Дело № 2а-566/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 июля 2018 года г. Сарапул
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Заварзина П.А.,
при секретаре Коробейниковой Т.А.,
с участием:
административного истца ФИО2, действующей за себя и в качестве законного представителя ФИО10, ФИО8 и ФИО9;
представителя административного истца ФИО2 – ФИО6;
представителя административного ответчика Администрации МО «Сигаевское» - ФИО7;
административного ответчика главы муниципального образования «Сигаевское» - ФИО5,
заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, действующей за себя и в качестве законного представителя своих несовершеннолетних детей ФИО10, ФИО8 и ФИО9, к Администрации муниципального образования «Сигаевское», главе муниципального образования «Сигаевское» - ФИО5 о признании постановления органа местного самоуправления незаконным,
установил:
ФИО1, ФИО2, действующая за себя и в качестве законного представителя своих несовершеннолетних детей ФИО10, ФИО8 и ФИО9 обратились в суд с административным иском к Администрации МО «Сигаевское» о признании постановления органа местного самоуправления незаконным.
В ходе производства по делу в качестве соответчика привлечен должностное лицо, подписавшее оспариваемое постановление – глава Администрации МО «Сигаевское» ФИО5
В обоснование иска приводятся доводы о том, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:440, площадью 1593 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №, в равных долях по 1/5 доли каждый. Данный земельный участок относится к категории земель: «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «индивидуальное жилищное строительство». Собственником соседнего участка № является ФИО3 В 2017 г. истцы обнаружили, что часть принадлежащего истцам участка, площадью 50 кв.м. ФИО3 была отгорожена и на ней начато строительство, в связи с чем истцы обратились в Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о принятии мер по устранению нарушения требований земельного законодательства. Меры к ФИО3 были приняты и границы участков были восстановлены. Но построенные с нарушением градостроительных, санитарно-эпидемиологических правил на границе земельных участков баня, канализация и фундамент под гараж остались. ФИО3 вместо того чтобы перенести указанные объекты обратилась в Администрацию МО «Сигаевское» с заявлением о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в части уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка. Постановлением главы администрации МО «Сигаевское» № от ДД.ММ.ГГГГ на основании проведенных публичных слушаний было принято решение предоставить ФИО3 разрешение на отклонение от предельных параметров. С указанным постановлением истцы не согласны. В результате принятия указанного постановления, собственнику участка № ФИО3 разрешено построить на своем участке объекты капитального строительства на расстоянии 50 см. от границ принадлежащего истцам земельного участка. В настоящее время и на момент проведения публичных слушаний, ФИО3 возведены на границе земельных участков капитальная баня, капитальный фундамент под гараж. Так же ФИО3 устроена система сливной канализации, причем колодец данной канализации практически на границе участков. Строительство указанных объектов на границе участков противоречит «Правилам землепользования и застройки в МО «Сигаевское», а также санитарно-эпидемиологическим нормам. Оспариваемой истцами постановление принято Главой МО «Сигаевское» за пределами полномочий, так как основано постановление на результатах публичных слушаний, которые в силу закона проводиться не должны были. Фактически при наличии утвержденных «Правил землепользования и застройки в МО «Сигаевское» должно было приниматься решение об изменении указанных Правил, но тогда эти изменения касались бы всех землепользователей, и тогда бы наши права нарушены не были.
На основании изложенного административные истцы просят признать постановление Администрации МО «Сигаевское» № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ответчиком было принято решение предоставить ФИО3 разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в части уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:441, расположенного по адресу: <адрес>, участок 9, в целях определения допустимого размещения объектов, согласно приложенной к постановлению схеме – расстояние от границы земельного участка до объекта капитального строительства граница точек 2-2---05 метров, недействительным.
Административный истец ФИО2, действующая за себя и в качестве законного представителя ФИО10, ФИО8 и ФИО9 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Пояснила, что границы земельных участков установлены. Ответчик построила баню, канализацию на границе земельных участков. Все постройки находятся в 50 см. от забора. ФИО3 выстроила указанные объекты до того как были проведены публичные слушания по её заявлению. Если нормативы установлены, то они должны быть соблюдены.
Представитель административного истца ФИО2 – ФИО6 в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Считает, что оспариваемое постановление следует признать незаконным.
Представитель административного ответчика Администрации МО «Сигаевское» - ФИО7 в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями не согласен. Указал, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с правилами застройки. Публичные слушания были назначены в соответствии с установленными правилами и действующем законодательством. Считает, что истцами не представлено доказательств того, что указанным постановлением нарушены были их права.
Административный ответчик глава муниципального образования «Сигаевское» - ФИО5 возражал против удовлетворения административного иска. Считает, что постановление вынесено законно и обоснованно. Кадастровые работы по земельному участку ФИО3 проводились кадастровым инженером Кретовой. В дальнейшем была выявлена кадастровая ошибка. У ФИО3 уже на тот момент были выстроены постройки, в соответствии с правилами землепользования и застройки, до уточнения границ с ФИО2. Истцы принимали участие в публичных слушаниях и были против отклонения от параметров. Результаты публичных слушаний не являются обязательными для принятия постановления. Если бы ФИО3 сейчас заявила о предоставлении отклонений от нормы до строительства объектов, то такого разрешения бы не дали. К каким-либо специалистом противопожарного надзор, санэпид-надзора и т.п. за консультацией не обращался.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании пояснила, что считает иск необоснованным. Указала, что были выделены земельные участки, они все были отмежеваны. Она (ФИО3) начала строительство на расстоянии более метра от колышков по границе. Впоследствии выяснилось, что граница на местности определена не правильно. Между участками стояли только колышки, которые установила кадастровый инженер Кретова. После этого ФИО1 также сделали межевание и граница сместилась. Перед тем, как строить она не проверяла где её граница в соответствии с установленными координатами на местности.
Административный истец ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Согласно положений ст. 226 КАС РФ, судом дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 25 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении данной категории дел по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО1 являются собственниками общей долевой собственности (доля в праве 1/5) земельного участка, площадью 1593 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок 7 (свидетельства о государственной регистрации права от 13.04.2016 г.).
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:441 площадью 1529 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №.
Постановлением Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения 35 земельных участков на кадастровом плане для индивидуального жилищного строительства на территории МЛ «Сигаевское» в массиве «Новосельский».
Согласно предписанию Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 предписано устранить нарушение земельного законодательства, а именно привести границы своего земельного участка в соответствии с межевым планом.
Главой Администрации МО «Сигаевское» ФИО5 в целях выявления и учета мнения интересов жителей <адрес> по вопросу предоставления ФИО3 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по адресу: УР, <адрес>, уч. 9, вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении публичных слушаний…». Указанное постановление опубликовано на официальном сайте МО «Сигаевское» в сети Интернет.
Из протокола о публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в публичных слушаниях приняли участие жители <адрес>, общее количество участников – 7 человек. По результатам голосования принято решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, поскольку проголосовало "за" - 6 участников, "против" – 1.
Постановлением Главы Администрации МО «Сигаевское» от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании положительного заключения публичных слушаний и рекомендации Комиссии по градостроительству и земельным отношениям, предоставлено ФИО3 разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства в части уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка с кадастровым номером 18:18:016001:441 по адресу: <адрес>, уч. 9. Расстояние от границы земельного участка до объекта капитального строительства граница точек 2-3-0,5 метров.
Согласно п. 1 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок принятия решения по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирован ст. 40 ГрК РФ.
В соответствии с пунктами 1 - 3 указанной правовой нормы правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Согласно ч. 1 ст. 17 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Сигаевское» <адрес>», утвержденных Решением Совета депутатов муниципального образования «Сигаевское» от 20.12.2013 г. № 75/11 (далее – Правил), правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Между тем, ФИО3 не относится к лицам, которые в силу ст. ГрК РФ и п. 17 указанных Правил имеют право обратиться за подобными разрешениями.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 40 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Кодекса.
Согласно ч. 5 ст. 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Частью 6 ст. 40 ГрК РФ предусмотрено, что глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Из толкования приведенных норм материального права в их совокупности следует, что проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.
Частью 5 ст. 17 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования «Сигаевское» Правил определено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций с указанием причин принятия решения и направляет указанные рекомендации Главе муниципального образования.
Вместе с тем, в представленных в дело рекомендациях Комиссии отсутствует указание причин принятия решения о разрешении ФИО3 на вышеуказанные отклонения.
Законодательство (ст.2 ГрК РФ) о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Этим же принципам должны соответствовать правовые акты органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, в том числе и постановление администрации муниципального образования «Сигаевское» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, издавая оспариваемое постановление главой муниципального образования не предпринято мер по определению того, - не произойдет ли в результате издания такого постановления нарушения прав граждан, в т.ч. ФИО1 (истцов) заявлявших о несогласии с заявлением ФИО3.
Таким образом, спорное постановление противоречит вышеуказанным нормам действующего законодательства. При этом, со стороны ответчиков (в нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) не представлено доказательств отсутствия нарушения прав истцов в результате издания постановления, которое, фактически направлено на сохранение построек гражданки ФИО3, выстроенных с нарушением нормативов, установленных Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования «Сигаевское», что недопустимо.
Таким образом, административный иск ФИО1, ФИО2, действующей за себя и в качестве законного представителя своих несовершеннолетних детей ФИО10, ФИО8 и ФИО9, к Администрации муниципального образования «Сигаевское», главе муниципального образования «Сигаевское» - ФИО5 о признании постановления органа местного самоуправления незаконным, подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1, ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░10, ░░░8 ░ ░░░9, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» - ░░░5 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» - ░░░5 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.