.2021 по 23.04.2021 составляет 777 руб. 11 коп.
С учетом уточненного иска, истец просил суд взыскать с ФИО2 в пользу Министерства имущественных отношений Адрес пени за просрочку исполнения обязательств по договору аренды в размере 36 160 руб. 09 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 777 руб. 11 коп.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Ответчик ФИО2 исковые требования не признала, свою правовую позицию изложила в возражениях на иск, просила суд применить к заявленным требованиям правила ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки, начисленный по договору аренды земельного участка.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области «О перераспределении полномочий между органами местного (самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области государственная собственность на которые не разграничена.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, является Министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30.09.2009 № 264/43-пп.
Таким образом, права и обязанности администрации Иркутского района, с момента изменения порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли в порядке правопреемства к Правительству Иркутской области в лице его уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения земельными участками - министерства имущественных отношений Иркутской области.
Министерство имущественных отношений Иркутской области осуществляет права стороны по договору аренды земельного участка № от 10.12.2015.
В соответствии со ст.ст. 606-607 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом.
В соответствии со ст.ст. 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Судом установлено, что 18.10.2015 между Министерством имущественных отношений Иркутской области (Арендодатель) и ФИО2 (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Адрес, площадью 1 496 кв.м., государственная собственность на который не разграничена. Земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок передан по акту приема-передачи от 18.10.2018.
Согласно п. 2.1 договора настоящий договор действует с 18.10.2018 по 17.10.2038 (сроком на 20 лет).
В соответствии с п. 4.4. договора, арендная плата состоит из единовременного платежа и периодических (ежеквартальных) платежей.
Согласно п. 4.5 договора, сумма единовременного платежа, определенная по результатам аукциона, составляет 189 280 руб.
Согласно п. 4.7 договора, сумма периодических (ежеквартальных) платежей определяется путем деления размера единовременного платежа, определенного в п. 4.5 договора, на количество дней в году и последующего умножения на количество дней в квартале и оплачивается с 18.10.2019.
Сумма периодических (ежеквартальных) платежей вносится не позднее 10 февраля, 10 мая, 10 августа, 10 ноября текущего года.
Ответчиком допущена просрочка внесения арендной платы за период с 01.07.2020 по 02.03.2021, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 126 472,32 руб.
Министерством имущественных отношений Иркутской области ответчику было направлено предупреждение № от 23.04.2021 с требованием о погашении образовавшейся задолженности, которое оставлено ФИО2 без удовлетворения.
При этом на момент рассмотрения дела в суде ответчиком представлены доказательства оплаты задолженности по арендной плате в полном объёме, в связи с чем, истцом были уточнены исковые требования.
В соответствии с п. 5.3. договора, за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных п.п. 3.4.5, 4.6, 4.8 договора, арендатор оплачивает арендодателю неустойку в размере 0,1% от невнесенной суммы арендной платы за каждый календарный день просрочки.
Представленный истцом расчет пени за период 12.11.2019 по 02.03.2021 в размере 36 160,09 руб. за ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору принимается судом как верный.
В силу п.п. 1, 2 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Пунктом 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства может быть уменьшена в судебном порядке (п. 1 ст. 333 ГК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, ч. 1 ст. 333 ГК РФ, закрепляющая право суда уменьшить размер подлежащей взысканию неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, по существу предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что согласуется с положением ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд, исходя из обстоятельств дела, суммы просроченного основного долга и его оплаты ответчиком на момент рассмотрения дела, учитывая длительность периода просрочки исполнения обязательств, находит основания для применения положений ст. 333 ГК РФ и уменьшения начисленной неустойки с 36 160 руб. до 9 000 руб.
Истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГКРФ, в размере 777,11 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, представленный истцом, арифметически верный, соответствует требованиям гражданского законодательства РФ. При этом оснований для применения к указанным требованиям ст. 333 ГК РФ, суд не усматривает.
Поэтому в данной части требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 333.19 НК РФ, поскольку истец при подаче искового заявления в суд был освобожден от оплаты государственной пошлины, с ответчика в бюджет муниципального образования «Город Иркутск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 308 руб. 11 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства имущественных отношений Адрес к ФИО2 о взыскании задолженности по арендной плате удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу Министерства имущественных отношений Адрес пени за просрочку исполнения обязательств по договору аренды в размере 9 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 777 руб. 11 коп.
В части требований Министерства имущественных отношений Адрес к ФИО2 о взыскании пени за просрочку исполнения обязательств по договору аренды в размере 27 160 руб. – отказать.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования «Город Иркутск» государственную пошлину в размере 1 308 руб. 11 коп.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста – 10 января 2022 г.
Судья: Хижаев А.Ю.