КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Полянская Е.Н. Дело №33-11160/2017
2.077г.
23 августа 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.
судей: Баимовой И.А., Киселевой А.А.
при секретаре: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Мельникова Романа Григорьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности постановки на учет,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю – Юрченко С.Н.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 28 марта 2017 года, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Главное управление МЧС России по Красноярскому краю поставить Мельникова Романа Григорьевича на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи 5 человек с 4 марта 2016 года.
В удовлетворении требований Мельникова Романа Григорьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Мельников Р.Г. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о признании незаконным решения, возложении обязанности постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, мотивируя требования тем, что с 01.09.1997 года проходил службу в ГПС МЧС России с последней занимаемой должностью заместителя начальника отдела организации оперативной службы – начальника дежурной смены ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Красноярскому краю».
По состоянию на 01.03.2016 года выслуга составляла 18 лет 6 месяцев. В настоящее время семья истца, включая супругу и трех детей, проживает в квартире общей площадью 65, 3 кв. м., то есть обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
04.03.2016 года истец обратился в адрес ответчика с документами для постановки на учет и получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
11.03.2016 года в постановке на учет жилищной комиссией истцу было отказано ввиду намеренного ухудшения им своих жилищных условий.
Полагая указанное решение жилищной комиссии незаконным, истец ссылался на отсутствие совершения с его стороны действий, направленных на ухудшение жилищных условий.
Так, 28.12.1992 года истец являлся стороной по договору о безвозмездной передаче жилого помещения по адресу: <адрес> в собственность, по которому доля истца составляла 1/3.
11.12.2006 года истцом приобретена квартира площадью 26 кв. м. по адресу: <адрес>, государственная регистрация прекращения права -07.02.2007 года.
10.08.2010 года по договору дарения истцом приобретена квартира, общей площадью 36 кв м., расположенная по адресу: <адрес> государственная регистрация прекращения права произведена 16.04.2012 года.
11.07.2011 года в соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию истцом получена 21/25 доли в праве на жилое помещение по <адрес>, общей площадью 29, 4 кв. м., государственная регистрация прекращения права - 24.08.2011 года.
18.10.2013 года в Дивногорский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю истцом представлен пакет документов, включавший: договор дарения между М. (даритель) и Мельниковым Р.Г. (одаряемый) на 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес> и договор купли-продажи 1/2 доли квартиры по адресу: <адрес>, приобретаемой по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал.
30.10.2013 истец получил свидетельство о регистрации права собственности на 1/2 доли в данной квартире и договор дарения с отметкой о праве дарения без ограничений (обременений), указанных в свидетельстве ЕГРП.
05.11.2013 года ответчиком проведена государственная регистрация прав на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
При этом при проведении регистрации истцу не разъяснялось, что приобретение квартиры с использованием сертификата на материнский капитал является ипотекой и обременение ложится на членов семьи истца, а не на Управление пенсионного фонда в г. Дивногорске как на лицо, ответственное за перечисление денежных средств на счет продавца.
Кроме того, истец полагал, что ограничение в виде ипотеки, принятое регистрирующим органом в отношении всей квартиры, является незаконным, ограничивающим его права как собственника, так как на средства материнского капитала приобреталась лишь 1/2 доля в квартире, которая и подлежит обременению.
В указанной связи истец просил обязать Управление Росреестра по Красноярскому краю внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество в части обременения в виде ипотеки на 5/8 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, исключив принадлежащую Мельникову Р.Г., на основании договора дарения от 18.10.2013 года, 1/2 долю в праве; признать незаконным отказ ГУ МЧС России по Красноярскому краю в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признать за Мельниковым Р.Г. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения строительства жилого помещения; обязать ответчика поставить его на учет с момента рассмотрения комиссией заявления о постановке на учет с 11.03.2016 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю – Юрченко С.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на ошибочность выводов суда об обеспеченности Мельникова Р.Г. и членов его семьи жилой площадью менее 15 кв.м. на каждого человека и указывая на необходимость учета при произведении расчета площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности Мельникова Р.Г. и членов его семьи.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю Юрченко С.Н. (доверенность от 04.04.2016 года), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Мельникова Р.Г., просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Порядок обеспечения жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы регламентирован положениями Федерального закона №283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статьей 4 названного Закона установлено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу части 3 указанной нормы, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, в том числе, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п.2).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.4 Закона).
Порядок и условия предоставления такой выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369(далее- Правила).
Согласно пункту 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, где указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, не трудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31ЖК РФ).
Таким образом, при определении обеспеченности жилой площадью следует исходить из общей площади жилых помещений и количества лиц, в них проживающих.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Мельников Р.Г. проходит службу в ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Красноярскому краю» в должности заместителя начальника отдела – начальника дежурной смены отдела организации оперативной службы. Согласно справки ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Красноярскому краю» от 01.03.2016, выслуга лет по состоянию на 01.03.2016 составляет 18 лет 06 месяцев.
04.03.2016 в ГУ МЧС России по Красноярскому краю поступил рапорт Мельникова Р.Г. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, с представлением документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Заявление и документы истца рассмотрены комиссией ГУ МЧС по краю 11.03.2016, сделан вывод о том, что Мельников Р.Г. совершал действия, утрачивающие основания (условия) для принятия на учет по предоставлению единовременной социальной выплаты, не истек пятилетний срок со дня совершения данных действий, предусмотренный ч. 8 ст. 4 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ. Кроме того, сотрудником не представлены следующие документы: согласие на обработку персональных данных на всех членов семьи; на жилое помещение по адресу: <адрес>, финансово-лицевой счет с приложением документов на жилое помещение (договор, свидетельство о государственной регистрации права), на жилое помещение по адресу: <адрес>, финансово-лицевой счет с приложением документов на жилое помещение; на жилое помещение по адресу: <адрес> документы на жилое помещение (договор купли-продажи 1/2 доли от 05.11.2013, свидетельство о государственной регистрации права от 31.10.2013); выписки из домовых книг и копии финансово-лицевых счетов с приложением документа на жилые помещения с последних мест регистрации на всех членов семьи за последние пять лет, копия послужного списка, справка кадрового органа об общей календарной выслуге лет; справки ФГУП «Ростехинвентаризация –федеральное БТИ» о наличии собственности и частного домовладения с мест проживания за период с 1991 по 1999 годы на Мельникова Р.Г. и Мельникову (ранее Чикунову) Е.А.; сведения ЕГРП о наличии собственности на всех членов семьи; на жилое помещение по адресу: <адрес> выписку из домовой книги и копию финансово-лицевого счета с приложением документов на жилое помещение (договор, свидетельство о государственной регистрации права), на жилое помещение по адресу: <адрес> выписку из домовой книги и копию финансово-лицевого счета с приложением документов на жилое помещение; справка о предоставлении субсидии на приобретение жилья с прежнего места службы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, ссылаясь на приведенные выше положения закона, установив обеспеченность жилым помещением на одного члена семьи истца менее 15 кв.м., пришел к выводу о том, что документами, представленными истцом ответчику достоверно подтверждено наличие у него права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию п.2 части 3 ст.4 Федерального закона №283-ФЗ от 30.12.2012.
Так, судом установлено, что истец и члены его семьи: супруга Мельникова Е.А., сын Мельников С.Р., <дата> рождения, дочь Мельникова Ю.Р., <дата> рождения, сын Мельников А.Р., <дата> рождения проживают в квартире по адресу: Красноярский край, <адрес> общей площадью 65,3 кв.м. Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности: Мельникову Р.Г. - 5/8 доли в праве на основании договора дарения от 18.10.2013, договора купли-продажи от 18.10.2013, Мельниковой Е.А. – 1/8 доли в праве на основании договора купли-продажи от 18.10.2013, Мельниковой Ю.Р. – 1/8 доли в праве на основании договора купли-продажи от 18.10.2013, Мельникову С.Р. – 1/8 доли в праве на основании договора купли-продажи от 18.10.2013. Указанная квартира была приобретена Мельниковым Р.Г. на основании договора дарения от 18.10.2013 в размере 1/2 доли в праве и 1/2 доля в праве приобретена Мельниковым Р.Г., Мельниковой Е.А., Мельниковой Ю.Р., Мельниковым С.Р. по 1/8 доли каждому за счет использования государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. 22.03.2016 на основании заявления Маковецкой Т.П. и Мельникова Р.Г. запись об ипотеке в силу закона в отношении квартиры по адресу<адрес> была погашена.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, 24.08.2011 прекращено право собственности Мельникова Р.Г. в отношении 21/25 долей в праве собственности на квартиру общей площадью 29, 4 кв. м. по <адрес> в г. Красноярске; 16.04.2012 прекращено право собственности Мельникова Р.Г. в отношении жилого помещения общей площадью 36 кв. м. по адресу <адрес>; 07.02.2007 прекращено право собственности Мельникова Р.Г. в отношении квартиры общей площадью 26 кв. м по адресу: <адрес>
Таким образом, истец и члены его семьи имеют в собственности квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 65,3 кв.м., кроме того, супруга истца имеет в собственности 1/3 доли в квартире по адресу <адрес>, общей площадью 34, 4 кв. м, где проживают так же мать и брат супруги.
Общая площадь двух квартир составляет 99,7 кв.м (34,4кв.м.+65,3 кв.м), количество проживающих в них лиц-7. Следовательно, обеспеченность каждого проживающего составляет 14,24 кв.м., то есть обеспеченность жилой площадью менее 15 кв.м., установленных законом, что является основанием для постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Согласно справки о приеме от истца документов, 09.03.2016 истец представил в комиссию документы, предусмотренные п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2013 № 369: документы, удостоверяющие личность истца, супруги и свидетельства о рождении детей, выписки из домовой книги по месту жительства истца и его семьи, документы, подтверждающие права на жилые помещения истца и членов его семьи, справку о выслуге лет. Необходимость в предоставлении правоустанавливающих документов, выписки из домой книги на жилые помещения, на которые право собственности истца было прекращено, отсутствовала.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что еще при первоначальном обращении 04.03.2016 истцом на рассмотрение комиссии были представлены документы, достоверно подтверждающие право истца быть поставленным на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с чем отказ в постановке на учет по основаниям, указанным в протоколе заседания комиссии от 11.03.2016 года обоснованно признан судом незаконным.
Ссылки представителя ответчика на намеренное ухудшение истцом жилищных условий, что явилось основанием для решения жилищной комиссии от 11.03.2016, суд первой инстанции признал несостоятельными в силу следующего.
Частью 8 ст.4 Федерального закона №283-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Между тем, из материалов дела следует, что указанных действий истец не совершал. Из представленных документов видно, что первоначально истцом была приобретена в порядке дарения 1/2 доля в праве на квартиру по адресу <адрес>, после приобретения семьей второй доли в праве на указанную квартиру с использованием средств материнского капитала, доля истца в праве на эту же квартиру увеличилась и стала составлять 5/8, и в собственность семьи перешла вся квартира полностью. Указанные обстоятельства очевидно свидетельствуют об улучшении жилищных условий истца и его семьи. Обременение в виде ипотеки связано с временным периодом, необходимым для перечисления продавцу Пенсионным фондом РФ средств материнского капитала, и так же не может расцениваться как ухудшение жилищных условий.
Принимая во внимание, что истец обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров, обстоятельства, с которыми закон связывает возможность постановки сотрудника на учет, подтверждаются документами, представленными истцом в комиссию ГУ МЧС России по Красноярскому краю при подаче заявления 04.03.2016 и существуют так же на момент рассмотрения дела судом, порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты для приобретения жилого помещения были соблюдены истцом при подаче первоначального заявления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю обязанность принять истца с составом семьи 5 человек, включая супругу Мельникову Е.А., дочь Мельникову Ю.Р., сыновей Мельникова А.Р. и Мельникова С.Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи им первоначального заявления.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, предъявленных Мельниковым Р.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о возложении обязанности внести изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд первой инстанции о ссылкой на положения ст. 38 ГПК РФ, ст. ст.2, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обоснованно указал, что Управление Росреестра Красноярского края, в функции которого входит регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не имеет и не может иметь материальную заинтересованность в исходе дела, спор о праве между Управлением Росреестра и истцом не может возникнуть, соответственно Управление Росреестра Красноярского края не может являться ответчиком по делам о правах на недвижимое имущество.
Кроме того, предметом спора является право истца на получение единовременной социальной выплаты, в соответствии со специальным законодательством, регламентирующим службу в органах Государственной противопожарной службы, и органы Росреестра в данных правоотношениях не участвуют.
Как установлено по делу, регистрационная запись о наличии обременения в виде ипотеки на квартиру по адресу: <адрес> сохранялась в связи с отсутствием обращения истца и продавца квартиры для снятия обременения. На основании обращений указанных лиц 22.03.2016 запись об ипотеке погашена.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, содержащие несогласие с выводом суда первой инстанции об обеспеченности семьи истца жилой площадью на каждого члена семьи менее 15 кв.м., судебной коллегией во внимание не принимаются, так как они основаны на неверно истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, а именно, положениях статей 30 и 31 Жилищного кодекса РФ,п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в соответствии с которыми при определении обеспеченности жилой площадью следует исходить из общей площади жилых помещений и количества лиц, в них проживающих.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 28 марта 2017 года– оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Красноярскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: